Внимание! ​​​​greendiplom.ru не продает дипломы, аттестаты об образовании и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.

Проблемы и перспектива развития института усыновления детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Проблемы и пути развития фондового рынка в Российской Федерации

Основными рынками [1] , на которых преобладают финансовые отношения, являются: - Рынок банковских капиталов, - Рынок ценных бумаг, - Валютный рынок, - Рынок страховых и пенсионных фондов. Финансовый

Новый кубик Рубика или ручной монстр, который нас погубит ?

Теперь это явление даже нельзя назвать фантастикой. Так, приложение искусственного интеллекта... И вот появились Тамаготти, даже интеллектом не обладающие, и поставили на уши весь 'цивилизованный' мир

Договор займа. Общие положения

Однако в ряде случаев граждане не в состоянии рассчитаться имеющимися в наличии средствами. Тогда они вынуждены обращаться к лицам, обладающим необходимыми финансовыми ресурсами, в том числе к банкам.

Термопара

Каждому методу определения температуры, в основе которого лежит зависимость между каким-либо внешним параметром системы и температурой, соответствует определенная последовательность значений параметра

Тема памяти по стихотворениям Твардовского «Две строчки», «Я убит подо Ржевом» и «В тот день, когда окончилась война»

Введение. 22 июня. Сорок первый год . Война. Великой и Отечественной назовет ее советский народ. Эту дату знают все. С тех пор прошло немало лет. Все далее в историю уходят от нас эти героические и т

Климат Калининградской области

Географическое положение области между водными просторами Атлантического океана и континентальными пространствами Евразии определяет климатические особенности её территории. Климат Калининградской об

Истоки деловых конфликтов и их роль в процессе управления

Конфликты, которых следует избегать,— это деструктивные явления, приводящие к разрушению ресурсов вместо вовлечения их в конструктивный процесс оптимального использования. Ресурсы — это силы и их ист

Соотношение теории и эксперимента

Очевидно, что многие формы вненаучного знания старше знания, признаваемого в качестве научного, например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии. В истории культуры многообразные формы зна

Конвенция была ратифицирована Верховным Советом СССР, а 15 сентября 1990 г. вступила в силу для Российской Федерации.

Подписав конвенцию, Россия признала приоритетность семейных форм устройства детей-сирот перед распространенной длительное время практикой передачи таких детей на воспитание в государственные учреждения [2]. К сожалению, многие дети остаются по различным причинам без родительского попечения; в этом случае защита их интересов возлагается на государство.

Именно оно в лице своих органов должно содействовать реализации права каждого ребенка жить и воспитываться в нормальной и полноценной семье. В связи с этим возникает много проблем. Их решение непосредственно связано со степенью их изученности.

Поэтому данная тема является актуальной [11]. Существует несколько традиционных форм принятия детей на воспитание в семью. Среди них выделяют усыновление, опека и попечительство, а так же приемная семья.

Однако преимущественной формой устройства детей-сирот является именно усыновление [16]. Термин «усыновление» употребляется в юридической науке в разных значениях.

Многие ученые рассматривают усыновление как форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Другие - как юридический акт, в результате которого между усыновителем и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным – с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, другими родственниками по происхождению. В законодательстве и в юридической литературе под усыновлением иногда понимается само правоотношение, которое возникает между усыновителем (его родственниками) и усыновленным (его потомством) на основании акта усыновления.

Некоторым авторами, в том числе Ю. Беспалову , усыновление представляется как один из способов судебной защиты прав ребенка. В основу такого подхода положено назначение усыновления.

Представляется, что усыновление предназначено для реализации прав ребенка, оставшегося без родительского попечения и, прежде всего, права жить и воспитываться в семье и права на защиту.

Наконец термин «усыновление» используется для обозначения одного из институтов семейного права, который представляет собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования отношений по усыновлению, и определяет порядок установления и прекращения усыновления, права и обязанности участников правоотношения [1]. В настоящей работе усыновление рассматривается в его последней трактовке - как институт семейного права.

Институт усыновления является одним из древнейших правовых институтов и существует во всех современных правовых системах. По своему назначению институт усыновления глубоко гуманистичен . Он призван обеспечить нормальную семейную жизнь и воспитание для детей, не имеющих родителей или лишившихся родительского попечения по другим причинам [10]. Соответственно настоящая работа построена исходя из особенностей выбранной тематики, с учетом действующего законодательства и мнения различных ученых на проблемы усыновления.

