Сравнительная характеристика основных линий лошадей орловской рысистой породы по результатам испытаний на традиционных призах (2000 – 2005 гг.)

Орловский рысак – уникальное явление в истории не только отечественного, но и мирового животноводства. Во-первых, практически нет пород, носящих имя одного из своих создателей. Во-вторых, имея более чем 200-летнюю историю, эта порода остается одной из самых популярных и ценимых пород мира. В настоящий момент орловский рысак переживает не лучшие времена. С одной стороны орловский рысак является символом русского коннозаводства и народным достоянием России, с другой – на ипподромах процент орловцев составляет не более 20, т.к. орловский рысак все-таки тише русского рысака и американского.

Связано это с тем, что орловцы по резвости и скороспелости значительно уступают другим породам рысаков – русской рысистой, американской стандартбредной и французской.

Совершенствование орловской рысистой породы может быть осуществлено методом внутрипородной селекции. Вот уже на протяжении более 200 лет совершенствование рысака осуществляется путем разведения по линиям.

Заводские породы, как правило, состоят из отдельных качественно своеобразных групп (частей), имеющих свои характеристики, и эти группы называются заводскими линиями в зоотехническом понимании этого слова.

Заводской линией называют качественно своеобразную высокопродуктивную группу племенных животных, происходящих от выдающегося родоначальника и сходных с ним по конституции и продуктивности. Линии обычно возникают, поддерживаются на протяжении 4—5 поколений, затем разветвляются — выделяются новые, более отвечающие новым требованиям, либо совсем исчезают, вернее, идут на кроссы с другими, более новыми и прогрессивными линиями. Среди линии могут появиться отдельные выдающиеся производители, которые интенсивно используются в последующей племенной работе и иногда становятся родоначальниками новых линий. Т.к. в настоящее время многие ценные линии почти потеряны или от их представителей осталось или мало представителей, или они находятся в преклонном возрасте, задачей исследования было проанализировать линии орловских рысаков и выявить наиболее резвую среди них. В нашей стране испытания орловских рысаков происходит на ипподромах. А основным ипподромом служит Центральный Московский ипподром, который уже 172 года является флагманом отечественного коннозаводства. Здесь осуществляется важный этап селекционно-племенной работы с верховыми и рысистыми породами лошадей – оценка работоспособности испытываемого поголовья. В результате из поколения в поколение совершенствуются положительные качества работоспособности: резвость, сила и выносливость.

Выявление рекордистов всероссийского значения и улучшение спортивного и пользовательского коневодства - вот главный итог отбора лошадей по результатам ипподромных испытаний.

Центральный Московский ипподром сегодня - это сложный многосистемный механизм. Цели и широкий диапазон работы ипподрома отражаются на его структуре. ЦМИ занимает площадь около 47 га , имеет пропускную способность более 1200 лошадей в год.

Содержание в порядке четырех нивелированных, с виражами дорожек (песчаной скаковой – 1800 м , с гранитной крошкой рысистой – 1600 м , двух тренировочных (бетонированной – 1400 м и грунтовой – 1300 м )), 36 рысистых тренерских отделений, а летом еще и по 15-20 скаковых отделений, проведение дважды в неделю бегов и скачек, обслуживание многотысячной аудитории посетителей ипподрома требуют множества подсобных служб и большого штата сотрудников. На ипподроме работает более 300 человек. При ЦМИ имеются ветеринарный лазарет, ветаптека, карантин, загородный конный санаторий, автопарк, механическая и шорная мастерские, столярный цех, типография. Т.к. темой исследования является резвостные показатели лошадей орловской рысистой породы, следует разъяснить некоторые особенные правила в испытаниях этих лошадей. На основании пункта 26 действующих Правил испытаний племенных лошадей рысистых пород на ипподромах Российской Федерации (далее Правила) лошади орловской рысистой породы испытываются в закрытых призах, стоимость которых устанавливается на 30% выше стоимости открытых призов одинакового возраста и суммы выигрыша.

Основная стоимость закрытого приза для орловских лошадей определяется по лошади с наибольшим выигрышем, записанной на приз. А также на основании пункта 27 Правил орловские рысаки с согласия тренера могут участвовать в открытых призах с лошадьми других рысистых пород равной резвости (если отсутствует возможность составить для них закрытый орловский приз). При занятии призовых мест им начисляется 50% дополнительной призовой суммы. [4] Таким образом, цена одного балла в заездах для орловской рысистой породы выше, чем в открытых заездах, что при равной сумме баллов начисляемых за призовые места лошадям всех пород, дает значительное преимущество тем, кто работает с орловской рысистой породой в виде большего денежного приза. На данный момент для орловцев разыгрываются традиционные и спонсорские призы (табл.1). Помимо этих призов существует еще множество менее крупных именных и спонсорских призов, которые не разыгрываются ежегодно.

Таблица 1. Традиционные призы для лошадей орловской рысистой породы.

Наименование приза Дистанция (м) Стоимость приза в % к минимальному для лошадей 2-х лет
ДЛЯ ЛОШАДЕЙ 2-Х ЛЕТ, ЛЕТОМ
Вступительный орловский приз 1600 750
Приз «Улова» 1600 900
Приз «Былой Мечты» (для кобыл) 1600 750
ДЛЯ ЛОШАДЕЙ 3-Х ЛЕТ, ЗИМОЙ
Зимний орловский приз 1600 750
ДЛЯ ЛОШАДЕЙ 3-Х ЛЕТ, ЛЕТОМ
Приз Большой трехлетний орловский 1600 (2 гита) 1500
Приз Осенний орловский 2400 1200
Приз реки Камы (для кобыл) 1600 900
Приз «Кипра» 1600 (2 гита) 1000
ДЛЯ ЛОШАДЕЙ 4-Х ЛЕТ, ЗИМОЙ
Приз памяти П.Н.Кулешова 1600 (2 гита) 1250
Приз Зимний дистанционный орловский 2400 1000
Приз «Гондолы» (для кобыл) 1600 750
ДЛЯ ЛОШАДЕЙ 4-Х ЛЕТ, ЛЕТОМ
Приз «Барса» (орловское Дерби) 1600 (2 гита) 2250
Приз «Отклика» 1600 (2 гита) 1200
Приз «Морского Прибоя» 1600 (2 гита) 1000
Приз реки Волги (для кобыл) 1600 (2 гита) 1250
Приз селекционеров 2400 1250
Дистанционный приз Города (по месту розыгрыша) 2400 1250
ДЛЯ ЛОШАДЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА, ЗИМОЙ
Приз имени Всероссийского научно-исследовательского института коневодства 1600 750
Приз Русская Зима 2400 1000
ДЛЯ ЛОШАДЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА, ЛЕТОМ
Весенний приз 1600 900
Приз «Пиона» 1600 (2 гита) 1750
Летний орловский приз 2400 1000
ДЛЯ ЛОШАДЕЙ 4-Х ЛЕТ И СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
Приз памяти графа А.Г.Орлова 3200 1650
Приз «Крепыша» 2400 1000
Приз «Квадрата» 2400 1000
Приз имени Хреновского конного завода 3200 1500
Приз памяти Маршала К.К.Рокоссовского 1600 1250
1. Обзор литературы Рысистые состязания в России известны с XVIII в. и неразрывно связаны с историей первой отечественной породы лошадей – орловской рысистой. [ 18 ] Орловская рысистая является первой отечественной заводской породой лошадей.

