Разработка религиозного тура по Татарстану

Религиозная обстановка в многонациональной и многоконфессиональной Республике Татарстан в той или иной степени отражает последствия коренных изменений в государственном и политическом строе, которые произошли за последнее десятилетие и существенным образом затронули сферу государственно-церковных отношений, деятельности религиозных организаций на всей территории бывшего СССР. Государственно-церковные отношения в Татарстане строятся в строгом соответствии с принципом свободы совести, включающем в себя такие понятия, как равенство всех религий перед законом; право граждан исповедывать любую религию или не придерживаться никакой религии; светский характер государства; отделение от него религиозных и иных, созданных по мировоззренческому признаку, объединений. В республике происходит дальнейшая демократизация государственно-церковных отношений, не осталось никаких неправомерных ограничений в деятельности религиозных организаций.

Наверное, трудно найти в России регион с таким разнообразием мирно сосуществующих представителей религиозных верований. Это и мусульмане, и христиане (в числе которых - православные, старообрядцы, католики, протестанты различного толка), а также иудеи, кришнаиты, бахаисты... Такое религиозное многообразие и мирное сосуществование различных конфессий во многом уникально, его изучение и, главное, сохранение - важная государственная задача.

Важная еще и потому, что в последние годы - в русле демократических преобразований общества, разрушения прежней идеологической системы - влияние религии на общество возросло.

Достаточно привести такие цифры: десять лет назад в республике было зарегистрировано 38 религиозных общин, в том числе 18 мусульманских и 15 православных.

Сегодня в Татарстане различных религиозных организаций насчитывается около тысячи. Число мусульманских общин приближается к семистам, а православных - более ста пятидесяти. В последние годы в республике идет интенсивный процесс возвращения культовых зданий верующим, в чем видится восстановление исторической справедливости.

Начиная с 1988 года религиозным мусульманским и православным организациям передано более 50 культовых зданий - памятников истории и культуры: Азимовская, Соборная, Султановская, Закабанная, Апанаевская, Бурнаевская, Ново-Слободская 'Иске-Таш' мечети в городе Казани, мечети в Аксубаевском, Арском, Кукморском и других районах республики; Петропавловский собор, Софийская надвратная церковь Богородицкого монастыря, Варваринская, Тихвинская, Богоявленская, Старообрядческие церкви, Ивановский монастырь в Казани, церкви и монастыри в Зеленодольском, Елабужском, Чистопольском и других районах.

Только в 1996 году в столице республики верующим были переданы следующие культовые здания (помимо упомянутых): синагога, лютеранская кирха, католическая часовня.

Органы государственной власти и управления в столице республики и на местах положительно решают вопросы передачи культовых зданий религиозным организациям с соблюдением установленного порядка. В настоящее время в большинстве городов и районов республики этот вопрос решен практически полностью.

Несмотря на то, что религия отделена от государства, власти изыскивают средства и возможности для реставрации и ремонта культовых зданий - памятников. В Казанском Кремле ведется строительство мечети Кул-Шариф и реставрация Благовещенского собора. К началу 1997 года было завершено строительство, отреставрировано и сдано в эксплуатацию 104 мечети, 7 церквей и 2 молитвенных дома. В стадии строительства и реставрации находились 182 культовых здания, в том числе мечетей - 148, церквей - 34. К 1997 году в распоряжении мусульманских общин находилось 386 зданий мечетей, у православных обществ - 99 церквей.

Наиболее традиционными для Татарстана религиозными конфессиями являются ислам и православие. Они оказывают наибольшее влияние на общественно-политическую обстановку в республике. За многие годы сосуществования между ними сложились нормальные, доверительные отношения. Ислам в Татарстане имеет более чем тысячелетнюю историю. На основании дошедших до нас документов установлено время официального принятия предками казанских татар - волжскими булгарами ислама - 922 год. Ислам в Татарстане - суннитский, ханафитского масхаба, одной из черт которого является терпимость и взаимоуживаемость с другими религиями. К концу 1996 в республике действовало зарегистрированных 653 мусульманских, 168 православных организаций и 52 религиозные организации других конфессий.

Государственные структуры, и, прежде всего, Совет по делам религий при Кабинете министров Республики Татарстан, оказывают религиозным организациям необходимое содействие в решении многих проблем - в первую очередь, в повышении правовой культуры, формировании цивилизованных отношений, основанных на уважении к закону.