Предметом исследования данной темы является институт усыновления.

Объект исследования – правоотношения и социальные последствия, возникающие в результате усыновления ребенка-сироты. Целью данной работы является анализ проблем и перспектив развития института усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для реализации цели поставлены следующие задачи: 1. изучить общую характеристику института усыновления детей-сирот; 2. рассмотреть преимущества усыновления перед другими формами устройства детей-сирот; 3. проанализировать проблемы и перспективы развития института усыновления детей-сирот. В работе использованы такие методы исследования как контент-анализ , анализ статистических данных, анализ социологических исследований и анализ нормативно-правовых актов. ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА УСЫНОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ 1.1 Субъекты усыновления. В отношениях по усыновлению субъектами выступают усыновитель (как гражданин Российской Федерации, так и иностранный гражданин, лицо без гражданства), его супруг и родственники с одной стороны, и усыновляемый и его родственники с другой.

Следует помнить, что в соответствии с семейным законодательством РФ посредническая деятельность при осуществлении усыновления запрещена [14]. По российскому законодательству усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах, с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.

Усыновленным соответственно может быть только несовершеннолетний ребенок, не достигший 18 лет.

Семейный кодекс РФ продолжил правовую традицию Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926г., признававшего только усыновление несовершеннолетних.

Усыновление совершеннолетних по российскому законодательству не разрешается, поскольку целью усыновления является обеспечение ребенку воспитания в семье [14]. Положения, относительно требований, предъявляемых к усыновленным (удочеренным) детям, содержаться в Семейном Кодексе РФ и в некоторых инструктивно-методических рекомендациях. В отношении требований о состоянии здоровья детей передаваемых на усыновление в законе прямого указания нет. Но, исходя из его смысла, усыновлению подлежат не только здоровые дети, но и дети, страдающие каким-либо заболеванием или имеющие отклонения в своем развитии.

Несомненно, что воспитание больного ребенка представляет собой значительные трудности, которые во многих случаях не в состоянии преодолеть и родные родители.

Поэтому усыновители должны быть осведомлены о состоянии здоровья ребенка, а при наличии у него отклонений — о характере недуга и его возможных последствиях. В этих целях ребенок проходит обследование экспертной медицинской комиссией органа управления здравоохранения субъекта Российской Федерации, которая дает заключение о состоянии его здоровья, а также о физическом и умственном развитии ребёнка. Она действует на основании положения об экспертной медицинской комиссии органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации (приказ Минздрава России и Минобразования России от 25 декабря 1995 г. № 369/641 «О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью»). По желанию усыновителей может быть проведено независимое медицинское освидетельствование ребенка.

Разрешение на усыновление больного ребенка может быть дано, если будет установлено, что усыновитель добровольно и вполне сознательно принимает на обязанности по его воспитанию [17]. Заботясь о законных интересах усыновляемых, законодатель устанавливает правило, согласно которому: усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей (ст. 124 СК РФ) [20]. Представляется, что усыновление братьев и сестер разными лицами может быть допущено скорее как исключение. По этому поводу даны разъяснения в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. № 9: «если у ребенка, которого желает усыновить заявитель, имеются братья и сестры, также оставшиеся без попечения родителей, и в отношении них заявителем не ставится вопрос об усыновлении, либо этих детей хотят усыновить другие лица, усыновление допустимо лишь в том случае, если это отвечает интересам ребенка (например, дети не осведомлены о своем родстве, не проживали и не воспитывались совместно, не могут жить и воспитываться вместе по состоянию здоровья)».[24] В отношении усыновителей как субъектов усыновления, предпочтение отдается усыновителям, являющимся гражданами России и проживающим на территории России, а также родственникам (независимо от гражданства и места жительства) перед усыновителями — иностранными гражданами.

Законодатель, исходя из интересов детей — граждан Российской Федерации, устанавливает приоритеты усыновителей, следуя в этом вопросе ст. 21 Конвенции OOH о правах ребенка, в которой возможность передачи детей в другую страну связывается только с отсутствием условий усыновления в стране происхождения [18]. Как пишет Г.С.Красницкая : «Усыновление допускается исключительно в интересах ребенка, поэтому усыновителями могут быть лица, обладающие необходимыми качествами воспитателя.

