Реформы американской администрации в Японии после второй мировой войны

Реформы американской администрации в Японии после второй мировой войны

Самоизоляция Японии продолжалась более 200 лет. Около 150 лет тому назад самоизоляция Японии закончилась, и она вновь распахнула двери для других стран: Америки, России, Англии, Франции и др. В тот период колонизация Азии была в полном разгаре. Для того чтобы избежать колонизации Японии, а затем разорвать неравноправные договоры, заключенные с другими странами в момент «открытия» страны, и стать в один ряд со странами Европы и Америки, правительство Мэйдзи провозгласило политику «богатая страна, сильная армия», которую затем неуклонно проводило.

Необходимо было перенимать у Европы и Америки юридические и научные знания, технологии, быстрыми темпами развивать промышленность и укреплять вооруженные силы. И правительство Мэйдзи в этом преуспело. После победы в войнах с Китаем и Россией в Японии подняли голову национализм и милитаризм.

Япония сама вступила в империалистическое противоборство мировых держав, колонизировала Корею, осуществила агрессию в Китае и таким образом пришла к участию во Второй мировой войне. В результате Япония оккупировала большие территории в Юго-Восточной Азии и принесла азиатским народам огромные страдания и человеческие жертвы. Да и сама Япония потеряла три миллиона человек, а ее города Хиросима и Нагасаки единственными в мире были подвергнуты атомной бомбардировке. Вся страна представляла собой пепелище.

Проиграв войну, Япония впервые за 2000 лет своей истории подверглась оккупации Союзных держав. Для японского народа это явилось колоссальным потрясением. Цель данной работы рассмотреть следующие вопросы: как этой небольшой и, в сущности, слаборазвитой островной стране удалось избежать участи подавляющего большинства азиатских стран? Затем как она смогла в исторически короткие сроки добиться значительных успехов в деле модернизации экономики и общества, обеспечив себе место среди сильнейших стран мира и выступив с оружием в руках против ведущих мировых держав, принять участие в попытках его очередного передела? Также, каким образом, американские оккупационные власти провели широкую демократизацию общественно-политического устройства Японии. Ее наиболее важными проявлениями были утверждение многопартийной системы, формирование независимых профсоюзных объединений, существенное ограничение полномочий государственного аппарата и подчинение всей его деятельности жестким нормам законов, ответственность правительства перед парламентом в условиях небывалой гласности, а также отстранения от участия в общественной жизни одиозных фигур прежнего режима. Ещё необходимо отметить, что американцы стремясь демократизировать в Японии все внутренние структуры, чтобы не допустить возрождения тоталитаризма сослужили добрую службу японскому феномену.

Разумеется, эта услуга не только американцев.

Жестокое поражение в войне создало благоприятную почву для перемен. Но все же послевоенные реформы в Японии, проведенные американцами можно прировнять по глубине социально–экономических и политических преобразований к революции.

Специфической, но революции. Все мероприятия американцев в Японии осуществлялись через местную администрацию, которая служила своего рода «ситом». Это позволило японцам определить пропорции между традиционными и современными структурами, «переварить» реформы таким образом, что остался нетронутым культурно – цивилизованный слой, был обеспечен плавный, наименее болезненный переход общества от одного состояния к другому.

Задачами работы являются: рассмотрение этапа оккупации в послевоенной истории Японии, изучение основных положений Конституции 1947 года, в том числе более подробное рассмотрение роли Императора и его полномочий; социально-экономические реформы и экономика в послевоенные годы. В целом, если говорить о японской экономике, то ограничения наложенные на побежденную в войне Японию, несомненно, придали специфический характер послевоенному экономическому восстановлению.

Перевод хозяйства на мирные рельсы с рентабельным использованием наличных производственных мощностей, с реализацией планов прибыльного промышленного строительства оказался как никогда ранее прочно привязанным к налаживанию выпуска гражданской продукции вообще и предметов личного потребления в особенности.

Историография данного вопроса представлена в работах Вербицкого С.И., Кузнецова Ю. Д., Барышникова О. Г. и других отечественных авторов.

Следует отметить коллективную монографию ведущих российских японоведов, выпущенную сравнительно недавно (1999 г.), именно в этих работах подробно освещен изучаемый вопрос японской политической истории. В качестве основного источника будет рассматриваться Конституция Японии от 1947 г. Также была использована зарубежная литература таких авторов как Michael Howard и Wm . Roger Louse , Енэмура М., Цукамото Х. Активное использование ресурсов Интернета. Лишь при использовании их я могла ознакомиться со статьями зарубежных авторов, узнать их мнение по данному вопросу. 1. Своеобразие этапа оккупации в послевоенной истории Японии В результате поражения Японии во Второй мировой войне в стране был установлен американский оккупационный режим.

Своеобразие этапа оккупации в послевоенной истории Японии заключался в том, что хотя верховная власть в государстве находилась в руках американской оккупационной армии, её командования, выступавшего от имени союзных держав, США осуществляли эту власть не непосредственно, а через японское правительство. На Московском совещании министров иностранных дел СССР, США и Великобритании в декабре 1945 г. было решено создать из представителей государств, воевавших с Японией, Дальневосточную комиссию с местопребыванием в Вашингтоне, для определения общей политической линии союзников в отношении Японии. А также Союзный совет для Японии в Токио из представителей США, СССР, Великобритании и Китая для консультации и советов главнокомандующему оккупационными войсками по вопросам управления Японией.

Основы послевоенной политики союзных держав в отношении Японии были определены Потсдамской декларацией от 26 июля 1945 г. В ней говорилось о необходимости искоренить навсегда милитаризм в Японии, устранить препятствия к возрождению и укреплению демократических тенденций в японском народе, установить свободу слова, вероисповедания и мышления, уважать основные человеческие права. На основе Потсдамской декларации оккупационные власти издали ряд директив по демократизации и демилитаризации Японии. Была разрешена деятельность политических партий, освобождены политические заключенные, в том числе и коммунисты, принят закон о профсоюзах, впервые в истории Японии предоставлявший всем рабочим право на организацию профсоюзов, коллективные переговоры и стачки.

Введено всеобщее избирательное право как для мужчин, так и для женщин [13]. Провозглашены демократические свободы - слова, печати, собраний, организаций, вероисповедания. Все вооруженные силы Японии были демобилизованы, а военные учреждения и тайная полиция ликвидированы.

Милитаристские и шовинистические организации подлежали роспуску. И это только малая часть того, какие изменения коснулись Японии после её поражения. 1.1. Первый период оккупации США как главная оккупирующая держава была вынуждена, по крайней мере, в первые послевоенные годы, придерживаться основных положений Потсдамской декларации, хотя довольно скоро выяснилось, что подлинные цели американского империализма в отношении Японии значительно расходятся с линией, определенной в этом документе.

Однако американским оккупационным властям приходилось считаться с волей народных масс Японии, решительно требовавших осуществления демократических преобразований, проведения подлинно миролюбивой политики, выступавших против втягивания страны в новые военные авантюры. В первый период оккупации США издали ряд директив о демилитаризации и демократизации Японии в соответствии с Потсдамской декларацией и решениями Дальневосточной комиссии. Так, например, была проведена чистка в правительственном аппарате, бизнесе, образовании, в результате которой было уволено 200 тыс. человек. Кроме того, в Токио был утвержден трибунал по военным преступлениям [24]. В ходе судебных разбирательств было осуждено 28 главных военных преступников [9]. Так же был проведен ряд важных реформ, главными из которых являлись новая конституция, воплотившая принцип суверенной власти народа и законодательно закрепившая мирный характер внешней политики страны. Все функции внешней политики Японии находились в руках оккупационных властей или могли осуществляться только через них.