Следует отметить, что Советом по делам религий разработан проект Закона Республики Татарстан 'О религиозных организациях', который в настоящее время находится на доработке для последующего обсуждения его на сессии Государственного Совета Республики Татарстан. Из изложенного видно, что религия играют первостепенную роль в Татарстане. И туризм в этом плане, позволит людям всех возрастов приобщится не только к своей религии, но и изучить другую и уважать её. Цель данного курсового проекта: составить религиозный тур по городам республики Татарстан.

Основными источниками при разработке данного проекта были: 1. Каумен М.Е. Музеи-храмы и музеи-монастыри России. 2. Менеджмент туризма.

Туризм как вид деятельности: Учебник. 3. Сайт Министерства РТ по туризму и спорту. 4. Христов Т.Т. Религиозный туризм. Глава I. Общие сведения 1.1. Туристский пакет Туристский пакет – основной комплекс услуг, предоставляемых в путешествии по индивидуальному или групповому плану, который имеет серийный характер.

Туристский продукт
Туристский центр
Транспорт
Услуги размещение
Трансфер
Структура туристского пакета Туристский центр – место отдыха туриста, включающее все его рекреационные возможности: 1. природные, 2. культурно-исторические, 3. экологические, 4. этнические, 5. инфраструктурные. Этот элемент относится к обязательным, поскольку без объекта интереса невозможно организовать путешествие.

Транспорт – средство передвижения, с помощью которого можно добраться до туристского центра.

Наиболее широко используется в качестве средства передвижения – самолёт. На короткие расстояния – поезд, туристский автобус, автомобиль.

Большую часть затрат, обуславливающую стоимость турпакета, составляют затраты на перевозку. Чем более комфортабельный и скоростной вид транспорта используется, тем выше стоимость путешествия. В отношении скоростных видов транспорта необходимо заметить, что, несмотря на их дороговизну по сравнению с другими видами, они также используются на короткие расстояния, так как позволяют экономить время туристов для рекреационных целей.

Услуги размещения – это конкретный отель, который предлагается туристу в туристском центре на время путешествия.

Размещения в отелях различаются в соответствии с типом услуг гостеприимства, которые предлагают туристу. Это могут быть отели, ботели, мотели, кемпинги, виллы и т.д.

Услуги питания не включаются отдельным элементом в туристский пакет, поскольку в туризме они составляют часть услуг размещения.

Принятые в туризме комбинации размещения и питания: 1. ВВ – размещение + завтрак; 2. HB – полупансион: размещение + завтрак + ужин; 3. FP – полный пансион: размещение + завтрак + обед + ужин.

Обычно турист имеет возможность выбрать и заказать любую из этих комбинаций, при этом, заказывая ВВ как вариант обслуживания, турист выбирает его отнюдь не из-за соображений экономии.

Действительно, туроператор получает значительные скидки при пакетировании услуг размещения и питания, поскольку гарантирует загрузку отелей и ресторанов. При этом «пакетные цены» могут быть в три-четыре раза ниже розничных. Что же приобретает турист, выкупая комбинацию ВВ или НВ? Прежде всего свободу выбора, поскольку в этом случае он может сам моделировать программу пребывания в туристском центре, по собственному усмотрению выбирая ресторан, или может отправиться на экскурсию, в которой обычно предусмотрен обед.

Трансфер – доставка туриста от места прибытия, расположенного в стране пребывания (аэропорт, гавань, ж/д станция), к месту размещения (отель), где он будет проживать, и обратно.

Трансферы осуществляются с использованием автобусов, иногда такси или лимузинов, если такого типа трансферы включены в турпакет или затребованы туристом. Этот пакет обязательности туристских услуг и отличает туристский пакет от туристского продукта.

Действительно, приобретая пакет, включающий четыре обязательных базовых элемента, турист не только имеет значительные скидки от туроператора, поскольку приобретает серийный туристский продукт туристской компании, но всегда может попросить туроператора расширить его за счёт включения других услуг или сделать это самостоятельно – непосредственно в туристском центре. 1.2. Храмы и мечети Татарстана Свияжск XE 'Свияжск'

Свияжск
Свияжск основан 24 мая 1551 года царем Иваном Грозным. Это первый православный город в регионе Среднего Поволжья, оказавший значительное влияние на распространение культуры. Он имеет уникальную историческую судьбу. Это беспрецедентный в мировой практике по масштабу пример единовременной закладки и заселения города-крепости (75 тысяч человек построили из срубов город-крепость за 24 дня на площади 62 га). На острове имеются творения выдающихся средневековых псковских зодчих Постника Яковлева и Ивана Ширяя, создавших прекрасные образцы русской архитектуры 16 века. Среди них - Успенский собор.