Работа по ее созданию была начата в России в конце XVIII в. В то время российское коневодство было на низком уровне развития. В 1775 г . началась работа по созданию породы лошадей, которую в дальнейшем стали называть в честь ее создателя графа А. Г. Орлова — орловская рысистая порода. В 1776 г . В конный завод был приведен светлый арабский жеребец Сметанка, который сыграл большую роль в формировании орловской рысистой породы.

Работу по созданию породы граф А. Г. Орлов-Чесменский начал в своем имении Остров под Москвой, а в 1778 г . все конское поголовье было переведено в имение Хреновое Воронежской губернии, где и до настоящего времени продолжают заниматься разведением и совершенствованием орловского рысака.

Соавтором в деле создания породы заслуженно считают крепостного В.И.Шишкина, который после смерти А.Г.Орлова ( 1808 г .) успешно завершил работу с породой. [ 18 ] Среди сыновей Сметанки был серый жеребец Полкан I , полученный от буланой датской кобылы.

Полкан I был крупным нарядным жеребцом, но недостаточно резвым на рыси. Для получения лошадей с хорошей резвостью к Полкану I подобрали серую голландскую кобылу. В результате этого подбора был получен серый жеребец Барс I , который обладал крупным ростом, нарядным экстерьером, отличной резвой рысью, силой и выносливостью.

Подавляющее влияние на формирование орловского рысака оказали 3 породы: арабская, голландская и датская, хотя на первых этапах, как свидетельствует заводская книга, из 41 жеребца и 78 кобыл, принадлежащих к десяти различным породам, по количеству преобладали английская скаковая и арабская и меньше было голландских, датских и мекленбургских лошадей. Для закрепления ценных качеств новой породы к Барсу I подбирали кобыл разного происхождения: арабо-датско-голландского генеалогического комплекса (как сам Барс I ), арабо-мекленбургских, норфольдских и др. В результате широкого использования Барса I в воспроизводстве были получены ценные рысаки, ставшие основателями линий в орловской рысистой породе: Любезный I , Лебедь I и др.

Начиная со второго поколения, родственное скрещивание с Барсом, как правило, фигурирует во всех родословных хреновских лошадей, и именно Барс I, а не его отец Полкан и даже не дед Сметанка по справедливости получил титул «родоначальника» орловской рысистой породы.[18] Чтобы представить орловского рысака в отдаленных от нас временах и не утратившего своих достоинств и в настоящее время, интересно познакомиться с записью из «Дневника студента», написанного в 1805 г . С. П. Жихаревым: «...нельзя было налюбоваться на красоту этих коней: прямой, длинной, крутореберный стан на толстых и сухих ногах, шея, как тонкая лента, поднималась высокой дугою и оканчивалась прекрасной головою, с огненными глазами на выкате и пышными ноздрями.

Движение этих громадных коней было так правильно, что топот их копыт представлял слуху какой-то размеренный такт, а на крестце рысака можно бы кажется было поставить стакан воды, и он не расплескался бы: так спокойна была поза летящего рысака и одни только ноги быстрым и правильно размеренным махом уносили рысака вперед». Завершающий этап создания породы целиком связан с деятельность В.И.Шишкина (1780 – 1864 гг.), который с 1811 по 1831 годы управлял Хреновским конным заводом. На его долю достался наиболее сложный этап работы – закрепление комплекса свойств, полученных при скрещивании большого количества пород. При работе с линиями он широко использовал родственное разведение, впервые смело примененное графом Орловым. Был заведен точный учет качества потомства каждого жеребца и кобылы, что облегчало вести отбор по качеству потомства. Очень важным, новаторскими для своего времени элементами племенной работы при создании породы были: постоянный и точный племенной учет (заводские записи), позволившие прослеживать каждый этап создания породы; проверка качества потомства используемых жеребцов; закладка линий лучших из них.[15] С самого начала работы по выведению породы в заводе велись аккуратные первичные племенные записи, на основании которых в 1839 г . была составлена первая племенная книга. [17 ] Успех в работе по созданию новой породы обеспечивался и постоянным отбором по способности к резвой рыси, которая проверялась в процессе регулярной тренировки молодняка. [15] Большое влияние на формирование орловской рысистой породы и на прогресс резвости оказали систематические испытания, которые стали проводится в России в первой половине XIX века.[18] В процессе создания породы Орлов первым в мире разработал оригинальную систему подготовки (тренинга) и испытаний рысистой лошади.

Отличительными чертами ее было то, что лошади тренировались и испытывались только в упряжи, летом в дрожках, зимой в санях.

Тренировка и испытания на резвость проводилась «концами» по 200 сажень ( 426 м ), «сила и выносливость вырабатывались 18-ти верстовыми пробегами по маршруту Остров – Москва» Орловский молодняк воспитывался в суровых условиях, находясь большую часть года на пастбище, как и матки с сосунами, хотя и очень богатом, но без всякой подкормки.

Считалось, что лошадь «входит в силу» не ранее трехлетнего возраста, и именно тогда начиналась заездка и тренировка рысаков в Хреновом.

Подготовленные в заводе лошади, предназначенные к заводским испытаниям, перегонялись в подмосковный Остров, где продолжалась их тренировка и испытания.