Министерство иностранных дел Японии хотя и существовало, однако никакой самостоятельной роли в период оккупации не играло. Все его внешнеполитические функции сводились к поддержанию связи между правительством и штабом оккупационных войск. Сразу же после капитуляции Японии США предприняли ряд мер, направленных на смягчение ограничений буржуазно-демократических прав и политической деятельности. Было официально объявлено о роспуске ультранационалистических обществ, секретных правых организаций.

Японское общество в целом достаточно спокойно приняло реформы, и в том числе введение новой конституции, которая стала фундаментом политико-правовых реформ послевоенных лет и моральной юридической основой существования государства. 1.2. Конституция 1947г. В ноябре 1946 г. парламент утвердил новую конституцию Японии, которая вступила в силу 3 мая 1947 г.

Конституция 1947 г. кардинально изменила систему взаимоотношений между государственным управлением и правом. В стране впервые была введена система государственного управления, формально основанная исключительно на парламентских законах. При этом парламент был провозглашен “высшим органом государственной власти”. Этим в частности японская конституция отличается от конституций большинства развитых капиталистических стран, в которых, как правило, отсутствует прямое признание этого представительного учреждения в качестве верховного органа государственной власти.

Изменения в конституцию могут вноситься только с одобрения двух трети состава парламента с проведением затем народного референдума.

Конституция 1947 г. формально наделяет высший представительный орган исключительными прерогативами в сфере законодательства. При этом в Японии, как и в большинстве развитых капиталистических стран, за исключением тех, в которых, как, например, в США глава исполнительной власти (президент) формально лишен права законодательной инициативы, существует равноправие парламента и правительства в законодательной инициативе.

Действующие в стране юридические постановления дают право как депутатам любой из палат парламента, палаты представителей и палаты советников, так и кабинету министров выступать в роли инициатора законопроектов.

Исключение составляет проект бюджета, разработка которого является исключительной прерогативой кабинета.

Конституция защищает и закрепляет законодательным образом частную собственность на средства производства. В ст. 29 конституции говорится, что «право собственности не должно нарушаться». Важным нововведением явилось положение ст. 9, об отказе Японии от войны как средства решения международных споров и запрещение Японии иметь свои вооруженные силы. Что касается сферы экономики, то можно отметить ст. 85 Конституции: «Никакие государственные средства не могут быть израсходованы, и не какие государственные денежные обязательства не могут быть приняты иначе как по решению Парламента» [11]. Послевоенная японская конституция провозгласила принцип «деполитизации» государственного чиновничества и определила его статус “как слуг всего общества, а не какой-то его части”. Были ликвидированы цитадели реакционной чиновничьей системы в довоенный период министерство внутренних дел и военные ведомства.

Сложившаяся после окончания второй мировой войны политическая система Японии, стала представлять собой, таким образом, в значительной степени уникальное сочетание норм континентального права, воспринятых в период преобразований после «реставрации Мэйдзи», и новейших заимствований из общего англо-американского права. Это наложило отпечаток на все отрасли современного права Японии, в том числе и на его разделы, регулирующие систему государственного управления. В то же время в концепции административного права этой страны неустранимым элементом осталась традиционная идея о верховенствующей, самодовлеющей роли государственной власти.

Говоря о демократии в Японии, не следует забывать, что она никогда не была свойственна ее политической культуре, что характерно, впрочем, и для других азиатских стран, находящихся в ареале распространения конфуцианства.

Несмотря на заявку, на демократию “де-юре” в Конституции Мэйдзи, по настоящему она была привнесена в страну лишь после сокрушительного поражения во второй мировой войне. При этом не произошло утраты традиций и национальной идентичности, потому что, политическая элита страны проявила максимум прагматизма и реально оценила сложившуюся ситуацию.

Демократизация была единственным способом сохранить власть в руках правящей элиты. Она была осуществлена прежними консервативными, бюрократами и политиками, так называемого, второго эшелона, поскольку высший немногочисленный слой политической элиты подвергся чистке в годы оккупации.

Реформы этого периода нанесли ощутимый удар по феодальным пережиткам в стране. Из военно-феодальной абсолютистской монархии Япония была превращена в конституционную монархию, в государство, по своему социально – политическому характеру близкое развитым капиталистическим странам запада. 1.2.1. Место и роль Императора в новой Конституции Император Японии не обладает суверенной властью.

Согласно конституции, он является “символом государства и единства народа”. Императорский трон наследуется членами императорской семьи “в соответствии со специальным Законом об императорской фамилии, принятым парламентом”. В чрезвычайных случаях вопросы престолонаследия решает совет императорского двора в составе 10 человек: два члена императорской семьи, председатели и заместители обеих палат парламента, премьер-министр, начальник управления императорского двора, верховный судья и один член Верховного суда. Совет проходит под председательством премьер-министра.

Вопросы, связанные с повседневным ведением дел императора и его дома, решаются особым органом при кабинете министров, так называемым управлением императорского двора. В функции императора входит назначение премьер-министра по представлению парламента и главного судьи верховного суда по представлению кабинета министров, созыва парламента, роспуск палаты представителей, объявление всеобщих парламентских выборов. На императора возлагается обнародование поправок к конституции, законов, правительственных указов и договоров. Он подтверждает назначение и отставки государственных министров и других должностных лиц в соответствии с законом, а также полномочия в верительные грамоты послов и посланников. На него возложено также подтверждение всеобщих и частных амнистий, смягчений и отсрочек наказаний, восстановление в правах. Он жалует награды, подтверждает ратификационные грамоты и другие дипломатические документы, принимает иностранных послов и посланников и участвует в церемониалах. Все действия, относящиеся к государственным делам, император должен осуществлять по совету и с одобрения кабинета министров, который несет ответственность за них [10]. На практике роль императорской власти в политической жизни Японии не ограничивается рамками, определенными конституцией.

Правящие круги, опираясь на пережитки прежних монархических настроений, стремятся возродить культ императора и распространяют в массах идею, что император в качестве “символа единства народа” стоит над классами и партиями. 1.3. Социально-экономические реформы Уровень промышленного производства, достигший во время войны (1941г.)69,4% от довоенного (1935-1937гг.) в 1945г. упал до 28,5%. В течение первых двух лет оккупации Япония занимала последнее место в мире по темпам восстановления промышленного производства.

Промышленное производство Японии колебалось на уровне 30% по отношению к 1930-34 гг.

Жилищный фонд в городах и системы искусственного орошения сельскохозяйственных земель были сильно разрушены.

Военные потери составили 2 млн. 800 тыс человек убитыми, но численность населения увеличилась на 100% ввиду притока репатриантов из бывших колоний [14]. Всё это сопровождалось острейшей нехваткой всех товаров, разгулом спекуляции, бесконечными и отупляющими очередями для рядовых японцев, поездками изголодавшихся с заплечными мешками в деревни для обмена остатка своих более чем скромных остатков одежды или домашней утвари на продукты питания, даже поисками объедков на помойках в районах проживания семей американских военнослужащих [21]. Правящие круги США не могли не считаться со сложившейся после второй мировой войны в мире и в Азии обстановкой, а также с нараставшими в Японии требованиями политических, экономических и социальных преобразований. Они были вынуждены провести в Японии ряд реформ.