Росписи собора неповторимы многообразием библейских сюжетов, совершенством исполнения. Как уникальный, целостный историко-культурный территориальный комплекс 16-20 веков в 1990 году Свияжск включен в новый Список исторических городов и населенных мест РФ; в 1996 году включен в предварительный Список Всемирного Культурного Наследия ЮНЕСКО по шести номинациям: история, градостроительство, архитектура, иконы и фрески, археология, природный и антропогенный ландшафт. На острове зарегистрирован 21 памятник федерального значения.

В храме
На острове располагаются: мужские Богородицкий и Успенский монастыри, бывший женский Иоанно-Предтеченский монастырь, Успенский собор и соборный храм во Имя Божьей Матери «Всех Скорбящих Радости», Троицкая, Никольская, Сергиевская, Святого Константина и Елены церкви.

Практически отсутствуют искажения современными строениями и сооружениями, сохранился масштаб и образ исторической и культурной среды, которая находится в гармонии и с уникальным природным окружением. В 1998 году образован Свияжский природный заказник.

Булгары XE 'Булгары' Булгарский историко-культурный заповедник образован в 1969. Он включает археологический комплекс Булгарского городища – остатки построек XXV веков, столицы волжских булгар.

Первые указания о сохранении руин древнего Булгара даны Петром I. Раскопки начаты в 1870 году. В 1877 образовался Музей археологических находок в так называемой Чёрной палате.

Важную роль в охране памятников городища и организации музея сыграл В.М. Королёв (1885-1974), ставший первым директором открытого в 1912 краеведческого музея. Музей закрывался и вновь возрождался; Королёв возглавлял его в течении десятилетий. С 1938 начались систематические раскопки городища силами Булгарской археологической экспедиции под руководством А.И.Смирнова, проведшего почти 50 археологических сезонов и подготовившего к музейному показу памятники древнего Булгара. С 1996 на территории заповедника ежегодно в июне проводятся празднования принятия ислама булгарами в 922 году. В настоящее время реставрационно-консервационные работы по городищу проходят под руководством С.С.Айдарова. Ему принадлежит также проект музеефикации городища с широким применением метода реконструкции. В музее есть памятники мусульманской и христианской культовой архитектуры.

Соборная мечеть XE 'Соборная мечеть' («Джума-джума») сооружена в XIII – XIV веков, являлась главным культовым сооружением столицы Волжской Булгарии.

Графическую реконструкцию мечети (до наших дней дошла в разрушенном состоянии) предложил архитектор С.С. Айдаров.

Фрагмент Соборной мечети
Это прямоугольная в плане постройка, интерьер который расчленён многорядными опорами.

Гладкие стены здания с внешней стены здания с внешней стороны были укреплены контрфорсами.

Позднее по углам мечети выстроили 4-угольные башни. В 1964 – 1967 годах проведена консервация и частичная реставрация руин мечети, они находятся в ведении Булгарского историко-архиологического музея-заповедника, является элементом музейного показа.

Большой минарет XE 'Большой минарет' построен в XIII веке, обрушился в 1841 году. Его низкое кубическое основание площадью 5 м² при помощи скошенных в верхней части углов переходило в низкий восьмигранник; над ним возвышалась гладкостенная цилиндрическая башня, завершённая конусообразной кровлей.

Исследователи утверждают, что булгарские сооружения тяготели к так называемой сельджукской архитектуре. Малый минарет XE 'Малый минарет' сооружён в XIV веке. По конструкции аналогичен Большому минарету. Его высота составляет 11 метров.

Внутри минарета

Малый минарет
Памятник отреставрирован и входит в состав Булгарского историко-археологического музея-заповедника. Успенская церковь XE 'Успенская церковь' сооружена в 1732 году.

Здание типа «восьмерик на четверике». Основу композиции составляет двухцветный куб, на него поставлен восьмерик, перекрытый куполом и увенчанный непропорционально маленькой главкой.

Успенская церковь
низкая аспида, с запада такая же низкая трапеция и колокольня.