Кобылы находились в тренинге не менее чем до 4-х лет, а во времена Орлова и до шести-семи.

Тренировка и испытания жеребцов продолжались до семи-восьми летнего возраста, а иногда и старше. [7] В результате углубленной селекции была значительно улучшена резвость орловского рысака. Если в 1910 г . лучшая резвость на 1600 м была проявлена феноменальным Крепышом (2.08,5), то в 1991 г . рекорд в призе для лошадей старшего возраста по всем породам в России принадлежит орловскому жеребцу Ковбою (1.57,2) [18] Успех Орлова и Шишкина в создании первой в мире породы рысаков определялся: - умелым, гениально найденным сочетанием восточных и западно-европейских пород при скрепляющей, «цементирующей» роли арабской породы; - рациональным кормлением и содержанием, в основном пастбищным, с потреблением большого количества грубого корма, вырабатывающего у них приспособленность к климатическим условиям России.

Однако лошадь при этом сформировалась позднеспелая благодаря введению впервые в мире оригинальной системы подготовки и испытаний рысистой лошади, учитывающей условия России. [15] Строгие требования к орловским рысакам предъявлялись всегда.

Ценилось правильность и красота хода рысака, и, в особенности, экстерьер.

Неудовлетворительные в этом отношении лошади к участию в некоторых больших призах не допускались.

Орловские рысаки в 1860 – 1870 годах, а затем в 1890-х завозились и в США, где им давалась высокая оценка как нарядной упряжной лошади.

Однако именно американский рысак стал опасным конкурентом орловского на спортивной арене и на конском рынке Европы.

Развитие рысистого спорта в конце 1880-х годах становится особенно бурным благодаря появлению орловского рысака в Европе.

Распространение тотализатора привлекает к бегам большие денежные средства и ставит рысистый спорт на промышленную основу. В этих условия лошадь более скороспелая и резвая была и более выгодной.

Поэтому интерес к американскому рысаку возрос. [ 1 5] В России рысаки на приз бегали поодиночке или, в лучшем случае, парами.

Победитель при этом определялся по лучшему времени. В США всех участников приза пускали сразу вместе. В России, как и в других европейских странах, старт рыскам давали с места, в США пускали их с хода. В России рысаков испытывали в дрожках, заведенных еще в XVIII веке графом Орловым, а в Америке для испытания рысаков приспособили облегченную двуколку – качалку (сулки). В России основной дистанцией при испытаниях рысаков были 3 версты, часто разыгрывались призы и на более длинные дистанции. В США основной дистанцией была милевая – 1609 м , а выносливость вырабатывалась многогитовыми испытаниями. Уже в эти годы существовала большая разница в скороспелости обеих пород.

Испытывать трехлетних рысаков категорически запрещалось, и еще в 1860-х годах существовал специальный приз для рысаков, не выступавших до 6 лет. Таким образом, русские коннозаводчики не только не вели отбор по скороспелости, но и искусственно поддерживали позднеспелость.

Длительность испытаний тоже была очень разной. В России считалось вредным испытывать рысака старше 8 лет. Таким образом, орловские рысаки, как правило, испытывались не более 2 лет.

Американские рысаки начинали испытываться с 2 лет и испытывались до тех пор, пока продолжали прогрессировать в резвости и выигрывать.

Разница в обеих системах базировалась на разной экономической основе и приводила к огромной разнице в резвости орловской и американской пород.[15] Еще в 60-70-х годах XIX столетия, познакомившись с американской системой подготовки, испытаний и отбора рысаков по резвости, некоторые русские специалисты рысистого дела предлагали применить ряд прогрессивных приемов американского рысистого коннозаводства и спорта в русских заводах и на ипподромах.

Однако консервативно настроенное большинство отвергло эти предложения, ссылаясь на столетний опыт, на высокую оценку орловского рысака в Европе. Они были уверены в том, что орловский рысак при любой системе подготовки и в любой упряжи окажется сильнее американского. [1 3 ] В последнем десятилетии XIX века рысистое коннозаводство в России разделилось на два враждующих лагеря – «метизаторов» и «чистопородников». Первые с целью улучшения резвости отечественного рысака, пошли по пути скрещивания его с американским.

Вторые, учитывая исключительно большую роль орловской породы в народном хозяйстве, стояли за сохранением и совершенствованием ее в «чистоте», не без оснований полагая, что метизация в конечном итоге приведет к поглощению орловского рысака американским, к утрате ценных хозяйственно полезных свойств отечественной породы. [1] Первый американский рысак класса 2.10 и резвее появился в 1884 году, первый орловский – в 1909 году, это был знаменитый Крепыш (Громадный – Кокетка), прозванный за такую резвость «лошадью столетия» [3] Победа американского рысака в состязаниях с орловскими на европейских ипподромах привела к тому, что отдельные коннозаводчики сначала стали отправлять своих кобыл за границу для случки с американскими жеребцами, а потом стали завозить американских рысаков в Россию.

Массовая метизация началась с открытием на главных ипподромах страны тотализатора и поступлением новых, очень крупных средств для поощрения победителей.

Выступления рысаков на ипподромах становились не делом отдельных любителей, как раньше, а доходным предприятием.

Американо-орловские помеси, бывшие более резвыми, стали более выгодными для конезаводчиков.

Заводы, разводившие орловского рысака в чистоте и не работавшие в призовом направлении, оказались в тяжелейшем положении.

Вытеснение орловских рысаков с ипподромов должно было заставить эти заводы либо перейти на разведение американо-орловских помесей, «метисов», как их называли в то время, либо снизить уровень племенной и заводской работы и перейти на разведение пользовательной рысистой лошади. В обоих случаях это наносило ущерб орловской рысистой породе. Но коневодческая общественность России не считала возможным допустить исчезновение или вырождение отечественной породы лошадей.

Защитники и сторонники орловского рысака были уверены в том, что резвостные, призовые качества орловского рысака смогут быстро прогрессировать. И действительно – введение в России более современных методов выращивания, подготовки тренинга и испытаний.