Провели либерализацию цен, стабилизировали бюджет и ввели фиксированный валютный курс. Также первоочередной задачей для американцев стала программа демонополизации экономики, которая включала роспуск довоенных концернов во главе с семейными холдингами (дзайбацу). 1.3.1. Дзайбацу Цель этой программы состояла в ром, чтобы ликвидировать чрезмерную концепцию экономической мощи и усилить рыночную конкуренцию [14]. Были распущены головные компании Мицуи, Мицубиси, Сумимото, Ясуда.

Принадлежавшие головным компаниям дзайбацу акции и другие ценные бумаги подлежали распродаже преимущественно служащим компаний [12]. Еще в начале 1946г. из США в Японию была направлена правительственная комиссия, перед которой была поставлена задача – познакомиться со структурой и характером деятельности концернов. Вот какие были сделаны комиссией выводы о характерных особенностях монополистических концернов: «Когда торговая компания Мицубиси (или любая другая японская корпорация) создаёт дочернюю компанию и предлагает часть ее акций публике, она не считает необходимым раскрыть факт, что между нею и этой дочерней компанией существует контакт, по которому вся продукция последней будет поступать к торговой компании» [19]. Характерным для дзайбацу было и сращивание головных банков и головных компаний: «в каждой группе дзайбацу… внушительный пакет акций главного банка находится в руках соответствующей головной компании. В случае с подконтрольным Мицуи банком Тайкоку 22% акций находятся в руках головной компании или совместном владении членов семьи У банка Сумитомо 25% акций находятся в руках головной компании, у банка Мицубмсм – 30%, у банка Ясуда – 30%. Пакеты акцийй семейства дзайбацу в их главных финансовых институтах, подкрепляются добавочными пакетами таких акций в портфелях подконтрольных им компаний» [23]. В результате в 1947г. после принятия и вступления в силу закона о запрещении монополий и обеспечении справедливых сделок и закона о запрещении чрезмерной концентрации экономической мощи, была произведена деперсонификация собственности. Эти законы запрещали создание головных держательских компаний, картелей и других монополистических объединений, а также владение более чем 25% акций других компаний [12]. Однако на практике меры по полной ликвидации были приняты лишь в отношении 10 крупнейших дзайбацу, а приказ о кардинальной перестройке своей деятельности получили лишь 18 компаний. И, тем не менее, в результате такого разделения предприятий концерны, бывшие в собственности семейных кланов, исчезли [5]. 1.3.2. Аграрная реформа Следующей важной реформой, оказавшей значительное влияние на дальнейшее развитие Японии, была аграрная реформа. Это была радикальная реформа с ликвидацией крупных владений и массовой перепродажей земли, что привело к созданию сельского хозяйства мелких независимых фермеров [14]. Первоначально было два проекта земельной реформы – советский и англо–американский. В итоге в жизнь был проведен англо – американский проект.

Японское правительство, руководствуясь этим проектом, в тесном контакте со штабом Макартура разработало «положение о завершении реформы земельной системы». Еще в декабре 1945г. парламент принял первый закон об аграрной реформе.

Однако этот закон вызвал недовольство крестьян и общественности Японии, так как практически ничего существенного в земельных отношениях не менял. В результате «положение о завершении реформы земельной системы было утверждено на заседании кабинета министров 26 июля 1946г.

Исходя из этого положения, министерство земледелия и лесного хозяйства подготовило проект «Закона об особых мерах по созданию хозяйств крестьян–собственников», а также проект вторичного пересмотра «Закона об упорядочении сельскохозяйственных земель» 1938г. 14 августа 1946г. штаб Макартура официально утвердил проект второй земельной реформы, а 21 октября 1946г оба законопроекта без поправок были приняты парламентом [19]. По новому закону размер земельной собственности ограничивался площадью 3 тё (на Хоккайдо – 12 тё). Остальная помещичья земля подлежала выкупу с дальнейшей продажей преимущественно обрабатывающим ее арендаторам [13]. Таким образом, земельная реформа была проведена в два этапа. В то же время, необходимо отметить, что леса, луга, пастбища и пустоши выкупу не подлежали, также как и общественные земли, предоставленные деревням для совместной обработки, земли сельскохозяйственных объединений и земли, признанные земельными комитетами непригодными для создания собственнических хозяйств вследствие их низкой урожайности [20]. К концу 1948г. государству было продано более 1,63 млн. га земли. К концу 1949г. реформа была практически завершена, на аренде оставалось только 13% площадей. Доля земли в крестьянской собственности увеличилась с 31% в 1941г. до 70% в 1955г. Для закрепления результатов реформы в 1952 г. приняли закон о сельхозугодиях, который устанавливал жесткий контроль, за рынком сельхозугодий [15]. 1.3.3. Трудовое законодательство Среди других реформ большое значение имело введение в 1947 г. нового трудового законодательства.

Установившего 8-часовой рабочий день, систему оплачиваемых отпусков, охрану труда женщин и подростков [12]. Это законодательство, однако, не устранило дискриминацию в оплате труда в зависимости от пола, размера предприятия, не ликвидировало систему временных рабочих, также носившую дискриминационный характер. 2. Экономика в послевоенные годы В целом, если говорить о японской экономике в первые послевоенные годы, то надо отметить, что производственно – техническая база промышленности мало пострадала от военных действий. Но, наибольшее сокращение производственных мощностей произошло в легкой промышленности, текстильной и пищевой, удовлетворявших потребительский спрос населения, где десятки тысяч предприятий были демонтированы во время войны и их оборудование превращено в сырье тяжелой промышленности. Так, по данным бюро экономической стабилизации, созданного в августе 1946г., производственные мощности в легкой промышленности августе 1945г. по-сравнению с 1937г. значительно сократились. В хлопчатобумажной промышленности они составляли по числу веретен – 19%, по количеству ткацких станков – 31%, в шерстяном производстве (по количеству веретен) – 24%, в шелкомотальном производстве по выпуску продукции – 16% [9]. В этой ситуации, дискуссия о дилемме, возникшей в Японии сразу после окончания войны, с чего начинать выход из послевоенной разрухи: с развития производства (концепция восстановления через производство) или подавления инфляции (концепция денежной реформы), закончилась в пользу первого варианта. Здесь необходимо отметить, что значительную роль в возрождении сыграли американская помощь и действия правительства по регулированию экономики. Еще с сентября 1945г. США предоставляли Японии помощь по фондам ГАРИОА (Правительственные ассигнования для оказания помощи на оккупированных территориях) и ЭРОА (Экономическое восстановление оккупированных территорий). По фонду ГАРИОА США ввозили в Японию продовольствие, удобрения и другие товары.