Казань XE 'Казань' , столица республики Татарстан Кремль — древняя цитадель Казани. Его стены и башни помнят булгарских князей, воинов Чингисхана, ханов золотой Орды, всех русских царей. Это единственная в мире татарская крепость, и сегодня служащая центром государственности. Уже издали, с просторов Волги, рисуется на фоне неба затейливый силуэт древней казанской цитадели, оседлавшей высокий утес у слияния Казан-су и Булака.

Господствуя над всем историческим центром города, древняя крепость символизирует собою славное прошлое татарской столицы, значимость ее культурных традиций, бережное отношение власти к истории края.

Азимовская мечеть
Азимовская мечеть XE ' Азимовская мечеть ' . Красивейшая мечеть Казани была построена в 1887-1890 годах на средства купца Азимова на месте старой деревянной мечети, существовавшей с 1804 года.

Архитектор неизвестен. К прямоугольному в плане одноэтажному зданию примыкает высокий и тонкий минарет (высота - 51 м, диаметр - всего 3 м). Планировка его очень простая: высокие двери у основания минарета ведут в небольшое вестибюльное помещение, а затем - в высокий ритуальный зал. Внизу расположены обширные подвалы, служившие в прошлом, вероятно, складами для купеческих товаров, сегодня там женская половина.

Ажурная деревянная ограда, напоминающая арабески Булгара и средневековой Казани, как бы стелется под высоким, стройным минаретом.

Нарядная красавица-мечеть неизменно вызывает восхищение, сколько бы раз её не увидишь. Это удивительное здание, как будто сошедшее на улицы рабочей слободы со страниц волшебных сказок, радует глаз изысканностью пропорций, изяществом силуэта и узорочьем фасадов.

Петропавловский собор
Петропавловский собор XE ' Петропавловский собор ' построен на месте деревянной Петровской церкви в 1723-1726 годах купцом Михляевым в память о пребывании в Казани Петра I. Петропавловский собор - ценнейший памятник архитектуры русского барокко начала XVIII века.

Многоярусное здание храма поднимается на высоту 52 м. Его фасад украшен причудливым ярким орнаментом в виде цветов, трав и виноградных лоз; с высокой галереи собора открывается великолепный вид на город.

Сейчас это кафедральный собор, во время проходящей в нем службы поет прекрасный хор.

Ханская мечеть XE 'Ханская мечеть' Ханского двора сооружены до середины XVI века.

Остатки мечети являются памятником археологии. В настоящее время проводятся работы по их изучению и составлению проекта выявления и экспонирования. Над останками мечети и ханским некрополем – местом захоронения казанских ханов – предполагается создать особую зону музея-заповедника, позволяющую оставить открытыми законсервированные археологические памятники и показать реконструкцию мечети и саркофагов.

Благовещенский собор
Благовещенский собор XE 'Благовещенский собор' на архитектуру Успенского собора Московского Кремля. разделяются плоскими пилястрами на капители, которых опираются пяты закомар.

Аспиды оформлены вертикальными тягами и изящной аркатурой.

Аркатура на барабане дополняется 3-частным поясом орнамента; такой же пояс из арочек, поребрика, бегунца украшает верхнюю часть аспид, позволяя исследователям усматривать в архитектуре собора руку псковских мастеров «камнесечной хитрости». Реставрация осуществляется с 1995 года по указу президента Татарстана.

Предполагается размещение в нём музея культур православных народов Поволжья в составе музея-заповедника.

Церковь Сошествия Святого Духа Губернаторского дворца сооружена в XVII веке по проекту архитектора К.А.Тона, предположительно на месте так называемой Муралеевой (Нур-Али) мечети.

Здание сильно пострадало во время пожара 1815 года и долго простояло в полуразрушенном состоянии.

Церковь была восстановлена в 1857-1859 годах по указу императора Николая I.

Храм
Раифский Богородицкий мужской монастырь находится в 30 км от Казани на берегу живописного озера.

Монастырь был основан в 1613 году, когда в Казань из Москвы пришёл инок Филарет. После смерти родителей он раздал всё имущество бедным и подстригся в московский Чудов монастырь.

Позднее, желая вести строгую монашескую жизнь, Филарет оставил Москву и отправился в низовья Волги. Во время странствий инок пришёл в уединенное место на берегу прекрасного озера, где построил деревянную хижину и остался жить.

Главной духовной ценностью Раифской обители является Чудотворная Грузинская икона Пресвятой Богородицы, помолиться перед которой ежегодно приезжают тысячи паломников из разных уголков России.