Действуя от обратного, законодатель установил перечень лиц, которые не могут быть усыновителями».[10] В соответствии с Семейным кодексом РФ (ст.127) усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением: · лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными; · супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным; · лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах; · лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей; · бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине. · тех, кто на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель). Это ограничение права на усыновление вызывает необходимость для суда периодически получать от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации сведения о прожиточном минимуме в регионе их постоянного проживания. · лиц, не имеющие постоянного места жительства, жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, а также имеющих на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан. [20] Т. о., СК РФ устанавливает возрастной ценз для приобретения права быть усыновителем. В соответствие с этим п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. № 9 содержит положение, согласно которому несовершеннолетние граждане не могут быть усыновителями, даже в случае приобретения ими полной дееспособности по нормам гражданского законодательства РФ (ст. 21, 27 ГК РФ). Не могут быть усыновителями и лица, которые по состоянию здоровья не в состоянии осуществлять родительские права. В связи с этим постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 542 был утвержден Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью.

Указанным Постановлением к ним отнесены: — туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных I, II, V групп диспансерного учета; — заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации; — злокачественные онкологические заболевания всех локализаций; — наркомания, токсикомания, алкоголизм; — инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета; — психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными; — все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы, исключающие трудоспособность. [ 23 ] В целях выявления возможного наличия указанных заболеваний кандидатами в усыновители представляется медицинское заключение о состоянии здоровья, которое позволяет сделать вывод об отсутствии у них противопоказаний для выполнения обязанностей по воспитанию ребенка.

Порядок медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, определен Министерством здравоохранения РФ в специальном Положении «О медицинском освидетельствовании гражданин, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемным родителями». Положение регламентирует деятельность государственных учреждений системы Минздрава России, осуществляющих освидетельствование кандидатов в усыновители, опекуны (попечители) или приемные родители.

Освидетельствование, при необходимости дополнительное обследование производится в учреждении здравоохранения по месту жительства кандидата.

Медицинское заключение подготавливается на основании осмотра, а также данных из медицинской карты амбулаторного больного, подтверждается подписью руководителя медицинского учреждения и гербовой печатью. Бланк медицинского заключения выдается каждому кандидату на руки в органах опеки и попечительства при обращении гражданина (гражданки) с просьбой об усыновлении ребенка.

Результаты медицинского освидетельствования действительны в течение трех месяцев.

Медицинское заключение о состоянии здоровья заявителя должно представляться им и в суд вместе с другими документами, необходимыми для усыновления [2]. Пленум Верховного Суда РФ в п. 14 постановления от 4 июля 1997 г. № 9 указал на то, что «при решении вопроса о допустимости усыновления в каждом конкретном случае следует проверять и учитывать нравственные и иные личные качества усыновителя, состояние его здоровья, а также проживающих вместе с ним членов семьи, сложившиеся в семье взаимоотношения, отношения, возникшие между этими лицами и ребенком, а также материальные и жилищные условия жизни будущих усыновителей. Эти обстоятельства в равной мере должны учитываться при усыновлении ребенка как посторонними лицами, отчимом, мачехой, так и его родственниками» [24]. Т. о., право на усыновление признается за совершеннолетними лицами обоего пола, если, они не входят в число лиц, которым запрещено быть усыновителями.

Усыновителями могут быть как супруги, так и одинокие лица, причем как состоящие в браке с отцом (матерью) ребенка (например, отчим, мачеха), так и являющиеся совершенно посторонними для усыновляемого ребенка.

Однако на практике усыновителями чаще всего становятся супружеские пары, лишенные возможности иметь собственных детей. Здесь, следует иметь в виду, что если в последующем брак между супругами будет расторгнут или признан недействительным, то указанные обстоятельства сами по себе не затрагивают юридическую силу факта усыновления ребенка. Закон разрешает также усыновление ребенка одним из супругов, одинокими лицами (мужчиной или женщиной), в том числе родственниками ребенка.