Которое шло параллельно с завозом американских рысаков, строительство модернизированных ипподромов привело к быстрому прогрессу резвости рысаков орловской породы.[15] Одновременно усилился отбор орловских рысаков по резвости. С ведением испытаний в более разном возрасте (3-х лет) повысилась скороспелость орловского рысака. На первом Всероссийском съезде коннозаводчиков ( 1910 г .) был поднят и решен вопрос о сохранении орловского рысака. По решению съезда были выделены так называемые «закрытые призы»: в Москве для орловских рысаков было сохранено 50% всех призов, в Петербурге – 25%. Призы, в которых на равных условиях выступали орловские рысаки и «метисы», стали называться «открытыми». Эти мероприятия позволили сохранить ряд выдающихся орловских рысаков. [ 1 5] С началом первой мировой войны завоз в Россию американских рысаков прекратился, помеси стали разводится «в себе», методом воспроизводительного скрещивания и в 40-х годах XX столетия была закончена работа по созданию новой отечественной рысистой породы – русского рысака.

Основой этой породы послужили орловские кобылы, наиболее резвые и ценные по качеству потомства.

Первая мировая война нанесла значительный ущерб частновладельческому и государственному коннозаводству. Во время интервенции и гражданской войны часть заводов полностью была уничтожена, часть конского состава погибла от голода.

Племенной фонд орловской рысистой породы к 20-м годам XX века был крайне ограничен (300 – 400 голов маток) и невысокого качества.

Именно в это время профессор П.Н.Кулешов высказал сомнения в том, что породу можно восстановить. [1 1 ] В 1920 – 1930-е годы перед советским коневодством стояла задача – увеличить племенной фонд основных улучшающих пород лошадей, и в первую очередь рысака, увеличить количество хозяйств, производящих племенную продукцию.

Государственные конные заводы формировались как из полностью уцелевших частных заводов, так и путем поглощения их отдельными жеребцами и матками других хозяйств. Этот период продолжался весь период 1920-х годов и до конца 1930-х. В 1930-е годы после создания конных заводов, разводящих орловского рысака (в те годы он назывался «русским» для искоренения памяти о «крепостнике» графе Орлове), шел процесс их укрупнения.

Наиболее ценное поголовье передается в этот период в ведущие заводы, и наоборот, менее ценные, на взгляд селекционеров того периода, кобылы передаются их таких заводов, как Хреновской, Московский и др., во второстепенные, вновь образующиеся заводы. В этот же период происходит разделение рысистых конных заводов по направлениям – орловскому и метисному. [10] С целью сохранения этой уникальной породы – национального достояния России – Правительство РФ предприняло ряд мер, направленных на поддержание орловского коннозаводства. В частности, была создана Всероссийская ассоциация орловского рысистого коннозаводства, учреждены дополнительные традиционные призы для лошадей орловской рысистой породы, а с 2003 г . на ипподромах России запрещено испытывать орловцев совместно с лошадьми призовых пород (русской рысистой, американской стандартбредной и французской). Также с 2003 г . Государственная книга племенных лошадей орловской рысистой породы объявлена закрытой. Это означает, что скрещивание лошадей орловской рысистой породы с лошадьми других пород не допускается.

Совершенствование лошадей орловской рысистой породы должно осуществляться только методом внутрипородной селекции. Но протяжении более чем 200 лет совершенствование лошадей орловской рысистой породы осуществляется путем разведения по линиям. В настоящее время в структуре орловской рысистой породы сложилась ненормальная ситуация.

Лидирующие положение среди жеребцов и кобыл занимают представители линии Пиона, удельный вес которых составляет 30,7 % среди жеребцов и 24,6 % среди кобыл; второе место по численности занимает линия Пилота, соответственно, 13,8 % и 19,1 %; третье – линия Болтика – 11,6 % и 9,6 %. От 2 до 10 жеребцов осталось в линиях Барчука (2), Вельбота (5), Ветра (7), Отбоя (8), Воина (9). Не имеют мужских продолжателей линии Ветерка и Улова Основная цель разведения лошадей орловской рысистой породы – получение лошадей, обладающих высокой резвостью, выносливостью, с хорошо выраженным упряжным типом, достаточно крупных и правильного экстерьера. [18] Из всех отечественных конских пород орловский рысак по своему значению в деле массового улучшения конепоголовья занимает первое место. Еще в 1910 г. всероссийский съезд коннозаводчиков признал за орловским рысаком эту почетную роль.

Выдающиеся рабочие качества, тип и экстерьер рысака, высокая константность в передаче этих признаков потомству создали орловскому рысаку заслуженную славу не только в России, но и за границей. [2] Кроме того, нужно учитывать и тот факт, что зарубежные покупатели интересуются орловским рысаком как лошадью для упряжного спорта, бурно развивающегося последние годы в Европе. А для такого использования нужна лошадь нарядная и обязательно с крепкими ногами. Отбор по крепости конечностей немыслим без интенсивных испытаний. [16] Современный орловский рысак – породная лошадь с хорошо выраженным своеобразным типом. У орловских рысаков встречается, как подчеркнуто сухая, так и несколько грубая конституция.

Лошади этой породы средних размеров, имеют легкую, сухую голову, с широким лбом, живыми выразительными глазами.

Затылок у орловского рысака, как правило, длинный, что обеспечивает хороший «сбор» лошади, нарядность общего вида. В то же время у орловских рысаков достаточно часто встречается большая голова, унаследованная от датских и мекленбургских предков. Но при этом она суха, выразительна с живыми большими глазами и не портит типа, особенно при длинной шее. Шея у типичного орловского рысака должна быть, и чаще всего встречается, длинная, с «лебединым» изгибом в верхней части.

Короткая шея – серьезный недостаток для лошади этой породы. Холка, как у большинства лошадей упряжных пород, средняя по высоте, достаточно длинная.

Лопатка средней длины, нормального наклона. [6] Спина широкая и длинная, что обеспечивает хорошо выраженный упряжной формат. Очень распространена небольшая «мягкость» спины, которая свойственна почти 33% орловских рысаков.

Поясница у орловского рысака, как правило, хорошо обмускулена. Круп у большинства орловских рысаков богат мускулатурой, нередко спущен.

Орловским рысакам в массе свойственна правильная постановка конечностей, хотя иногда встречается «размет» - нарушение параллельности передних конечностей.

Другие недостатки постановки встречаются редко.

Довольно часто у орловского рысака бывает так называемый перехват под запястьем.