Целебная вода находящегося на территории монастыря Раифского источника была отмечена золотой медалью на выставке минеральных вод в городе Сочи в 1999 году.

Елабуга, город Вторая половина XIX века была временем нового расцвета монастырской жизни. В этот период создавалось множество новых монастырей, в основном женских.

Только на территории Татарстана появились монастыри в Лаишеве, Мензелинске, Чистополе.

Появился монастырь и в купеческом городе Елабуге. В 1856 году создалась женская община, а 9 сентября 1868 года произошло открытие монастыря.

Создателем новой обители стал елабужский купец Иван Иванович Стахеев, пожертвовавший огромные

Женский монастырь
средства на строительство и обеспечение монастыря. Уже через 10 лет монастырь стал самым крупным в Вятской епархии. К сожалению, после закрытия в 1929 году архитектурный ансамбль монастыря был разрушен, сохранились только некоторые жилые постройки, в которых сейчас расположен возрожденный в 1995 году монастырь. Глава II. Разработка программы тура 2.1.Описание фирмы Фирма « Ad Vitam [1] » на туристском рынке Набережных Челнов уже 2 года. « Ad Vitam » занимается: 1. бронированием мест в отелях и иных баз размещения, автомобилей; 2. заказом экскурсий; 3. оформлением въездных, выездных документов; 4. реализацией кредитных, расчётных, дисконтных карт. Но главной специализацией турфирмы является организация экскурсий с целью изучения религий Татарстана.

Фирмой было разработано около 10 таких экскурсий.

Продукт фирмы ориентирован на граждан со средним достатком и выше среднего.

Каждые полгода « Ad Vitam » проводит розыгрыши бесплатных путёвок на экскурсии среди постоянных клиентов. Также для них существует система накопления баллов. При определённом количестве баллов, клиент получает возможность на бесплатную услугу. Фирма сравнительно ещё очень молода, но ей удалось занять хорошую нишу среди туристских фирм Набережных Челнов и завоевать себе достойную репутацию благодаря низким ценам и отличному обслуживанию. Но не следует забывать, что при ухудшении качества товара или при сильном завышении цены у агенства возникнут конкуренты в лице аналогичных фирм, расположенных в соседних городах.

Поэтому сегмент рынка наиболее близок к олигополистической конкуренции.

Задачи « Ad Vitam »: 1. 2. 2.2. Тур Набережные Челны - Казань – Свияжск – Елабуга – Булгары – Набережные Челны Продукт представляет собой религиозный тур по городам Татарстана на 6 дней для группы 20 человек, возрастом от 14 до 65 лет.

Транспорт: автобус.

Питание: полупансион.

Проживание: гостиница.

1-й день
7:00 Отправление с остановки «Электротехников».
11:00 Прибытие в город Казань.

Расселение в гостинице «Регина».

12:30 Обед в кафе «Мастер Церемоний».
13:30 Посещение Азимовской мечети, Петропавловского собора, Благовещенского собора, мечети Кул-Шариф.

Возможность поучаствовать в раскопках Ханской мечети.

22:00 Возвращение в гостиницу.
2-й день – свободный день
3-й день
9:00 Завтрак в гостинице.
10:00 Выезд из гостиницы.

Поездка в Раифский Богородицкий мужской монастырь.

11:30 Расселение туристов в гостинице монастыря.
12:30 Обед.
14:00 Экскурсия по монастырю.
17:00 Посещение Волжско-камского природного заповедника
20:00 Возвращение в обитель.
4-й день
7:00 Завтрак.
9:00 Выезд из гостиницы.

Поездка на остров Свияжск.

13:00 Прибытие на остров.
13:30 Обед.
14:30 Экскурсия.
17:00 Поездка в город Елабуга.
20:40 Прибытие в город.

Расселение в гостинице «Тойма»

5-й день
9:00 Завтрак.
10:00 Посещение женского монастыря.
14:00 Обед.
15:00 Выезд из гостиницы.

Поездка в город Булгары.

19:00 Прибытие в город.

Расселение в гостинице.

6-й день
9:00 Завтрак в гостинице.
11:00 Посещение Соборной мечети и Успенской церкви.
13:00 Обед.
14:30 Посещение Большого и Малого минаретов
18:00 Выезд из гостиницы.

Отправление в Набережные Челны.