Однако Семейным кодексом РФ не допускается совместное усыновление одного и того же ребенка лицами, не состоящими между, собой в браке (п. 2 ст. 127 СК РФ). Такой запрет вытекает из содержания ст. 123 СК РФ, устанавливающей приоритет именно семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. При наличии нескольких лиц, желающих усыновить одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется родственникам ребенка при условии обязательного соблюдения рассмотренных выше требований закона к личности усыновителей (усыновителя) и интересов усыновляемого ребенка [14]. Законодатель устанавливает еще одно условие, касающееся разницы в возрасте между усыновителем и усыновленным согласно которому разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке и усыновляемым ребенком должна быть не менее шестнадцати лет (ст.128 СК РФ). Данное правило является, новым, так как не предусматривалось прежним законодательством. Его введение обусловлено различными причинами морального, этического, социального и иного характера. По причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена.

Перечень подобных причин даже примерный, в Семейном кодексе не приводится.

Поэтому как следует из п.7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. № 9 вопрос этот будет решаться судом индивидуально в каждом конкретном случае в зависимости от сложившихся до усыновления взаимоотношений между усыновителем и усыновляемым ребенком. В то же время, при усыновлении ребенка отчимом (мачехой) наличие разницы в возрасте не требуется. При рассмотрении дел об установлении усыновления важное место отводиться роли суда.

Деятельность судебных органов строго регламентирована законом.

Основные требования, предъявляемые к ним: неукоснительное соблюдение законов (международно-правовых актов; Конституции РФ и внутреннего законодательства РФ; конституции и законодательства союзных республик, если это затрагивает интересы ребенка), а также принципов, установленных для их деятельности [24]. В целях соблюдения законных интересов усыновляемых, законодатель предусмотрел гарантии их обеспечения. Одной из них является запрет на осуществление посреднической деятельности при установлении усыновления. Так в соответствии с п.1 ст.126 СК РФ посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается [20]. То е c ть лица и организации, занимающееся посреднической деятельностью по усыновлению (удочерению) детей, не могут быть субъектами усыновления с точки зрения законности их правового положения. Они могут быть в данном случае лишь субъектами ответственности, предусмотренной за незаконные действия законодательства того или иного государства. Это положение является справедливым.

Следовательно, на территории Российской Федерации не разрешается создание юридических лиц, а также появление граждан-предпринимателей, оказывающих посреднические услуги по усыновлению на профессиональной основе и за вознаграждение.

Запрещая посредническую деятельность при усыновлении, законодатель стремился исключить некоторые негативные последствия, связанные как с извлечением прибыли от такой деятельности, так и с возможностью купли-продажи детей под видом усыновления.

Одновременно с этим законодатель устанавливает перечень органов, осуществляющих деятельность по усыновлению детей, которая по законодательному определению не является коммерческой. К ним относятся: органы опеки и попечительства (органы местного самоуправления; органы исполнительной власти субъектов РФ и федеральный орган исполнительной власти, определенный Правительством РФ; специально уполномоченные иностранными государствами органы или организации по усыновлению детей; уполномоченный представитель лиц (лица), желающего усыновить ребенка.

Названные органы и организации (как российские, так и иностранные), осуществляющие правомерную деятельность по усыновлению детей, не могут преследовать коммерческие цели, то есть извлечение дохода.

Порядок деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации и порядок контроля за ее осуществлением устанавливаются Правительством РФ [14]. Многие вопросы, связанные с постановкой на учет детей, алгоритм действий органов опеки решены в постановлении Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275. Данным постановлением предусмотрено, что «централизованный учет детей, оставшихся без попечения родителей ведется Министерством образования РФ» [25]. На практике, основанием для постановки граждан на учет в качестве кандидатов в усыновители, является заключение органа опеки и попечительства о возможности граждан (гражданина) быть усыновителями с учетом ограничений, установленных семейным законодательством. Как правило, учет кандидатов в усыновители осуществляется соответствующими органами управления образованием или созданными на их основе специализированными центрами по усыновлению. На основании заявления и приложенных к нему документов, а также акта обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка, орган опеки и попечительства готовит заключение об их возможности быть усыновителями. При положительном решении вопроса заявители ставятся на учет в качестве: кандидатов в усыновители.