Достаточно часто встречается у орловских рысаков короткие бабки передних и задних конечностей, а также «мягкость бабок». Средние промеры (в см.) современных представителей породы во всех хозяйствах, разводящих орловского рысака: жеребцы: рост – 160,1; длина туловища - 162,1; обхват груди - 182,9; обхват пясти – 20,3 кобылы: рост – 159,2; длина туловища – 162,1; обхват груди – 185,1; обхват пясти – 20,2 [6] А лучших орловских рысаков России разводят в Московском, Хреновском, Пермском, Алтайском, Чесменском, Новотомниковском конных заводах. [17] 2. Собственные исследования (экспериментальная часть) 2.1. Обзор линейной структуры лошадей орловской рысистой породы.

Линейная структура породы резко изменилась за последние 30 лет, особенно в 1990-е годы.

Вызвано это изменение двумя основными причинными: сокращением поголовья маток в конных заводах и постоянно возрастающей конкуренцией со стандартбредными рысаками и их помесями при совместных испытаниях на ипподромах страны. 2.2. Состояние и перспективы линий в породе. В 1960-е годы, когда основной целью разведения орловского рысака все еще было производство улучшателей рабочей лошади, в стране было 22 конных завода, в которых насчитывалось 80 жеребцов и 1304 заводских маток.

Жеребцы относились к 9 генеалогическим линиям: Барчука, Ветерка, Ловчего, Воина, Отбоя, Пилота, Громадного, Бубенчика и Корешка.

Наиболее представлены были линии Барчука, Ветерка и Воина – по 14 голов или по 17,5%, далее следовала линия Ловчего – 12 голов (15%), старые линии Бубенчика, Громадного и, формирующаяся линия Отбоя, выделившаяся из линии Ловчего, насчитывали по 7 голов жеребцов (по 8,8%). Молодая, также формирующаяся линия Пилота была представлена четырьмя жеребцами, уходящая линия Корешка – двумя. Через 10 лет, к концу 1970-х годов число заводов и число производителей, особенно маток, уменьшилось.

Жеребцы относились к 10 линиям, но две из них были представлены двумя (линия Корешка) и одним (линия Бубенчика) животным. За прошедший период (с 1960-х по конец 1970-х) коренным образом изменился состав линий.

Старые линии – Барчука, Ветерка, Ловчего и Воина уступили место молодым, созданным в 1950 – 1960-е годы.

Наиболее многочисленной стала линия Отбоя.

Представители этой линии выделялись своей резвостью (рекордист Пион 2.00,1), скороспелостью, призовыми успехами, нарядностью, уступая представителям старых линий в крупности. На 01.01.1977 г. линия Отбоя была представлена 18 жеребцами (24%). На втором месте производители также молодых линий Пилота и Успеха (выделились из старой линии Громадного) по 10 жеребцов (13,4%). Линия Барчука была представлена 9 жеребцами (12%), Ветерка и Улова, в которую трансформировалась старая линия Ловчего, по 7 жеребцов (9,3%). Молодая линия Ветра, выделившаяся из линии Бубенчика в 1950 – 1960-е годы, была представлена 6-ю жеребцами (8,1%), линия Воина – 5-ю (6,7%). Старая линия Бубенчика (без Ветра) – одной головой, Корешка – двумя.

Следующее десятилетие более радикально изменило структуру породы. В СССР только 16 конных заводов разводило орловского рысака – 12 в России, три на Украине, один в Казахстане. В период 1977 – 1987 г .г. линия Отбоя, как наиболее отвечающая требованиям времени и моде среди коннозаводчиков, составляла 33,8% (24 головы). На втором месте среди жеребцов была линия Пилота – 14,4 % (10 голов). В маточном составе все еще сохраняла свои позиции линия Барчука – 13,3% (136 голов), а линия Пилота занимала третье место – 129 голов (12,5%). На третьем месте в составе жеребцов-производителей была линия Ветерка – Пролива (8 голов и 11,2%), которая в маточном составе занимала четвертое место – 109 голов (10,6%). Линия Успеха в маточном составе занимала пятое место с 97 головами (9,5%), за ней следовала линия Ветра – 88 голов (8,6%). Среди жеребцов эти линии, а также линия Улова насчитывала по 6 голов (8,4%) и замыкали список полноценных линий «уходящая» линия Воина (два жеребца-производителя) в маточном составе представлена была 57 кобылами. В 1980-е годы происходила активная работа по дифференциации линии. Из ветвей доминирующей линии Отбоя выделились две новые линии – Пиона и Исполнительного, линия Улова полностью трансформировалась в линию Болтика, Веерка – в Пролива. Как следствие давления ипподрома три самые скороспелые по резвости линии Пиона, Пилота и Болтика стали самыми распространенными в породе к началу XXI века.

Таблица 2 . Линия Отбоя

Отбой 2.14,1 – 1934 г .р.
Лунатик 2.10,4 – 1945 г .р. Лабрадор 2.08,7 – 1951 г .р. Исполнительный 2.09,2 – 1960 г .р.
Корсар 2.08,4 – 1946 г .р. Ивняк 2.07,4 – 1957 г .р. Персид 2.04,6 – 1968 г .р. Иппик 1.59,7 – 1980 г .р. Колорит 2.05,0 – 1990 г .р.
Отклик 2.07,0 – 1952 г .р. Пион 2.00,1 – 1966 г .р.
2.2.1. Линия Пиона Эта линия быстро сформировалась и распространилась в породе в связи с использованием замороженного семени этого жеребца почти во всех конных заводах, разводящих орловского рысака. Пион оказался очень препотентным производителем и дал небывалое для орловской породы количество рысаков класса 2.10 и 2.05 – в классе 2.10 – его детей 124, в классе 2.05 – 16. пять сыновей Пиона были победителями приза Барса, четыре сына и дочь – обладатели абсолютных рекордов породы.

Сыновья и дочери Пиона в значительном количестве оказались Рис.1. Пион 2.00,1 (Отклик – Приданница) сер., 1966 г .р. Таблица 3. Ветвь Пиона

Отбой 2.14,1 – 1934 г .р.

Отклик 2.07,0 – 1952 г .р. Пион 2.00,1 – 1966 г .р.