22:00 Прибытие в Набережные Челны.
2.3. Расчёт стоимости и цены тура Себестоимость турпакета для одного человека:
Услуга Цена, руб.
Проживание: Гостиница «Регина»; Гостиница монастыря; Гостиница «Тойма» Гостиница в городе Булгары 1820 240 830 750
Питание: обед в кафе «Мастер церемоний»; обед в монастыре; обед в Свияжске; Обед в Елабуге; Обед в Булгарах Стоимость завтраков включена в стоимость номера гостиницы. 340 120 170 200 180
Экскурсии: Казань (7) Свияжск (1) Елабуга (1) Булгары (4) [2] 700 100 100 400
Аренда автобуса на человека в сутки 50
ИТОГО 6000
Продажная цена тура: Цена = (И + Н + П – С ± К) / (Т + Э), где И – себестоимость турпродукта; Н – налоги на НДС; П – прибыль (15-20%); С – скидки; К – комиссионные (5-15%); Т – количество туристов; Э - эскорт [3] . В некоторых случаях, турагенства добавляют к данной формуле процент своих расходов на рекламу. « Ad Vitam » поступает также. Фирма выбрала следующие виды рекламы своего продукта: · на радио; · в местных газетах «Челны ЛТД» и «Авто city »; · на рекламных щитах.
Вид рекламы Стоимость в месяц, руб.
Радио [4] 4950
Газета «Челны ЛТД» [5] 1440
Газеты «Авто city » [6] 840
Наружная реклама в центре города 8000
Итого 15230
При этом следует учитывать, что агентство не всегда будет пользоваться всеми представленными типами рекламы. Итак, Цена тура = (120000 + 22800 + 18000 + 18000 +761) /21 = 8550 руб.

Заключение Религиозный туризм является составной частью современной индустрии туризма.

Соборы, мечети, культовые музеи и духовные центры – это туристские объекты, которые пользуются всё возрастающим спросом.

Паломники религии, истории и культуры представляют существенную мотивировку посещения того или иного района, города.

Религиозный туризм имеет три формы: паломничество, экскурсионные туры по религиозной тематике и специализированные туры, в которых объединяются паломники и экскурсанты. В данном курсовом проекте был представлен экскурсионный тур по религиозной тематике. Очень часто считают, что религиозный туризм и паломничество это одно и то же. На самом деле, это далеко не так. В 2005 году в Москве состоялось заседание Межрелигиозного совета России, где были приняты поправки к Федеральному закону 'Об основах туристской деятельности в РФ', их цель 'отделить от светского туризма туризм религиозный и паломничество', – сказал митрополит Кирилл.

Религиозный туризм XE ' Религиозный туризм ' предлагается определять как 'путешествие с посещением религиозных святынь с познавательными и просветительскими целями'. 'Паломничество XE ' Паломничество ' же – это путешествие с целью поклонения религиозным святыням, часто связанное с постом, молитвами, определенным стилем жизни', – подчеркнул митрополит Кирилл. От отношений между религиями, светской философией и традиционными ценностями напрямую зависит стабильность в мире и общественное взаимодействие, и сотрудничество в борьбе с экстремизмом на религиозной и межнациональной почве. Здесь тесно смыкаются правовые концепции современного общества и другие религиозные устои.

Возникают коллизии налогового урегулирования, трудности определения и отделения религиозных паломников от светских, которые наравне с первыми посещают святые места, причём все подряд, без разбору (иудейские, христианские) для удовлетворения познавательных и развлекательных устремлений, не имея чётких представлений о сущности верования и обрядов, воспринимая религиозную церемонию как шоу. В результате, чаще всего люди, истинно верующие, совершающие религиозное паломничество по вере и убеждению, терпят неудобства, притеснения, ущемления своих прав на объектах, принадлежащих их религии, затруднение в отправлении его обрядов. Имеет место нарушение моральных устоев верующих и оскорбление их религиозных чувств.

Наблюдается столкновение интересов крупного туристского бизнеса, использующего объекты культурного наследия как туристские ресурсы, и интересов религиозных общин, в ведении которых эти объекты переданы и находятся, восстанавливаются и содержатся на их средства и средства верующих.