Поступления от реализации этих и других товаров зачислялись на особый счет государственного бюджета и использовались преимущественно для финансирования монополистических предприятий. С Сентября 1945г. по 1951г. по линии фондов ГАРИОА и ЭРОА в Японию поступило товаров на сумму 1,8 млрд. долл. [9]. Что касается роли государства, то в условиях первого этапа развития экономики в послевоенный период административное регулирование диктовалось острыми диспропорциями, несбалансированностью производства и рынка, сопровождавшимися интенсивной инфляцией. Этот этап завершился примерно в 1951-1952гг. Но и в дальнейшем, когда рыночная несбалансированность была преодолена, государство не спешило отказываться от прямого регулирования [2]. В самые первые послевоенные годы у японских властей не осталось ничего другого, как обратиться к прямому контролю по образу военных лет. На первых порах, на условиях хозяйственного коллапса, идея восстановления прямого контроля получила поддержку оккупационных властей в качестве системы стабилизации при нарастающей политической нестабильности. Были введены фиксированные цены на уголь, газ, черные металлы, хлопок, соду, тарифы на электроэнергию и основные потребительские товары. Было введено прямое распределение ресурсов, в городах – карточная система для потребителей на 64 вида товаров [18]. Япония в своём развитии широко использовала своеобразную концепцию «планово – рыночной» экономики. Здесь не пошли на отказ от политики мощного государственного, в том числе и административного регулирования, на том основании, что она носит в себе элементы планового начала, такие как ранжирование приоритетов, целенаправленные льготы, концентрация ресурсов на стратегических направлениях. Был выработан и успешно применялся набор методов воздействия на решения предпринимателей о вложении ресурсов в развертывание одних отраслей, при свертывании других. Эти методы не подменяли рыночный механизм, а поддерживали, дополняли и корректировали его функционирование [18]. Главным органом правительства, через который оно проводило меры, направленные на возрождение экономики, стало МИТИ (Министерство торговли и промышленности). После роспуска дзайбацу МИТИ направило все усилия на то, чтобы не дать разрушить коммерческие банки и максимально использовать их для поддержки и развития производства (в русле решения этих задач направлялась и деятельность таких государственных организаций, как центральный банк и министерство финансов). В Японии, где финансирование промышленности на 2/3 зависело от банковских займов, МИТИ свою задачу видело в том, чтобы не дать развернуться спекулятивному финансовому капиталу и максимально снизить цену капитала. Под его воздействием крупнейшие из коммерческих банков давали относительно дешевые займы промышленности из средств, полученных из центрального банка по пониженному учетному проценту; государство в целом выступало гарантом всех займов. В 1947г. был создан Банк по финансированию восстановления, через который пошли займы на восстановление производства в приоритетных отраслях [18]. Действительно, первой мерой промышленной политики, которая была претворена в жизнь в условиях экономического упадка, явилась система приоритетного развития отраслей, играющих ключевую роль в обеспечении общего расширения производства. Речь шла о том, чтобы в ситуации, когда прекратились поставки сырья по импорту и когда в связи с сохранением государственного контроля над экономикой не срабатывал пока в полной мере рыночный механизм, сосредоточить внимание на двух ключевых отраслях – добыче угля и металлургии, создать цепочку взаимного стимулирования расширения производства в обеих отраслях.

Эффект расширения производства затем, по замыслу должен был мультипликативно распространиться и на другие отрасли народного хозяйства [5]. В целом, в 1946-1947гг. от 20 до 30% расходов госбюджета Японии шло на операционные расходы, структурную перестройку экономики в целях ее демилитаризации. Эти расходы проводились, несмотря на их серьезное инфляционное воздействие; а в итоге, к 1949г. производство в Японии было восстановлено на 80%, в некоторых отраслях, например в угольной и металлургии на все 100%. Именно восстановленное производство составило одну из опор, которая помогла стране затем выдержать жесточайшую дефляционную политику в рамках так называемой «линии Доджа». 2.1. «Линии Доджа» Название «линии Доджа» в истории Японии получил период с апреля 1949г. по июль 1952г. (который также можно назвать вторым этапом оккупации Японии американскими войсками). Этот период характеризуется либерализацией и проведением стабилизационной политики Д. Доджа. Были сокращены субсидии, сбалансирован госбюджет 1949г. с положительным сальдо, проведен ряд других мер [15]. Связанно это было с переходом США к курсу на укрепление Японии как главного американского плацдарма в Азии.

Вашингтон стал уделять больше внимания восстановлению японской экономики. С начала 1949г. оккупационные власти и правительство Японии приступили к осуществлению «плана экономической стабилизации». Этот план предусматривал, как уже отмечалось выше, сбалансирование государственного бюджета путем увеличения налогов и ограничения субсидий, а также стабилизацию заработной платы, установление контроля над ценами. В ноябре 1948г. был принят закон о трудовых отношениях на государственных предприятиях, согласно которому работникам этих предприятий было запрещено участвовать в забастовках, ограничивалось их право на ведение коллективных переговоров [12]. До 1949г. восстановление экономики Японии шло медленнее, чем в странах Западной Европы, пострадавших в результате второй мировой войны. Но с началом проведения «линии Доджа» ситуация заметно меняется. В мае 1949г. американские власти заявили о полном прекращении демонтажных работ и изъятии военных предприятий из репарационных списков.

Одновременно были сняты ранее введенные американскими властями ограничения уровня производства в ряде отраслей японской промышленности и запрет на импорт железной руды, нефти, бокситов [2]. Сама «линия Доджа» получила название по фамилии американского финансиста Доджа, который и разработал проект государственного бюджета Японии на 1949 финансовый год. Додж также предлагал ликвидировать такие государственные субсидии, как субсидии на поддержание цен и восстановление производства важнейших видов продукции.

Безвозмездные государственные субсидии должны были быть заменены коммерческими банковскими кредитами.

Главный же путь повышения государственных доходов, Додж видел в крупном (на 62%) повышении налогов. По рекомендации Доджа были внесены изменения и в систему американской экономической помощи Японии – был создан «эквивалентный фонд», пополнявшийся средствами от продажи в Японии американских товаров, которые поставлялись в порядке помощи. Этот фонд был предназначен для долгосрочного кредитования крупных компаний под контролем оккупационных властей. В целях сокращения американской помощи были приняты меры по расширению экспорта, как уже отмечалось выше, и уменьшению пассивного сальдо внешнеторгового баланса Японии. Был установлен твёрдый обменный курс в соотношении 360 иен за 1 доллар США [13]. Важной частью «линии Доджа» была осуществленная в 1949 г. реформа налоговой системы Японии, проект которой был разработан группой американских экспертов во главе с Шоупом. Суть реформы состояла в увеличении налогов в целях «преодоления инфляции и стабилизации экономики». Одновременно произошло перераспределение налогового бремени - снижены налоги на корпорации путём переоценки стоимости постоянного капитала, отменены налоги на сверхприбыль за счёт увеличения налогообложения трудящихся. Тем самым были созданы благоприятные условия для ускоренного накопления капитала и повышения темпов экономического роста.

Однако начавшийся рост экономики имел узкую базу, поскольку покупательский спрос широких слоёв населения был весьма ограниченным. Более того, отмена государственных субсидий на стабилизацию цен привела к их быстрому росту, ухудшила положение средних и мелких предприятий, большое число которых обанкротилось.

Стремление предпринимателей сократить издержки производства в этих условия привели к его «рационализации», сопровождавшейся интенсификацией труда, массовыми увольнениями, снижением заработной платы [9]. Но здесь нельзя не отметить такой момент.