Фагот (1/4 чкв) 2.02,3 – 1980 г .р. Автограф 2.07,5 – 1995 г .р.
Афоризм 2.02,1 – 1994 г .р.
Фортунато (1/4 чкв) 2.04,7 – 1973 г .р. Нафталин 2.06,4 – 1983 г .р. Ветреник 2.09,8 – 1990 г .р.
Парафин 2.07,5 – 1988 г .р.
Синап 2.02,5 – 1983 г .р.
Заплот 2.04,7 – 1975 г .р. Гвоздик 2.08,7 – 1987 г .р.
Капрал 2.05,0 – 1983 г .р.
Купол 2.08,4 – 1973 г .р. Каракас – 2.06,2 – 1983 г .р.
Клапан 2.03,9 – 1973 г .р. Каток 2.07,0 – 1986 г .р.
Проспект 2.01,6 – 1978 г .р. Папирус 2.07,7 – 1989 г .р.
Кипр 2.03,5 – 1982 г .р. Лакей 2.07,4 – 1993 г .р.
Помпей 2.02,4 – 1974 г .р. Никотин 2.07,5 – 1993 г .р.
Прайд 2.06,0 – 1992 г .р.
Капрон 2.05,0 – 1982 г .р.
Ковбой 1.57,2 – 1984 г .р. Колок 2.07,7 – 1993 г .р.
Блокпост 2.03,4 – 1977 г .р.
Плейбой 2.05,6 – 1990 г .р.
препотентными по передачи резвости и призовых способностей, что обеспечило быстрое и широкое распространение линии. Линия Пиона представлена в современном производящем составе четырьмя основными ветвями, из которых наиболее успешно развиваются ветви Помпея, отца дербиста Кипра и Блокпоста, отца рекордиста Ковбоя 1.57,4. Наравне с правнуками линия Пиона представлена и его сыновьями.

Дочери Пиона не только обладательницы почти всех кобыльих рекордов породы, но и оказались отличными матками в заводах, где получали потомство Пиона. 2.2.2. Линия Пилота Вторая по численности линия породы – линия Пилота. Она представлена 12-ю жеребцами и состоит из двух ветвей – потомков Пустяка и Подвига. Ветвь подвига наиболее ценна, а в самой ветви выделяются потомки Перепела и Красавчика. К потомкам Перепела принадлежит выдающийся Мазок 1.58,4, сын Запаса, победителя приза Барса. Кроме Мазка, Запас дал в Пермском конном заводе группу жеребцов резвых, с отличными призовыми способностями и прекрасно выраженным типом породы. Мазок был лучшим из них, соединившим рекордную резвость с ярко выраженным типом породы и крупностью. Он рано пал, а дети его, сохранявшие тип породы, но не имевшие достаточной резвостной скороспелости, успехов на ипподроме не имели.

Селекционеры не сохранили его сыновей в заводах, нанеся тем большой ущерб породе.

Другой представитель ветви Перепела Карапет, использованный в конных заводах Украины, дал продолжателя линии Водоската, чьи сыновья используются в конных заводах. Ветвь Красавчика представлена лучшим производителем породы 1990-х годов Крикуном 2.02,0 и его сыновьями Криком и Пактом. Все три отличаются ярко выраженным типом породы. Ветвь другого сына Пилота – Пустяка представлена двумя сыновьями Доступного, используемыми ограниченно.

Таблица 4 . Линия Пилота

Пилот 2.02,2 – 1932 г .р. Провал 2.04,2 – 1987 г .р.
Водоскат 2.06,2 – 1979 г .р.
Карапет 2.08,2 – 1968 г .р. Эверест 2.08,9 – 1988 г .р.
Приказ 2.22,0 – 1985 г .р. Фортепиано 2.08,4 – 1992 г .р.
Перепел 2.09,1 – 1961 г .р. Мазок 1.58,4 – 1983 г .р. Пример 2.25,7 – 1997 г .р.
Запас 2.07,4 – 1970 г .р. Казус 2.05,0 – 1985 г .р.
Подвиг 2.08,5 – 1952 г .р. Подзол 2.05,7 – 1984 г .р.
Крик 2.04,8 – 1992 г .р.
Красавчик 2.11,2 – 1964 г .р. Комок 2.08,0 – 1975 г .р. Крикун 2.05,0 – 1984 г .р.
Пакт 2.07,2 – 1992 г .р.
Кудесник 2.09,8 – 1980 г .р.
Пустяк 2.14,5 – 1949 г .р. Доступный 2.06,8 – 1966 г .р.
Бдительный 2.07,6 – 1977 г .р. Литий 2.05,0 – 1983 г .р.
2.2.3. Линия Болтика.

Болтик был внуком рекордиста Улов, рожден во Фрунзенском конном заводе (Киргизия). Поставленный в Тульский конный завод, он оказался одним из лучших производителей породы, дав целый ряд выдающихся по типу, экстерьеру и работоспособности лошадей. В линии выделяют четыре ветви: Забега – эталонного по типу и экстерьеру жеребца, победителя приза Барса, основного приза для орловских рысаков, Кубика – также хорошо сочетавшего выраженный тип породы с очень высокой работоспособностью, Храброго и Тюрбана – великолепных по типу и экстерьеру и достаточно резвых жеребцов.

Наиболее представлена в породе ветвь Кубика.

Потомки Кубика, получившие наибольшее распространение в породе, скороспелы, очень резвы, могут конкурировать на ипподромах с лошадьми линии Пиона, но не всегда сохраняют свойственный породе тир и нарядность форм.

Таблица 5 . Линия Болтика

Болтик 2.09,6 – 1958 г .р. Забег 2.09,3 – 1969 г .р. Мотовоз 2.07,9 – 1977 г .р. Монумент 2.06,0 – 1987 г .р.
Банк 2.03,6 – 1983 г .р.
Зольник 2.09,9 – 1991 г .р.
Кубик 2.04,0 – 1969 г .р. Крокус 2.04,4 – 1986 г .р.
Поток 2.04,5 – 1985 г .р.
Храбрый 2.09,9 – 1969 г .р. Прохладный 2.09,8 – 1984 г .р.
Тюрбан 2.07,0 – 1974 г .р. Романтик 2.09,3 – 1992 г .р.
2.2.4. Линия Исполнительного.

Другая новая линия, выделившаяся из линии Отбоя, линия Исполнительного, правнука Отбоя.