Туристский потенциал Республики Татарстан (удачное географическое положение, реки Волга и Кама, множество малых рек и озёр, лесные массивы, лечебно-оздоровительные факторы природной среды, исторические и памятные места, уникальные традиции двух великих культур) и составляющие его туристские ресурсы можно использовать для развития следующих объектов туризма: 1. Объекты религиозного туризма (Успенско-Богородицкий мужской монастырь, Иоанно-Предтеченский женский монастырь, Раифский Богородицкий мужской монастырь, Болгарский музей-заповедник, духовно-религиозный комплекс «Изге-Чишма»-святилище «Святой ключ»). 2. 3. Объекты экскурсионного туризма (музеи, которых в Татарстане около 100, архитектурные и исторические памятники и другие объекты показа). 4. Объекты экологического туризма (2 государственных заповедника: Волжско-Камский и Иске-Казанский, 3 парка: национальный парк Нижняя Кама, Свияжский природно-исторический парк, историко-архитектурный и природный парк Долгая Поляна, заказники: комплексные-12 и ботанические –8, памятники природы: комплексные-9, ботанические-27, зоологические-8, геологические-9 ). 5. Объекты лечебно-оздоровительного туризма, созданные на основе использования имеющихся в республике различных лечебных факторов (сеть санаторно-курортных учреждений республики насчитывает 58 санаторно-курортных организаций на 3826 номеров (из них класса «люкс»- 482). По оценкам специалистов ВТО, потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год, однако, на сегодняшний день количество приезжающих в Россию иностранных гостей с деловыми, туристскими и частными целями не соответствует ее туристскому потенциалу, составляя 6,8 млн. чел.

Подобное несоответствие наблюдается и в нашей республике (Приложение 1, таблица1). По данным Госкомстата Республики Татарстан в 2003 году республику посетили около 568 тыс. человек (1и более ночевок), из них с целями досуга и отдыха 25%, деловыми и профессиональными 53,8%, лечения и профилактики 19,2%, прочими 2%. В среднем, ежегодный рост туристских прибытий в республику составляет, по экспертной оценке, порядка 12%. Если государство будет инвестировать деньги в туризм, принимать новые законы о защите туристских ресурсов, прав потребителей туристского продукта, законы о развитии туризма и обеспечивать контроль за соблюдением этих законов, то только тогда можно будет говорить о полноценном становлении туризма, как мощной отрасли экономики России.

Приложение1 Основные статистические данные, характеризующие развитие туризма в Республике Татарстан Таблица 1 Основные показатели развития внутреннего и въездного туризма в Республике Татарстан

Показатели 2001 год 2001 год 2002 год 2003 год
всего в% к 2000 г. всего в % к 2000 г. всего в % к 2000 г.
1. Число организаций всего, в том числе: 404 455 112,6 488 120,8 490 121,3
- средства размещения, 306 300 98,0 262 85,6 255 83,3
в том числе: общего назначения 112 114 101,8 90 80,4 106 94,7
специального назначения 194 186 95,9 172 88,7 149 76,8
- туристические фирмы 107 168 157,0 172 160,7 235 219,6
2.Число номеров/мест в коллективных средствах размещения общего назначения 3151/ 6665 3125/ 6396 99,2/ 96,0 3186/ 8211* 101,1/ 123,2 3254/ 6513* 103,3/ 97,7
Число номеров в месяц максимального развертывания/мест в месяц максимального развертывания в коллективных средствах размещения специального назначения 8137/ 23880 8196/ 24241 100,7/ 101,5 7976/ 23010 98,0/ 96,4 7527/ 21925 92,5/ 91,8
3. Число размещенных в коллективных средствах размещения лиц - всего 546499 581452 106,4 575353 105,3 567800 103,9
в том числе иностранцев 10877 10528 96,8 10460 96,2 16758 154,1
4. Объем туристско-экскурсионных и санаторно-курортных услуг населению (млн. руб.) 312,1** 470,3** 150,7 529,2** 169,6 -*** -
* - число мест в месяц максимального развертывания **- По данным Госкомстата РТ. Комплексный информационно-аналитический доклад «Социально-экономическое положение Республики Татарстан» ***- на 20.08.04 данные отсутствуют Список использованной литературы 1. Биржаков М.Б. Введение в туризм: Учебник. – Изд. 7-е, переработанное и дополненное. – СПб.: «Невский Фонд» - «Издательский дом Герда», 2004. – 448с. 2. Каумен М.Е. Музеи-храмы и музеи-монастыри России: каталог-справочник. – М.: РИПОЛ классик, 2005. - 768с.: ил. 3. Окладникова Е.А. Международный туризм.

оценка патента в Липецке
оценка ущерба от залива квартиры в Белгороде
оценка ценных бумаг в Москве