Политические системы

Политические системы

Понятие “политическая система” было введено в политологию в середине XX века политологом Д. Истэном с целью отразить политику как самостоятельную сферу общества и характер связи политики с внешней средой внутри отдельно взятого государства и другими государствами.

Политическая система - это совокупность политических институтов, общественных структур, а также их взаимодействий, в которых реализуется политическая власть и осуществляется политическое влияние.

Понятие политической системы распространяется на всю политическую жизнь общества, в зависимости от степени развития экономической среды , глубины противоречий между основными противостоящими классами.

Политическая система общества отражает многообразные интересы социальных групп, которые непосредственно или через свои организации и движения оказывают определенное влияние на политическую власть. В случае соответствующего признания эти интересы реализуются при помощи политически управляемых структур, через политический процесс, т.е. путем принятия и осуществления политических решений. По л итическая система представ л яет собо й необходимый механизм, посредством которого осу щ ествляться полно в ластие, суве ренитет народа.

Политическая система любого общ е ства характеризуется наличием опред е ленных механизмов, которы е гарантируют ему устойчивость и жизн е способность. При помощи этих механизмов разрешаются социальные противоречия и конфликты, координируются усилия разных обществ е нных групп, организаций и движений, гармонизируются общественные отношения, достигается консенсус относительно основных ценностей, целей и направлений общественного разв и т и я. 2. Краткая характеристика политических систем как надстроечных, взаимно противоречащих и одновременно существующих . Основой, базисом любых политичестих формалий в любого типа обществе является экономика в ее различных формах и степенях развития.

Поэтому политические системы являются надстроечными и экономические связи являются их естественной основой. Они, в свою очередь, обусловлены общественным разделением труда в границах конкретного общества. Такое заимодействие экономики и политики можно проследить на протяжении многих сотен лет, от рабовладельческого строя до современных времен.

Целостность системы определяется границой устойчивых экономических связей.

Наиболее наглядно это проявилось в раннефеодальный период, когда полное господство натурального хозяйства могло породить жизнеспособные государственные образования в границах собственности феодала.Феодал выступал в качестве системообразующего субъекта, а король, с его номинальной властью, мог выступать лишь в качестве объединительного центра во время военной опасности для страны. Такие политические системы хоть и были значимы, но неотличались особой устойчивостью, т.к. не были пронизаны сетью экономических связей на основе разделения труда.

Создать их между натуральными хозяйствами оказалось невозможно и как пример или следствие того может служить распад империи Карла Великого в IX веке. По мере экономического усиления буржуазии, подъема промышленности и торговли, в единое целое объединялись отдельные виды производств, и все большее число классов в социальные группы. И только в таких условиях появилась возможность возникновения политических систем в масштабах целых стран.

Буржуазия породила новое социальное явление в политической жизниустойчивое противоборство двух политических систем: буржуазной и пролетарской.

Предпочтительное положение в нем занимает б уржуазия, ибо ее система включает в себя органы власти. Кроме государства политическая система буржуазии опирается на политические партии (не только правящую, но и оппозиционные), религиозные, а также общественные организации, помогающие буржуазии удерживать политическое господство. С и х помощью ей удается выдать свой интерес за общеполитический (пусть временно, даже кратковременно, но этого зачастую вполне достаточно), чтобы прийти к власти. А для ее удержания найдутся и другие средства. В отличие от буржуазной, политическая система пролетариата лишь борется за власть, ибо только через механизм власти можно осуществить свои программы и инициативы.

Степень устойчивости политической системы рабочего класса зависит, с одной стороны, от наличия материальных предпосылок перехода к новому уровню развития производительных сил, а с другой — от его способности с приходом к власти быстро взять под контроль систему производства и распределения. В качестве вывода можно кратко обобщить: в общ е ст в е с противоположными классо в ыми интер е сами, как правило, с к лады в аются две политические системы: господствующего класса и угнетен н ого. Если первая создает субъект власти, то вторая — субъект борьбы против . Тем самым развитие политических систем есть естественно - исторический процесс, про т екающ и й по объектив н ым законам функционирования общества. А сист е м н ые связи в политической системе возникают и соверш е нствуются н е произволь н о, а обусловле н ы уровнем развития производительных сил и соответствующих им базисных и надстроечных отношений. II. Структура политических систем 1. Графическое представление структуры политических Вне зависимости от класса или группы классов, интересы которых представляет политическая система, на любом отрезке исторического промежутка, начиная от становления и укрепления буржуазии, политические системы имеют структуру с одинаковыми элементами, взаимосвязанными между собой, образующими устойчивое единство.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
ПОЛИТИЧЕСКАЯ система общества
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ
ПОЛИТИ-ЧЕСКИЕ ИНСТИТУ-ТЫ
ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
ПОЛИТИ-ЧЕСКИЕ ОТНОШЕ-НИЯ
ПОЛИТИ-ЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
ПОЛИТИ-ЧЕСКИЕ НОРМЫ И ПРИНЦИПЫЫ
государство, политические и неполитические организации
учреждения, церковь, средства массовой информации
идеология общественное мнение
классовые внутриклассовые межнациональные
система ценностей представления об обществе религия
политические моральные правовые традиции символы
2. Оценка компонентов графического представления структуры политических систем.