Только после этого им выдается информация о ребенке, который может быть усыновлен, а также направление для посещения ребенка по его фактическому месту жительства (нахождения). Отрицательное заключение, и основанный на нем отказ в постановке на учет в качестве кандидатов в усыновители орган опеки и попечительства доводит до сведения заявителей.

Одновременно заявителям возвращаются все документы, и разъясняется порядок обжалования решения, включая возможность обращения в суд [15]. Усыновители имеют право получать подробную информацию о ребенке, который может быть усыновлен, а также сведения о наличии у него родственников; обратиться в медицинское учреждение для проведения независимого медицинского освидетельствования усыновляемого ребенка при участии представителя учреждения, в котором, находится ребенок. Они обязаны лично изучить документы усыновляемого ребенка, познакомиться и установить с ним контакт.

Правило о необходимости получения полной информации об усыновляемом ребенке существует и в других государствах.

Правда, обычно они сформулированы расплывчато.

Однако в США, например, в специальной литературе обращается внимание на необходимость информации о привычке ребенка использовать «ненормативную лексику», о жестоком обращении с ним в родительской семье, сексуальном насилии над несовершеннолетним и некоторых других обстоятельствах и фактах из жизни усыновляемого ребенка. Если кандидаты в усыновители не смогли подобрать для усыновления ребенка по месту их жительства, они могут обратиться за получением сведений о ребенке, подлежащем усыновлению, в орган управления образованием любого субъекта РФ или в Министерство общего и профессионального образования РФ. В некоторых случаях предварительная постановка на учет в качестве кандидата в усыновители может не потребоваться. Это касается лиц, желающих усыновить конкретного ребенка (например, пасынка, падчерицу, внука, ребенка умерших родственников), когда вопрос об усыновлении будет решен судом с учетом, сложившихся взаимоотношений между претендентом в усыновители и ребенком, подлежащим усыновлению [5] . 1.2 Преимущества усыновления перед другими формами устройства детей-сирот Усыновление — оптимальная и наиболее предпочтительная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно п.1 ст. 124 Семейного Кодекса, усыновление является приоритетной формой устройства детей-сирот.

Основанием возникновения отношений усыновления выступает юридический состав, порождающий и одновременно прекращающий семейные правоотношения [11]. Под формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей понимается нормативно установленный порядок передачи детей, лишившихся попечения родителей, в семью или детское учреждение и условия их воспитания, обучения, содержания и защиты их прав и интересов.

Усыновление по сравнению с иными формами наиболее полно отвечает интересам ребенка и поэтому является приоритетной формой.

Особенности и преимущества усыновления заключаются в следующем: 1) При усыновлении ребенок в правовом отношении полностью приравнивается к родным детям усыновителя, приобретает в лице усыновителей родителей и новую полноценную семью.

Усыновители, в отличие от участников иных форм устройства детей в семью, стремятся не только помочь ребенку обрести полноценную семью, но и удовлетворяют присущие людям родительские чувства.

Вместе с тем усыновление не преследует каких-либо имущественных целей, которые могут иметь место в приемной семье, так как на содержание усыновленного ребенка государство не выплачивает специального пособия; 2) Усыновители наделяются максимальным объемом прав и обязанностей по воспитанию, содержанию, образованию ребенка, а также по защите его прав и интересов, что позволяет в полной мере восполнить ребенку утрату родительского попечения.

Опекуны (попечители) и приемные родители наделяются меньшим объемом прав и обязанностей, которые они к тому же осуществляют под контролем органов опеки и попечительства. При усыновлении ребенок в большей степени защищен материально, так как имеет право на получение содержания от усыновителей и не утрачивает право на пенсию и пособия, полагающиеся ему в связи со смертью родителей (ст. 138 СК РФ) и т.д.; 3) Усыновление осуществляется в судебном порядке, которому предшествует соблюдение предписанной процедуры.

Судебный порядок возникновения и прекращения усыновления предполагает наличие юридических средств правовой стабилизации отношений усыновителей и усыновленных; 4) Усыновление, по общему правилу, носит бессрочный характер, а его отмена возможна только в судебном порядке.