Представители этой линии обладают ярко выраженным типом породы, нарядны, достаточно крупны и резвы.

Однако по призовым способностям они уступают потомству Пиона, и по этой причине в заводах работают всего четыре производителя этой линии. Более широкое использование представителей этой линии необходимо для сохранения уникального типа орловской рысистой породы.

Таблица 6. Линия Исполнительного

Отбой 2.14,1 – 1934 г .р.

Исполнительный 2.09,2 – 1960 г .р.

Запрет 2.07,5 – 1984 г .р. Трезвый 2.07,9 – 1991 г .р.
Причал 2.05,5 – 1975 г .р.
Поступок 2.06,8 – 1989 г .р.
Приказ 2.04,0 – 1969 г .р. Опекун 2.09,9 – 1979 г .р.
2.2.5. Линия Пролива Линия Пролива некогда одна из самых распространенных в породе, в настоящее время представлена всего тремя производителями, происходящими из двух ветвей линии: Квадрата и Пингвина. Рис.2. Исполнительный 2.09,2 (Лабрадор – Инкубация) 1968 г .р. От Квадрата, победителя Всесоюзного Дерби, широко использованного при помощи искусственного осеменения кобыл разных заводов и долгое время работавшего в Московском конном заводе, одним из лучших хозяйств страны, был получен ряд жеребцов-производителей.

Однако продолжателями линии стали только два его сына, полные братья – Бокал и Букет, потомки которых ныне представляют эту линию. Ветвь Пингвина представлена одним жеребцом, правнуком Запаха, победителем приза Барса, внуком Назира.

Таблица 7. Линия Пролива

Пролив 2.11,2 – 1946 г .р. Бокал 2.06,6 – 1958 г .р. Зубр 2.08,9 – 1974 г .р. Презент 2.07,3 – 1986 г .р.
Квадрат 2.08,1 – 1946 г .р.
Букет 2.03,2 – 1969 г .р. Поборник 2.03,0 – 1985 г .р.
Пингвин 2.10,3 – 1950 гр.р Запах 2.07,1 – 1962 г .р. Назир 2.08,8 – 1974 г .р. Поклон 2.09,0 – 1984 г .р. Безупречный 2.08,5 – 1995 г .р.
Некогда самые распространенные в породе линии Барчука, Воина, а также сформировавшиеся в 1970 -1980-х годах молодые линии Ветра и Успеха представлены каждая двумя жеребцами. 2.2.6. Линия Барчука Линия Барчука представлена через Вельбота – Волшебника, сыном и внуком Перевала 2.07,9 (Волшебник – Полба) – Карабином 2.08,0 ( 1986 г .р.) и Покровом 2.15,8 ( 1991 г .р.) Рис.3. Барчук 2.12,5 (Барин – Молния) 1912 г .р. 2.2.7. Линия Воина В линии Воина остались только два сына Картежника, сына Риска, внука Самородка, правнука Риона, правнука Посла, сына Воина: Лукомор 2.07,0 ( 1993 г .р.) и Жаркий 2.04,9 ( 1993 г .р.) 2.2.8. Линия Успеха Линия Успеха представлена правнуками Успеха: Дурманом 2.03,5 ( 1986 г .р.) (сын Мятлика, внук Прикупа) и Кулоном 2.05,9 ( 1985 г .р.) (сын Лабаза, внук Буерака). 2.2.9. Линия Ветра Линия Ветра представлена пожилыми сыновьями Первача - Гепардом 2.09,9 ( 1986 г .р.) и Жемчугом 2.05,5 ( 1985 г .р.). Первач был внуком Ветра. Рис.4. Воин 2.15,2 (Птенец – Война) 1918 г .р. 3.1. Цели и задачи эксперимента Целью данной работы явился анализ и оценка резвостных качеств лошадей орловской рысистой породы по основным линиям. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - сформировать группы лошадей по линиям; - провести статистическую обработку результатов испытаний; - провести анализ полученных данных; - выявить различия между линиями изучаемой породы; - определить наиболее резвую линию среди изучаемой породы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи 3.2. Материал и методика исследований Основным материалом для дипломной работы послужили данные об испытаниях орловских рысаков, полученные из производственных отчетов ЦМИ, программ испытаний, каталогов используемого поголовья, Государственных племенных книг орловской рысистой породы, заводских племенных книг, периодических печатных изданий и собственных наблюдений. Весь полученный материал обработан биометрически: 1. По результатам обработки линия Пиона резвее других линий в среднем на 3,2 сек. 2. Линия Пиона более стабильна по результатам резвости ( lim 2,5 сек.). 3 .3. Результаты исследований 3.3.1. Сравнение линий по итогам выступления на Призе Барса (ЦМИ) (с 1923 г . по 2005 г .) Приз Барса (орловское Дерби) – наиболее престижный из традиционных призов для 4- летних рысаков орловской породы, в 2003 году проводился в 80-й раз. Приз назван в честь родоначальника орловской рысистой породы серого жеребца Барса 1-го, рожденного в 1784 году в заводе графа Алексея Григорьевича Орлова.

Начиная с 1923 г . приз Барса разыгрывался без единого перерыва все 80 лет. Этому не смогли помешать ни экономические, ни политические трудности, ни тяжелое военное время (в годы войны его проводили на Свердловском ипподроме, куда были эвакуированы лошади с ЦМИ). Таблица 8. Средняя резвость победителей Приза Барса по линиям (сек)