Функции политических систем . Центра л ьным эле м е н том, стержнем политической системы является политическая власть . Пол и т и ч е ская власть в основе своей государств е нная.

Политическая власть отличается рядом особ е нностей. Она затрагивает интер е сы огромных масс людей, выража е тся в руководстве обществом со стороны социальных групп, занимающих господствующие позиции в экономической жизни. Это руководство проявляет себя в конечном счете как общеобязательное и осущ е ствляется как при непосредственном участии домин и рующих в обществе социальных сил, так и через государство, общ е ственно-политические организац и и, по л итические группы и их ли де ров. М ожно выделить три основных слагаемых политической власти: политические, несобственно политические и неполитические организации . Собств е нно полит и ч е ские организации прямо и непосредственно осуществляют политич е скую власть в полном объеме либо по крайней мере к этому стр е мятся.

Осуществление власти или борьба за в л асть — это главно е в их д е ят е льности.

Собствен н о политическими организац и ями являются госу д арство и политические партии.

Несобств е нно политич е скими являются организации, деятельность которых хотя и связана с осуществлением политической власти, но это лишь один из аспектов их функционирования.

Примером являются профессиональные союзы, кооперац и я и др.

Отдельную группу составляют организации неполитические. Они по существу не участвуют в осуществлении политической власти.

Примерами таких организаций в наших условиях являются добровольные спортивные общества.

Государст в о я в ля е тся в ыразит е лем интер е сов и воли экономически господствующ е го класса , содействует сохранению его дом и нирующего положения в обществе, охраняет условия эксплуатации и удерживает в узде классовых против ников, с другой — государство как официальный представитель граждан ского общ е ства осущ е ствля е т выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества.

Значительную роль в жизни современного общества играют полити ческие партии. Это атрибут любой развитой политической системы. (К середин е 90-х годов в более чем 100 стра н ах действовали свыше 5 5 0 партий.) Они являются выразителями интересов и целей определенных классов и социальных групп, принимают активное участие в функционировании политической власти либо оказывают на нее опосредованное влияние.

Характерным для деятельности партий является их стремл е ние объединить различны е социальные силы вокруг своих идеалов и программ, оказать идеологическое воздейст в и е на населени е , на формирование е го политического сознания.

Политические отношения представляют разновидность общественных отношений и складываются в процессе осуществления политической власти, либо по поводу нее. Их можно разделить на три группы.

Прежде всего это отношения м е жду классам и , нац и ями и государствами. Межклассовые, внутриклассовые и межнациональные отношения составляют основу политической системы и отражаются в функционирова н ии со ответствующих политических орга н изаций и их взаимоотношениях.

Другую группу составляют отношения, одной из сторон которых является политическая организация, функционирую щ ая в данном обществе. Эти так называемые в е ртикальны е отношения складываютс я в процессе осуществл е ния политич е ской в ласти, воздействия органов руководства и управл ен ия на социально-экономич е ски е , политич е ские и культур н ые процессы. Они также имеют важно е значен ие для характеристики сущности и социаль н ых функций политической системы, методов осуще ст в л ен ия политич е ской власти. В третью группу политич е ских отнош е ни й можно включить отношения, которы е складываются межд у политич е скими организациям и и учреждениями.

Иногда именно эти отно ше ния, наряду с политич е скими организа циями, объединяют понятием политической системы общества.

Существенным элементом политич е ской системы являютc я политиче ские пр инципы и нор м ы. Они составляют ее нормативную основу. Насколько отличаются друг от друга политические режимы (например, тоталитаризм и политический плюрализм), настолько же различаются принципы и нормы, лежащи е в основе функционирования соответствующих политических систем.

Указанные нормы регулируют политические отношения, придавая им упорядоченность, опр е деляя желательно е и нежелательное, дозволенное и недозвол е нно е с точки зр е ния укрепления политической системы. Ясно, например, что принципы диктатуры пролетариата или принципы и нормы д е мократического централизма, призна ваемые ( и ли признававшиеся) коммунистическими партиями, несовмести мы с сущ е ствующими ныне в западных индустриальных обществах политическими системами. Через политические принципы и нормы получают официальное призна н ие и закрепление определенные социальные интересы и политические устои. В свою очередь при помощи этих принципов и норм политико-властные структуры доводят до сведения общества, социальных групп, отдельных индивидов свои цели, обоснование принимаемых политических решений и определяют своеобразную модель поведения, которой будут руководствоваться все участники политич е ской жизни.

Закрепляя в принципах и нормах запреты и ограничения, согласован и е интересов и поощрение инициативы, силы, доминирующие при данной политической системе, оказывают регулирующее воздействие на политические отнош е ния, а через них и на другие виды общественных отношений. К числу элементов политической системы общества относятся также политическое сознание и политическая к ультура . Являясь отражением и формируясь прежде всего под влиянием конкретной социальной и политич е ской практики, пр е дставл е ния, ценностные ори е нтации и установки участников политической жизни, их эмоции и предрассудки, оказывают сильн ей ш ее влияни е на и х пов е дени е и всю политическую динамику. И крайне важно учитывать политические настроения масс в процессе руководства и управления обществом.