Бессрочность отношений между усыновителями и усыновляемыми вносит в семью стабильность, основательность, что также способствует соблюдению интересов ребенка [2]. Следовательно, правовая сущность усыновления заключается в том, что оно представляет собой приоритетную юридическую форму устройства в семью детей, лишенных родительского попечения, в целях их воспитания, содержания, образования и защиты, а также обретения усыновителями родительских прав и обязанностей, при которой между усыновителями и ребенком возникают подобные правоотношения как между родителями и детьми [5]. Усыновление - совершенно особая форма человеческих отношений. Не случайно у усыновителей нет и никаких льгот, предоставляемых государством, потому что подразумевается, что ребенок становится родным. Ряд авторов (Т. Евдокименко и Н. Исаева) выделяет определенные плюсы и особенности усыновления: Плюсы: · Позволяет ребёнку чувствовать себя полноценным членом семьи. · Сохраняются все отношения и права наследования, в том числе по выходу из несовершеннолетнего возраста. · Возможность присвоить ребёнку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество и, в некоторых случаях, дату рождения.

Особенности: · Оформляется дольше, чем опека, т.к. требуется утверждение гражданским судом. · Государство не оказывает никакой помощи после усыновления за исключением предоставления послеродового отпуска и выплат в связи с рождением ребёнка в том случае, если усыновляется младенец. · Самые жёсткие требования к кандидатам в усыновители, их материальному положению, жилью по сравнению с другими формами устройства. · Не каждый ребенок, лишенный родительского попечения, может быть усыновлен [11] . Т. о. усыновление (удочерение) - принятие в семью ребёнка на правах кровного со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.

Является приоритетной формой устройства детей и имеет свои отличительные особенности. Для родителей - это высшая степень ответственности за судьбу ребенка и его полноценное развитие. ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА УСЫНОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ 2.1. Проблемы развития института усыновления По мнению Ириса Сафуата , н е возникает никаких сомнений, что благополучие детей является залогом безоблачного будущего человечества [9]. В соответствии с международным и российским законодательством, обеспечение интересов детей – основополагающая задача семейного права. Во всем мире в соответствии с Конвенцией ООН (статья 21) о правах ребенка приоритетным считается национальное усыновление, а не международное. У нас режим наибольшего благоприятствования именно для российских усыновителей еще и закреплен 124-й статьей Семейного Кодекса РФ. В настоящее время, отношения к международному усыновлению делятся на 2 лагеря: одни считают, что необходимо запретить или ограничить такое усыновление, другие – наоборот.

Выяснилось, что международное усыновление из года в год растет (за три года увеличилось на 72 %), а внутреннее снижается.

Например, в Санкт-Петербурге усыновление иностранцами детей составляет 85 % от общего количества усыновленных [4]. В 004 г. общее количество детей, усыновленных иностранными гражданами, составило 9,4 тыс. человек (59%), что превышает число усыновлений посторонними российскими гражданами, которые усыновили 7 тыс. детей (41%) [11]. В конце 90-х годов число усыновителей резко уменьшилось.

Видимо, причина в том, что в 1996 году в силу вступил Семейный кодекс и усыновление стало возможным только через суд [15]. В целом по России динамика усыновления российскими и иностранными гражданами выглядит следующим образом: Рисунок 1 Динамика усыновления детей российскими и иностранными гражданами[15] По статистическим данным Пермского края, число детей, усыновленных иностранными гражданами, значительно возросло (2002 г. – 136 чел.; 2003 – 174 чел.; 2004 – 220 чел.). Однако за 2005 год иностранными гражданами усыновлено 212 детей (48,7% от всех усыновленных детейсирот) [8] (Рис. 2). Снижение показателей по международному усыновлений связано со случаями жестокого обращения с российскими детьми иностранными усыновителями. Г раждане США убили нескольких приемных детей из России. Всего, как утверждают в Генпрокуратуре , за последнее время в США приемными родителями было убито 13 русских детей.

Впрочем, за тот же период в России было совершено 1080 убийств детей и 21 покушение на убийство.

Причем большое количество из этих преступлений совершили родные родители [16] Несмотря на провозглашение социально-ориентированной экономики в Российской Федерации, остро стоит жилищная проблема.

Снижение эффективности детского здравоохранения, неуклонная коммерциализация медицинских услуг также оставляют все меньше надежд для родителей, в том числе и усыновителей, вылечить больного ребенка.