Послевоенные экономические трудности были неизбежны.

Вопрос заключался в том, на кого переложить их основное бремя.

Японское правительство делало всё, чтобы стабилизация была оплачена, главным образом богатыми. Были заморожены депозиты и введено разовое обложение имущества [ 15 ] . Таким образом, в 1949г. в Японии была успешно проведена «шоковая терапия». Однако при снятии контроля над частной хозяйственной деятельностью внутри страны был сохранен, на базе введения единого твердого курса иены к доллару, жесткий контроль над всей системой внешних расчётов (т.е. по существу «шоковая терапия» не была распространена на эту сферу). Япония установила государственный контроль над всеми финансовыми передвижениями национальной и иностранной валюты через границу, над ввозом и вывозом капитала.

Фактически, экономическая граница была закрыта и для Японии и для иностранцев. С этой целью были приняты закон о контроле над валютным обменом и внешней торговлей (1949г.) и закон об иностранном капитале (1950г.) американские оккупационные власти одобрили эти законы в качестве временных, но они действовали 30 лет до частичной ревизии первого и отменены второго [18]. 3. Война в Корее и Япония Важным событием для Японии, в особенности для ее экономического развития, стала корейская война 1950-53гг. С началом войны в Корее японская экономика стала выполнять военные заказы для войск США. Кроме того, личный состав американских войск в Японии закупал различные товары, главным образом для личного потребления [2]. Резко возросший спрос на вооружение и военные материалы, на военные перевозки и услуги, на продовольствие создал военно-инфляционный бум в японской экономике.

Поступления от американцев «спец. заказов» в 1950-1953гг. достигли почти 2,5 млрд. долл. Они позволили Японии покрыть внешне торговый дефицит и расширить импорт сырья [12]. Для выполнения американских военных заказов были пущены в ход мощности японской промышленности, сохранившейся вследствие фактического отказа США от изъятия японского промышленного оборудования в счет репарации. В этих же целях оккупационные власти почти полностью сняли ограничения в области промышленности и внешней торговли. В период 1949-1951гг. объем промышленного производства вырос более чем в полтора раза [12]. В 1950г. промышленное производство Японии составило 83,6% от уровня 1934-1936гг., а в 1951г. превзошло его на 14,4% [2]. Оборот внешней торговли Японии за 1950-1954гг.был почти в 10 раз больше, чем в период 1945-1949гг [12]. Еще до начала войны в Корее оккупационные власти допускали возможность ремилитаризации Японии под предлогом 'самообороны'. Через несколько дней после начала войны генерал Макартур потребовал от правительства Ёсида создания вооруженных сил под видом резервных полицейских частей. В августе 1950 г. был издан правительственный указ о создании резервного полицейского корпуса численностью 75 тыс. человек. Хотя формальной целью его создания было укрепление полиции в связи с переброской из Японии на корейский фронт значительной части американских оккупационных войск, этот корпус и по структуре, и по техническому оснащению с самого начала был воинским формированием.

Большинство командных постов в нем заняли бывшие офицеры императорской армии.

Подготовка и развязывание войны в Корее были использованы оккупационными войсками и японской реакцией для нового наступления на рабочее и демократическое движение Японии.

Незадолго до начала войны, 6 июня 1950 г., генерал Макартур распорядился отстранить от политической деятельности 24 членов ЦК Компартии Японии, а на следующий день - 17 ответственных работников газеты 'Акахата', которую издает Коммунистическая Партия Японии. Сразу же после начала войны Макартур издал директиву о запрещении газеты 'Акахата' и других изданий КПЯ. В июле было запрещено проведение любых митингов и демонстраций по всей стране. В августе был распущен Национальный совет связи профсоюзов (Дзэнрорэн), входивший во Всемирную федерацию профсоюзов. С изданием в июле директивы штаба оккупационных войск об увольнении коммунистов и сочувствующих им лиц из органов массовой информации началась так называемая чистка красных, в ходе которой увольнялись члены КПЯ, профсоюзные активисты, наиболее активные участники борьбы трудящихся. Эта антикоммунистическая кампания охватила всю страну. Всего в ходе 'чистки красных' было уволено около 20 тыс. человек.

Несмотря на репрессии, Компартия Японии решительно выступала против агрессивной войны США в Корее, разоблачала политику фактического соучастия Японии в этой войне, вела борьбу против наступления реакции на демократические права трудящихся, против ремилитаризации страны.

Положение КПЯ в то время было особенно трудным из-за отсутствия единства в ее руководстве. Часть созданного после начала войны в Корее легального временного руководства КПЯ придерживалась тактики вооруженных выступлений. Эта ошибочная линия была использована реакционными силами для усиления репрессий против КПЯ. Левацкий авантюризм нанес значительный ущерб компартии, ослабил ее влияние в массах [6]. 3.1. Сан-францисский мирный договор и Сан-францисская система. После начала войны в Корее, фактическое соучастие в которой принимала Япония, еще более актуальным стал вопрос о заключении мирного договора с Японией.

Советский Союз последовательно добивался заключения такого мирного договора, который служил бы гарантией против возрождения японского милитаризма и в то же время открывал путь для мирного, демократического развития Японии. Это способствовало бы упрочению мира и безопасности в Азии. СССР предлагал возложить подготовку мирного договора с Японией на Совет министров иностранных дел четырех держав (СССР, США, Англии, Китая), который принял бы во внимание интересы всех государств, внесших свой вклад в победу над Японией. США же всячески стремились обойти Совет министров иностранных дел, в котором существовал принцип единогласия, и сосредоточить всю подготовку договора в Дальневосточной комиссии, где у них было послушное большинство.

Правящие круги США рассматривали мирное урегулирование с Японией с позиций 'холодной' войны, как средство превращения Японии в участника агрессивного военно-политического блока, направленного против социалистических и освободившихся от колониальной зависимости стран. США стремились к тому, чтобы закрепить в мирном договоре или в сопутствующих ему соглашениях экономические и политические позиции, которые они приобрели в период оккупации, сохранить свой контроль над Японией. Эта линия США в целом находила поддержку со стороны монополистического капитала Японии, видевшего в американских войсках главную опору восстановления своего пошатнувшегося экономического и политического господства в стране. Ради сохранения и укрепления своих позиций монополии готовы были на ограничение национального суверенитета Японии и после заключения мирного договора. США попытались навязать другим странам, участвовавшим в войне с Японией, свои условия мирного договора.

Американский проект мирного договора исходил из сохранения американских войск в Японии после его заключения и из признания права Японии на перевооружение. СССР высказал замечания по этому проекту, указав, что в нем игнорируются международные обязательства союзных держав по обеспечению демилитаризации и демократизации Японии, не устанавливаются ограничения на военные приготовления Японии, а также сроки вывода оккупационных войск после заключения мирного договора.

Советское правительство вновь предложило созвать совещание Совета министров иностранных дел для подготовки мирного договора, который обеспечил бы демилитаризацию и демократизацию Японии, отменил бы все ограничения на развитие мирной экономики страны.