Велика значимость политической идео л огии, которая занимает в политическом сознании ведущее место и служит определяющим фактором изменения и развития сферы политической психологии.

Политическая идеология в на и более концентрированном виде выражает коренные интересы социальных общностей, обосновывает их место и роль в общественном развитии, в политической системе общества в частности. Она служит концептуальной основой программы социально-экономических и политических преобразований, с которой выступают соответствующие социальные си л ы.

Оказывая в л иян ие н а выбор страт е гич е ского курса, разработку и принят и е по л итических решений , на политические взгляды и повед е ни е индивидов и социальных общностей, идеология выполняет в политической системе либо консолидирующую, стабилизирую щ ую роль, либо роль дестабилиз и рующую, деструктивную. Д л я функционирования политической системы исключительно большое значение имеет и характер доминирующей в обществе политической культуры, являющейся качественной характеристикой всей политической жиз н и, политич е ских и нститутов, отнош е ний и процессов. Б е з ее углублен ного изуче н ия невозможно понять р е альную политическую жизнь любого общ е ства, в частности политическ и е отнош ен ия и механизм политической власти.

Политическая культура представляет собой совокупность типичных для данного общества или социальной группы, укоренившихся образ ц ов (ст е реотипов) политич е ских представлений, ценностных ориентаций , уста новок и политического поведения.

Значимость политической культуры состоит пр е жде вс е го в том, что она способствует обеспечению стабильности политической системы . Хотя в социально разнородном обществе н е изб е жно сущ е ствование и контркультуры , которая направлена против господствующей сист е мы власти и играет дестабилизирующую, разрушит е льную роль.

Политическая культура выполняет весьма сущ е ств е нные для полит и ческой жизни общества функции. Ее регулирующая функция проявляется в прямом или косв е н н ом в озд е йст в ии на повед е ние людей и их организаций на восприяти е ими политических событий, оценку существовавших и ныне действующих политич е ских систем и их отдельных элементов. полит и ч е ских деят е лей, должностных лиц аппарата управления, а также на процесс подготовки и принятия политико-управленческих реше н ий и т.п. От соответствия пр и нимаемого решения доминирующей политическо м культур е з ави сят ст епен ь эфф е ктивности и м е тоды е го р е ализац и и. Восп и тат е льная функц и я проявля е тся в том, что политическая культу ра способствует инте лл е к т у альном у р азвит ию л и чности, расшир е нию ее кругозора ' за сч е т уж е усто я вшихся и в н овь полученных политических зна ни й. Осо бе нно с и льно е восп и т а т е льное воздейств ие на личность оказыв ае т п олитич е ская культур а и том случае, е сли усво ен ие знаний сопряж е но с формированием устойчивого интереса к пол и т и ческой жизни, выработкой опред е ленных установок на общественно-политическую д е ятельность и наход и т з атем выражение в повышении социальной активности личности, опр е д е л е нии ею своего . места и активной роли в жизни общества.

Сущность политической системы проявляется и в ее функциях. В обоб щенном плане они заключаются в следующем.

Политическая система отражает состояни е общ е ства, включая экономич е ски е условия его суще ствования, соц и альную и национальную структуру, демографич е ски е и экологические процессы, уров е нь образования населения, состояние общественного сознания, всю ду х овно-идеологическую жизнь, международное полож е ние. Ч е рез политическую систему вы я вляются и аккумулируются основные груп п ы co интересов, выстраиваются социальные приоритеты, что получа ет затем закр е п ле ни е в политик е . Наприм е р, в нынешних условиях в на ш ем общ е стве, пожалу й , самая сложн а я для политико-властных структур з а дача заключа е тся в том, чтобы н айти бала н с раз л ичных с оциаль н ых инт е р е сов пр и пер е ход е к ры н очным отношениям. Таким образом, политическая система является сложной, многогранной подсистемой общества. Ее оптимальное функционирование имеет исклю чительно важное значение для жизнеспособности и нормального развития как общества в целом, так и составляющих его соц и аль н ых групп и индивидов. III. Типы политических систем, определяемые господствующими производственными отношениями и классовой структурой общества. При рассмотрении в качестве примера переходного периода от феодализма к капитализму данный вопрос был частично рассмотрен.

Учитывая надстроечный характер политических систем уточним, что в зависимости от характера связей системы могут быть целостными (органическими) или суммативными . Там, где отношения между элементами политической структуры носят взаимопроникающий, взаимообуславливающий характер, формируются органически е сист е мы.

Именно они создают целое, свойство которого больше суммы свойств его частей. Там же, где происходит простое соединение качеств, возникают суммативные системы, порождающие целое, свойство которого равно сумм е свойств е го частей. По мнению некоторых политологов (А. Холла и Р, Фейджина ), целостность и суммативность являются, очевидно, не двумя разными свойствами, а крайними случаями одного и того же свойства — системности.

оценка кадастровая стоимость в Курске
оценка дома в Белгороде
оценка стоимости гаража в Москве