Очевидно, этим отчасти и объясняются крайне низкие показатели количества усыновленных детей гражданами РФ в российских регионах [17]. Рисунок 2 Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновленных на территории Пермского края[8] Всероссийский центр изучения общественного мнения провел исследование причин, по которым россияне не могут усыновлять детей (данные на 14.07.2005). Доминирующей причиной является низкий уровень дохода в семье (29% опрошенных). Респонденты старше 60 лет (20%) называют ограничения по возрасту, 17% – наличие собственных детей в настоящее время или желание их иметь в будущем. Реже в качестве причин невозможности усыновлять детей указывают неудовлетворительные жилищные условия, отсутствие потребности в усыновлении и неготовность усыновлять «чужих» детей в связи с неприязнью к не своим детям и вероятной их плохой наследственностью (соответственно 6%, 6% и 5%). На вопрос, хотели бы вы усыновить ребенка, 80% россиян уверенно отвечают – нет.

Государство не оказывает никакой помощи после усыновления за исключением предоставления послеродового отпуска и выплат в связи с рождением ребёнка в том случае, если усыновляется младенец. На вопрос о желаемых мерах государственной поддержки усыновления, россияне отвечают «денег и метров». В качестве основной меры государственной помощи для семей, решивших усыновить ребенка, большинство опрошенных (65%) назвали выплату адекватных денежных пособий, 31% считают необходимым выделение жилой площади. А также в качестве необходимой помощи назывались такие меры, как предоставление подобным семьям различных льгот (на проезд, коммунальные услуги), содействие в получении образования и предоставление льготного медицинского обслуживания (Табл. 1) [4]. Табл. 1

Какие меры государственной помощи Вы считаете необходимыми для тех семей, которые решили усыновить ребенка? [4]
Выплата адекватных денежных пособий 65
Выделение жилой площади 31
Предоставление льгот (проезд, коммунальные услуги, налоги) 13
Содействие в получении образования 9
Предоставление льготного медицинского обслуживания 8
Комплексная поддержка семей 5
Установление контроля за семьей , усыновившей ребенка 2
Предоставление льготных путевок на отдых для детей 2
Оказание психологической помощи семьям 2
Содействие в трудоустройстве родителей 2
Упрощение процедуры оформления документов 1
Другие 4
Никакие 0
Затрудняюсь ответить 16
Наряду с этим, результаты социологического опроса, проводимого фондом «Общественное мнение» (11.08.2005) в России, свидетельствуют о преобладании негативного отношения российских граждан к практике усыновления детей из России иностранцами.

Большинство респондентов (52%) полагают, что для ребенка из детского дома лучше, если его усыновляет российская, нежели иностранная семья.

Противоположное мнение высказали 11% опрошенных.

Большинство респондентов считают, что необходимо ужесточить процедуру усыновления иностранными гражданами [3]. С принятием законодательства об уголовной ответственности за торговлю детьми, за незаконные действия по усыновлению стали вскрываться случаи нарушения законодательства в области охраны прав усыновленных детей. В соответствии с Уголовным Кодексом РФ (ст. 154), незаконные действия по усыновлению детей, совершенные неоднократно или из корыстных побуждений, - наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей. Или в размере заработной платы, иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев [21]. Незаконные действия также влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 6 до 25 минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда (статья 5.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях) [22]. В России выявлено несколько случаев негуманного, а порой бесчеловечного обращения иностранных граждан с усыновленными ими российскими детьми [3]. Сравнительно немногие российские граждане (6%), высказываясь за запрет международного усыновления, аргументировали эту точку зрения ссылками на жестокое обращение с российскими детьми за рубежом.

Значительно чаще (15% ответов) речь шла о том, что детям легче жить в знакомой, привычной среде ('в российской семье ребенку привычнее, ему знаком и язык, и обычаи, и нравы'; 'дома и стены помогают'; 'ребенку легче будет адаптироваться в российской семье') [4]. Россия входит в число немногих стран, где существует тайна усыновления.