Стремление правящих кругов США навязать Японии зависимое положение под видом мирного урегулирования вызвало протесты японских демократических сил. В стране развернулось массовое движение за всесторонний мирный договор, с участием всех стран, воевавших с Японией. 3.1.1. Совет патриотического движения В январе 1951 г. по инициативе Коммунистической, Рабоче-крестьянской партий, ряда демократических организаций был создан Совет патриотического движения за всесторонний мирный договор. Он организовал сбор подписей под обращением о заключении всестороннего мирного договора, против ремилитаризации страны. Под этим обращением было собрано 4,8 млн. подписей. Кроме того, 6,4 млн. человек подписались под Стокгольмским воззванием Всемирного Совета Мира за запрещение атомного оружия.

Движение за всесторонний мирный договор стало основой развернувшегося в дальнейшем широкого движения за мир.

Продолжавшаяся война в Корее способствовала усилению антивоенных настроений в Японии. На VII съезде СПЯ в январе 1951 г. вопреки сопротивлению правого крыла были приняты 'три принципа мира' - ликвидация американских военных баз, заключение всестороннего мирного договора, обеспечение нейтралитета Японии. В марте 1951 г. на II съезде Сохе были единодушно приняты 'четыре принципа мира' - три, выдвинутых ранее социалистами, а также недопущение ремилитаризации Японии. В сентябре 1951 г. США при поддержке Англии созвали в городе Сан-Франциско мирную конференцию, которой был представлен разработанный этими государствами проект мирного договора с Японией. СССР принял приглашение участвовать в конференции, с тем, чтобы содействовать заключению подлинного демократического мирного договора.

Несмотря на настойчивые требования СССР, на Сан-францисскую конференцию не были приглашены КНР, КНДР, МНР и ДРВ. Индия и Бирма, не согласные с американо-английским проектом мирного договора, не приняли в ней участия. На конференцию были приглашены многие государства, в основном латиноамериканские, фактически не участвовавшие в войне против Японии. Всего на конференции были представлены 52 страны.

Советская делегация на конференции подвергла аргументированной критике американо-английский проект мирного договора с Японией, подчеркнув, что такой договор должен основываться на совместных решениях союзных держав периода второй мировой войны - Каирской и Потсдамской декларациях, Ялтинском соглашении, а также на решениях Дальневосточной комиссии.

Делегация СССР выдвинула ряд конструктивных предложений и поправок к представленному на конференции проекту, создававших основу для превращения его в подлинно демократический, всесторонний мирный договор.

Однако эти предложения даже не обсуждались. При сложившихся обстоятельствах советская делегация, а также делегации Польши и Чехословакии не сочли возможным подписать Сан-францисский мирный договор, формально восстанавливавший суверенитет Японии, в то же время допускал возможность размещения или сохранения иностранных вооруженных сил на ее территории, если об этом будет заключено специальное соглашение.

Договор не устанавливал ограничений на ремилитаризацию Японии, ее участие в военных блоках. В договоре говорилось, что 'Япония отказывается от всех прав, претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 г. В нем зафиксирован также отказ Японии от Тайваня, о-вов Пэнхуледао' и др.

Вместе с тем, в договоре не было указано, что Южный Сахалин и Курильские острова возвращаются Советскому Союзу, а Тайвань и о-ва Пэнхуледао - Китаю, как это было предусмотрено соглашениями союзных держав военного времени.

Оккупация Японии завершается в апреле 1952г., после вступления в силу Сан-францисского мирного договора, в котором говорилось, что «все оккупационные войска Союзных Держав будут выведены из Японии… не позднее чем через 90 дней после вступления в силу настоящего Договора…»[3]. Однако на следующий день после подписания мирного договора был подписан Японо-американский договор о безопасности, который также вступил в силу в апреле 1952г. Этот договор предусматривал, что «Япония предоставляет, и Соединенные Штаты Америки принимают по вступлении в силу мирного договора и настоящего договора право размещать наземные, воздушные и морские силы в Японии и вблизи неё»[4]. Таким образом, США сохранили своё военное присутствие в Японии. 3.2. Договор безопасности Одновременно с мирным договором в Сан-Франциско был подписан «договор безопасности» между США и Японией. По-которому, США получили право содержать свои войска в Японии. И после заключения мирного договора под предлогом ее «обороны» и «предотвращения вооруженного нападения на Японию». «Договор безопасности» санкционировал прямое вмешательство США во внутренние дела Японии в случае непосредственной угрозы существующему строю: в нем предусматривалось использование американских войск «для подавления крупных внутренних бунтов и беспорядков». И Сан-францисский мирный договор, и японо-американский «договор безопасности», серьезно ущемлявшие суверенитет Японии, вызвали резкие протесты демократических сил страны.

Коммунистическая и Рабоче-крестьянская партии, многие профсоюзы и другие массовые демократические организации выступили против ратификации обоих договоров.

Полную поддержку договорам оказывали правящая Либеральная партия (Дзиюто), образовавшаяся в марте 1950 г. на базе Демократическо-либеральной партии, а также другая буржуазная партия Народно-демократическая (Кокумин минсюто), созданная в апреле 1950 г. в результате слияния Демократической и Народно-кооперативной партий.

Отношение к договорам вызвало острые разногласия внутри Социалистической партии.

Правое крыло СПЯ при поддержке части центристов сумело в октябре 1951 г. провести на заседании ЦИК партии незначительным большинством свою линию, предусматривавшую поддержку мирного договора и несогласие с 'договором безопасности', вопреки возражениям левого крыла, выступавшего против обоих договоров. Для определения окончательного отношения партии к заключенным договорам в октябре 1951 г. был созван внеочередной VIII съезд СПЯ, большая часть делегатов которого, представлявшая местные партийные организации, поддерживала левых социалистов.

Правые покинули съезд, который так и не принял никакого решения. На раздельных заседаниях правой и левой группировок были избраны их руководящие органы.

Председателем Левой СПЯ, стал Судзуки, правой - Каваками. Из парламентской фракции социалистов на долю правых приходилось 60 депутатских мест в обеих палатах, левых - 46. В октябре 1951 г. палата представителей ратифицировала мирный договор 307 голосами против 47. Японо-американский «договор безопасности» был ратифицирован 289 голосами против 71. В соответствии с «договором безопасности» 28 февраля 1952 г. США и Япония заключили административное соглашение, установившее конкретные условия размещения американских войск на японской территории.

Американские войска сохранили все привилегии, а также базы и другие военные объекты, которыми они располагали во время оккупации. Более того, США получали право при необходимости создавать новые базы на территории Японии.

Количество американских войск, которые могли быть введены в Японию, не ограничивалось, они не попадали под действие японских законов о регистрации иностранцев и контроле над ними.

Американские военнослужащие и их семьи освобождались от уплаты налогов. Базы США находились под полным контролем американских властей. В первое время после заключения административного соглашения на весь личный состав вооруженных сил США фактически распространялся статус экстерриториальности. Лишь в сентябре 1953 г. США согласились внести поправки в соглашение, в результате чего японские власти получили ограниченную уголовную юрисдикцию над личным составом американских войск на территории Японии. После заключения Сан-францисского мирного договора США всячески побуждали Японию как можно скорее нормализовать отношения с Тайванем и Южной Кореей. В этом они видели путь к укреплению своих позиций на Дальнем Востоке.