Линия Lim M m M±m Cv Кол-во голов линии
Барчука 128,7-137,1 132,6 1,0 132,6 ± 1,0* [1] 1,9 8
Болтика - 211,6 - 211,6 ± 0* - 1
Бубенчика 130,4-134,2 132,3 2,7 132,3 ± 2,7* 2,0 2
Вармика 135,0-138,4 137,2 1,3 137,2 ± 1,3* 1,4 3
Ветерка 127,2-139,6 131,6 1,9 131,6 ± 1,9* 3,3 6
Ветра - 135,0 - 135,0 ± 0* - 1
Воина 128,7-133,0 131,2 0,6 131,2 ± 0,6* 1,0 6
Громадного 128,4-142,1 133,5 2,7 133,5 ± 2,7* 3,9 5
Зенита 136,4-132,7 134,6 2,6 134,6 ± 2,6* 1,9 2
Корешка 129,2-136,6 133,7 2,8 133,7 ± 2,8* 2,9 3
Ловчего - 138,0 - 138,0 ± 0* - 1
Отбоя 126,5-139,1 130,6 0,8 130,6 ± 0,8* 2,6 17
Пилота 128,3-134,9 131,4 1,7 131,4 ± 1,7* 2,2 4
Пиона 124-138,4 128,2 0,9 128,2 ± 0,9* 2,6 15
Улова 128,1-133,7 129,9 0,9 129,9 ± 0,9* 1,6 6
Рис.5. Сравнение линий по средней резвости (Приз Барса). По итогам выступлений лошадей на Призе Барса (табл.8) самая высока средняя резвость у линии Пиона -128,2 секунды . У представителей Линии Улова средняя резвость 129,9. Лошади линии Отбоя показали среднюю резвость равную 130,6. У линии Воина средняя резвость равна 131,2, а у линии Пилота – 131,4, т.к. разница в результатах всего 0,2 секунды можно говорить, что по результатам испытаний эти две линии почти равны. Линия Пиона по результатам испытаний занимает самое высокое место. Это может говорить о наиболее успешных сочетаниях в линии и о высокой препотентности жеребцов по резвости.

Именно Кипр (Помпей (линия Отбоя) – Крутизна (линия Успеха)) прославил эту линию, установив рекорд на дистанции в 1600 м за 2.03,5 (123,5 секунды). При оценки резвостных показателей следует также учитывать, что количество лошадей в линиях определяется еще и рассветом этих линий в определенный этап времени. Также видно, представители линий Отбоя и Пиона наиболее стабильны в резвостных показателях, т.к. лошадей этих линий наибольшее количество раз занимали призовые места. 3.3.2. Результаты выступлений лошадей ЦМИ на других ипподромах России и за рубежом (2000 – 2005 г .г.) Таблица 9. Средняя резвость линий по итогам выступлений на других ипподромах

Линия Lim M m M ± m Cv Кол-во голов линии
Барчука 129,6-132,0 132,7 0,6 130,7±0,6* [2] 0,8 4
Болтика 128,8-152,6 133,7 1,6 133,5±1,6* 4,5 14
Отбоя 130,7-135,6 132,3 1,9 132,3±1,9* 1,5 5
Пилота 134,6-143,7 137,9 1,5 137,9 ± 1,5* 2,5 6
Пиона 124,4-149,0 133,4 1,1 133,4 ± 1,1* 4,0 26
Пролива 130,1-194,4 138,7 4,9 138,7 ± 4,9* 12,2 13
По таблице 9 видно, что по результатам выступлений сейчас первое место среди лошадей орловской рысистой породы занимает линия Пиона (26 лошадей). Затем идет линия Болтика (14 лошадей) и линия Пролива (13 лошадей). Практически одинаковое количество лошадей у линий Пилота (6), Отбоя (5), Барчука (4). Лошади линии Пиона чаще занимали призовые места, чем лошади других линий. Но средняя резвость меньше, чем у представителей линии Барчука.

Однако лошадей этой линии совсем не много, по сравнению с линией Пиона. Рис. 6. Сравнение линий по средней резвости (на других ипподромах). 3.3.3. Сравнение линий по экспертной оценки Таблица 10 Средняя экспертная оценка линий жеребцов орловской рысистой породы.

Линия lim M m M±m Cv Кол-во голов в линии
Пиона 3,63-4,12 3,87 0,03 3,87 ± 0,03* [3] 3,53 27
Пилота 3,63-4,25 3,94 0,05 3,94 ± 0,05* 4,86 15
Болтика 3,75-4 3,89 0,03 3,89 ± 0,03* 2,54 10
Пролива 3,69-4,12 3,89 0,0 5 3,89 ± 0,05* 3,3 8 9
Ветра 3,75-4 3,89 0,09 3,89 ± 0,09* 3,31 3
Отбоя 3,7 5 -4,25 3,99 0,09 3,99 ± 0,09* 4,94 5
Исполнительного 3,72-4 3,8 4 0,07 3,84 ± 0,07* 3,3 3 4
Воина 3,75-4 3,8 8 0,1 8 3,88 ± 0,18* 4,56 2
Вельбота 3,69-4 3,81 0,1 2 3,81 ± 0,12* 4,31 3
Барчука 3,63-3,82 3,7 3 0,13 3,73 ± 0,13* 3,6 1 2
Успеха - 4 - 4 ± 0 - 1
Из выше приведенной таблицы по количеству голов в линии существенно опережает другие линия Пиона (27 лошадей), затем идет линия Пилота (15 лошадей), после – линия Болтика(10 лошадей) и не на много отстает линия Пролива (9 лошадей). Однако по результатам средней экспертной оценки самая высокая оценка у линии Отбоя (3,94), но в линии не так много жеребцов (5 лошадей), как в линии Пилота (15 лошадей), средняя экспертная оценка – 3,94. Одинаковая средняя экспертная оценка (3,89) у линий Болтика (10 лошадей), Пролива (9 лошадей), Ветра (3 лошади). Не смотря на то, что в линии Пиона больше всего лошадей, экспертная оценка не очень велика – 3,87. Рис. 7. Сравнение линий по экспертной оценке Здесь и далее: * - достоверно при Р Здесь и далее: * - достоверно при Р Выводы и предложения Выводы: 1. В настоящее время во многих конных заводах широко представлены продолжатели линий Отбоя, Пилота, Пролива, Пиона и Болтика. 2. По результатам наших исследований представители линии Пиона показали самую высокую резвость по сравнению с другими. 3. Одновременно линия Пиона занимает лидирующее положение по занятым призовым местам. 4. Каждая линия прогрессирует в определенный период времени.

Резвость орловского рысака постоянно прогрессирует. А также растут требования к породе, поэтому сравнительную оценку рысаков следует вести учитывая этот показатель. 5. Более стабильные результаты по резвости получены при проверенных сочетания линий в породе.

Предложения : Основываясь на учении классиков зоотехнической науки, линия существует на протяжении 4-5 поколений. В настоящее время прогрессирует линия Пиона по резвостным показателям.

оценка рыночной стоимости товарного знака в Туле
независимая экспертиза ущерба в Липецке
оценка ценных бумаг в Белгороде