Однако начатые в октябре 1951 г. переговоры Японии с южнокорейским режимом Ли Сын Мана оказались безрезультатными из-за острых противоречий между Токио и Сеулом в экономической области. 3.3. Рост антивоенного движения Прекращение военных действий в Корее не только не ослабило японское движение за мир, но, наоборот, придало ему новые силы. В 1953-1955 гг. это движение достигло общенационального размаха. Одной из его форм стала борьба крестьян против американских военных баз на японской земле.

Своеобразным символом этой борьбы стало выступление в апреле - июне 1953 г. жителей небольшой деревни Утинада около города Канадзава против американской военной базы.

Борьба крестьян против реквизиции земель под американский военный полигон получила поддержку трудящихся различных районов Японии. Она послужила детонатором таких же выступлений в ряде других префектур, а также на предприятиях, контролируемых американскими военными властями. В тесной связи с движением за мир развивалась борьба против замышлявшегося японской реакцией пересмотра конституции, ее антивоенных статей. В январе 1954 г. была создана Национальная лига защиты конституции, которая координировала эту борьбу.

Наличие у демократических сил более трети мест в парламенте также помогало срывать происки реакции, поскольку для внесения изменений в конституцию требовалось более двух третей голосов депутатов. 1 марта 1954 г. в результате испытательного взрыва американской водородной бомбы на атолле Бикини (Маршалловы острова) в Тихом океане, небольшая японская шхуна «Фукурю-мару № 5» подверглась заражению радиоактивным пеплом, выпавшим после взрыва, хоть судно и находилось далеко за пределами объявленной запретной зоны. Один из членов экипажа, радист Кубояма, умер.

Оказались зараженными рыба и другие морепродукты на значительных просторах Тихого океана, где вели промысел японские суда.

Трагедия Бикини напомнила японскому народу о недавнем прошлом - американских атомных бомбардировках Хиросимы и Нагасаки. Она послужила толчком к развертыванию массового антиядерного движения в Японии.

Особенностью этого движения с самого начала стал его широкий характер. В мае 1954 г. организация женщин-домохозяек токийского района Сугинами выступила с 'Обращением ко всем честным людям Японии', призвав начать движение по сбору подписей с требованием запретить ядерное оружие. Этот призыв нашел отклик по всей стране. В августе 1954 г. был создан Национальный совет движения по сбору подписей за запрещение атомного и водородного оружия. Всего в Японии было собрано 30 млн. подписей. В десятую годовщину атомной бомбардировки Хиросимы, 6 августа 1955 г., в этом городе состоялась первая конференция за запрещение атомного и водородного оружия, в которой приняли участие и зарубежные представители. После конференции ее подготовительный комитет объединился с Национальным советом по сбору подписей за запрещение атомного и водородного оружия, в результате чего был создан Японский совет борьбы за запрещение атомного и водородного оружия (сокращенное японское название - Гэнсуйкё). Новая организация была создана на широкой основе, с участием коммунистов и социалистов, профсоюзов и других массовых демократических организаций. 3.4. Особенность политического развития Японии в 1940-1950 гг.

Промышленное производство к концу войны сократилось в 10 раз по сравнению с довоенным уровнем.

Поэтому естественно, что восстановление здесь продолжалось дольше, чем в других странах: довоенный уровень производства был восстановлен только в 1952 г. Но более существенно другое: восстановление происходило на старой технической основе, т.е. того технического обновления, которое совершалось в ходе восстановления в других странах, здесь не было.

Японские промышленники надеялись по-прежнему выигрывать на дешевизне труда и восстанавливали отрасли, не требующие больших капиталов и высокой техники, но много живого труда. Но к концу периода восстановления выяснилось, что в новых условиях старые методы социального демпинга неэффективны: Япония всё более утрачивала прежнее положение в мировой экономике. Тогда лидеры хозяйства Японии резко изменили приоритеты и началось Японское 'экономическое чудо': по темпам роста основных экономических показателей Япония опередила весь мир. С 1950 г. по 1970 г. среднегодовые темпы роста промышленного производства составили около 15%. К 1990 г. промышленное производство Японии выросло, по сравнению с уровнем 1938 (или 1952) г., в 21,1 раза.

Высокими остаются и темпы Японии и в последние десятилетия: с 1970 по 1990 г. промышленность Японии увеличила производство в 2,2 раза. По основным экономическим показателям - валовому национальному продукту и промышленному производству Япония вышла на 2-ое место в капиталистическом мире. Она заняла 1-е место в мире по производству судов, стали (что особенно удивительно - 1-е место заняла страна, не имеющая ни руды, ни угля), автомобилей, ряда электрои радиотоваров и так далее. Таким образом, можно сделать вывод, что особенностью политического развития Японии в 40-50 годах является то, что все главные достижения демократии, в Западной Европе связанные с социал-демократической моделью развития, здесь явились результатом важнейших реформ, проведенных консервативно ориентированной политической элитой при непосредственном участии оккупационных властей США. Для осуществления политики демократизации власти достаточно широко использовали различные социальные слои и политические силы рабочих, крестьян, пацифистов, либералов, социалистов, определенную часть консерваторов, стремившихся к радикальным переменам.

Усилиями всех заинтересованных сторон в Японии была создана система представительной или парламентской демократии. В результате проведения реформ Япония сблизилась со странами Запада.

Быстрая замена после войны старых социально-экономических и политических структур новыми, демократическими, оказались единственно правильным путем подъема страны.

Модернизация пошла исключительно активно во всех сферах.

Послевоенные реформы стали водоразделом в историческом развитии Японии, фундаментом дальнейших успехов, которых добилась страна в условиях демократизации.

Заключение В течение последних ста лет Япония неизменно приковывает к себе внимание исследователей и наблюдателей остального мира, пытающихся выяснить «загадки» весьма неординарного развития Страны восходящего солнца.

Особенно сильный всплеск интереса к Японии был вызван феноменом ее почти фантастического возрождения после сокрушительного поражения во второй мировой войне, в результате которого страна к началу XXI века превратилась в одного из мировых лидеров, в один из локомотивов мировой экономики.

Американские войска под командованием генерала Макартура оккупировали Японию единолично, хотя формально представляли интересы всех стран, воевавших с Японией.

Подписав безоговорочную капитуляцию, Япония тем самым как минимум приняла условия Потсдамской Декларации. Перед победившими Японию державами стояла задача такого послевоенного урегулирования в этой стране, которое предотвратило бы возрождения ее как агрессивной силы. Это было возможно только посредством демократизации, ликвидации помещичьего землевладения как источника самурайского авантюризма, роспуска монополистических группировок - дзайбацу как источника агрессии, демилитаризации и наказания военных преступников в назидание на будущее.

Преобразования 1945-47 гг. освободили японский империализм от его угрожающих военно-феодальных характеристик, открыли возможность буржуазно-демократического развития.

Американская оккупационная администрация провела в Японии серию глубоких институциональных реформ. Была проведена либерализация цен, был стабилизирован бюджет и введён фиксированный валютный курс.

Оккупационные власти осуществляли программу демонополизации экономики, которая состояла из роспуска довоенных концернов во главе с семейными холдингами («дзайбацу»), распродажи их акций, дробления крупнейших промышленных компаний и принятия антимонопольного закона. Цель этой программы состояла в том, чтобы ликвидировать чрезмерную концентрацию экономической мощи и усилить рыночную конкуренцию. Также оккупационные власти провели радикальную аграрную реформу с ликвидацией крупных земельных владений и массовой перепродажей земли, что утвердило в сельском хозяйстве страны преобладание мелкого независимого фермерства. Они перестроили систему государственных предприятий и осуществили финансовое оздоровление частных корпораций и банков, реализовали налоговую реформу, которая обеспечила предприятиям внутренние источники накопления. В Японии была введена одна из самых демократических в мире буржуазных Конституций, написанная специалистами Пропагандистского отдела штаба Макартура и переведенная на японский язык. Не решившись на ликвидацию института Императорской власти, авторы Конституции ограничили ее декоративными функциями: Император Японии по новой Конституции не обладает суверенной властью, он является «символом государства и единства народа». Конституция провозглашает отказ Японии от решения внешнеполитических проблем военным путем и запрещает ей иметь Вооруженные силы. Без этих реформ «экономическое чудо» в Японии не могло бы состояться.

Говоря о японской экономике, в первые послевоенные годы, то стоит отметить, что производственно – техническая база промышленности мало пострадала от военных действий. Но, наибольшее сокращение производственных мощностей произошло в легкой промышленности, текстильной и пищевой, удовлетворявших потребительский спрос населения, где десятки тысяч предприятий были демонтированы во время войны и их оборудование превращено в сырье тяжелой промышленности. Около 30% расходов госбюджета Японии шло на операционные расходы, структурную перестройку экономики в целях ее демилитаризации.

Расходы осуществлялись, несмотря на их серьёзное инфляционное воздействие. В итоге к 1949г. производство в Японии было восстановлено на 80%, в некоторых отраслях и на все 100%. Именно восстановленное производство составило одну из опор, которая помогла стране, затем выдержать жесточайшую дефляционную политику в рамках так называемой «линии Доджа». Название «линии Доджа» в истории Японии получил период с апреля 1949г. по июль 1952г. Этот период характеризуется либерализацией и проведением стабилизационной политики Д. Доджа. Были сокращены субсидии, сбалансирован госбюджет 1949г. с положительным сальдо, проведен ряд других мер.

Связанно это было с переходом США к курсу на укрепление Японии как главного американского плацдарма в Азии.

Важную роль, способствующую изменению политики США в Японии, сыграла война в Корее 1950-1953гг., в ходе которой Япония становится главной военной базой американцев в этом регионе. США начинают вкладывать деньги в японскую промышленность, видя в Японии одного из главных своих союзников на Дальнем Востоке. Эти вклады позволили Японии покрыть внешне торговый дефицит и расширить импорт сырья.

Оккупация Японии завершается в апреле 1952г., после вступления в силу Сан-францисского мирного договора.

Однако на следующий день после подписания мирного договора был подписан Японо-американский договор о безопасности, который также вступил в силу в апреле 1952г. Этот договор предусматривал, что «Япония предоставляет, и Соединенные Штаты Америки принимают по вступлении в силу мирного договора и настоящего договора право размещать наземные, воздушные и морские силы в Японии и вблизи неё». Таким образом, США сохранили своё военное присутствие в Японии. Среди основных причин, обусловивших столь быстрое развитие японской экономики до сер. 70-х гг., следует назвать, прежде всего, те, которые способствовали форсированному капиталонакоплению в промышленности.

Колоссальная экономия средств на развитии собственных НИОКР, ставшая возможной благодаря свободному приобретению американских и западноевропейских патентов и лицензий, снижение цен на мировых рынках сырья и топлива, относительная дешевизна японской рабочей силы, отсутствие значительных военных расходов. Все это позволило японским компаниям сэкономить и направить на развитие промышленности огромные дополнительные средства.

Чрезвычайно важную роль в экономических успехах Японии сыграл «человеческий фактор», а именно - высокое качество японской рабочей силы. Если в сжатом виде сформулировать содержание того скачка в экономическом развитии, который Япония совершила за последние 10—15 лет, то оно состоит в том, что на основе глубоких преобразований страна совершила переход от индустриальной к постиндустриальной системе производительных сил, основанной на резком расширении использования достижений НТП. Таким образом, можно сделать вывод, что присутствие оккупантов было полезным.

Именно оно способствовало возрастанию экономической мощи Японии и усилению её позиций в мире.

Список литературы Вербицкий С.И. Япония на пороге XXI века. - М.: Знание, 1988.-295С. Динкевич А. И. , Барышникова О. Г. Промышленность Японии в послевоенный период 1945-1956гг.-М.:Знание, 1958. -300С. Хрестоматия по новейшей истории.- М.:Наука, 1961.-287С. Вербицкий С. И. Японо-американский военно-политический союз.- М.: изд-во «ОЛМА-ПРЕСС», 1993 -312С. Енэмура Н.,Цукамото Х. Опыт послевоенной Японии в реформировании экономики.-М.:«партнёр к лтд». 1992. - №11.-85С. Еремин В.Н. Политическая система современного японского общества - М.:Наука, 1992.-280С. Исторический опыт Японии: в чем специфика?//Отв.ред. В.Рамзес.-М.:Вост.Лит., 2001. -296С. История стран Азии и Африки в новейшее время, 2 часть - М.: Московский университет, 1979.-486С. История Японии (1945-1975) – М.:Наука, 1978.-383С. Конституция Японии 1947 г. // Хрестоматия по новейшей истории. Том 3. М.: изд-во социально-экономической литературы, 1960.- 805С. Конституция Японии // Конституции зарубежных государств. – М.: издательский дом «ННН», 2001. –409С. Кузнецов Ю. Д., Навлицкая Г. Б., Сырицын И. М. История Японии.-М.:изд-во «Багира»,1988.-368С. 13. Кутаков Л. М. Очерки новейшей истории Япони 1918-1963.- М.:изд-во «АСТ», 1965.-146С. 14. Леонтьева Е. Япония: экономическое положение, XXв.-М.: изд-во «МЭМО». – 2001.-109 с.

Лукашенко О., Побываев С. Японская экономическая реформа: Опыт и уроки.-М.:«партнёр к лтд»,1994. - №4.-298С. 16. Макаров А.А. Политическая власть в Японии - М.: Наука, 1988,-875С. 17. Медведев А. Японские парадоксы.-М.:изд-во «ЭКО», 1998.-274С. Никитин С. М., Степанова М. П. Японский опыт возрождения и современная Россия .-М.:изд-во «Правда», 1992. – 306С. 19. Попов В. А. Земельная реформа и аграрные отношения в Японии после второй мировой войны. – М.:Наука, 1959.-506С. Попов В. А. Формирование социально – экономической структуры японской деревни. – М.:Наука, 1987.-284С. Рамзес В. Б. Тернистый путь к материальному благополучию., Мировая экономика и международные отношения (МЭиМО),1999.-148С. Советский энциклопедический словарь. М., 1985. The Oxford history of twentieth century/ Ed. by Michael Howard and Wm.Roger Louis – Oxford , New York :Oxford University Press, 1998.- 206p. 24. Финансовые институты и дзайбацу. – М.:изд-во «ИНФРА-М», 1950.-179С. Хисао Канамори.

Экономика Японии: современное положение и перспективы развития.-М.:изд-во «Экономист», 1992.-206С. Хисао Канамори, Дзюн Вада.

оценка стоимости облигаций в Твери
экспертиза коттеджа в Калуге
независимая оценка коммерческой недвижимости в Туле