Потенциальные родители-россияне, желая сохранить тайну, берут, как правило, только самых маленьких. Страх того, что ребенок 5-6 лет будет помнить свое детдомовское прошлое, слишком велик, а уж об усыновлении детей полностью сознательного возраста речь у нас вообще не идет. За рубежом, например, из усыновления секрета не делают. Там считается, что усыновленный ребенок должен знать всю правду о своем происхождении. В России отмена тайны усыновления продолжает считаться несвоевременным шагом в виду незрелости общества, которое представляет своеобразный риск для приемного ребенка. И ответственность за решение о том, будет ли ребенок знать, кто он, - полностью лежит на плечах приемных родителей.

Наряду с этим, существуют внутренние проблемы в области усыновления. Т. е. проблемы внутри принимающей семьи. Люди, берущие на себя миссию воспитания ребенка-сироты в семье, зачастую оказываются неготовыми к решению многочисленных проблем.

Приемные родители нуждаются в квалифицированной помощи специалистов — психологов, психиатров, деффектологов , педиатров и других, особенно важно это на этапе подготовки к приему ребенка-сироты и первых месяцев адаптации его к новой семье. К сожалению, сложившаяся в России практика, за редкими исключениями, не предусматривает участие этих специалистов в отборе и подготовке будущей принимающей семьи, что часто приводит к тяжелым кризисам, как для ребенка, так и для принявшей его семьи, вплоть до отказа от ребенка и возвращения его в детский дом. Можно предположить, что негативные психологические проблемы в семьях усыновителей связаны с закрытостью данной семьи для общества и с тем, что ребенок часто выступает как средство решения собственных, нередко трагических проблем (смерть кровного ребенка, невозможность иметь собственных детей и т. п.). Очевидно, что в этой ситуации семья сама нуждается в психологической помощи.

Успешность адаптации ребенка-сироты в новой семье в значительной степени зависит от предшествующего опыта ребенка. Дети-отказники , не знающие ничего о своем прошлом и причинах своего сиротства, с трудом строят свою идентичность.

Ребенок, у которого связи с кровной семьей существовали и разрушились, испытывает чувства отверженности, вины, гнева [11]. Данные исследований свидетельствуют о том, что у детей — воспитанников детских домов и интернатов — существуют неадекватные представления о взаимоотношениях взрослых и детей в семье, они неверно трактуют ситуации взаимодействия детей и родителей. Те дети, которые имели опыт семейной жизни, чаще всего отрицают наличие проблемы у своих родителей, стремятся их всячески защитить, вину за сложившиеся обстоятельства возлагают на случай, окружающих и др. При этом у таких детей выявляются наличие страхов, ожидание опасности от родителей, дезориентированность в ситуациях социального взаимодействия.

Непроработанный , вытесненный травматический опыт «блокирует» развитие ребенка, препятствует позитивной самореализации.

Необходима разработка целостных программ подготовки ребенка к вхождению в приемную семью (каков бы ни был ее статус) [18]. Актуален вопрос о возможном влиянии генов биологических родителей ребенка на его развитие как личности.

Специалисты советуют в первую очередь внимательно ознакомиться со всей юридической информацией о ребенке - в органах опеки и попечительства помогут собрать максимальное количество информации, проконсультироваться с врачами - и только после этого делать окончательные выводы.

Согласно современным научным исследованиям генетические факторы играют значительную роль в формировании психологических свойств личности человека.

Ученые считают, что основные психологические черты человек наследует у своих родителей на 40-60%, а интеллектуальные способности - на 60-80%. Высока степень риска генетической передачи следующих заболеваний: 1. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), диагностируемый у 6-10% детей, обусловлен генетическими изменениями.

Проявлениями этого синдрома являются двигательное беспокойство, легкая отвлекаемость , импульсивность поведения ребенка.

Наследуемость СДВГ составляет от 60 до 80%. СДВГ часто сочетается с другими психическими нарушениями, например, депрессией, асоциальным поведением, что позволяет делать выводы о наличии общих генетических основ у этих расстройств. 2. Аутизм – достаточно редкое, но тяжелое психологическое заболевание - также является генетически наследуемым.

Проявляется аутизм достаточно рано, как правило, этот диагноз ребенку ставят в первые 3 года жизни.

Частота встречаемости этого заболевания составляет около 0,02%, а основными его симптомами являются нарушение социального развития, отсутствие или недоразвитие речи, необычные реакции на внешнюю среду и ярко выраженная стереотипность в поведении. 3. Заболеваемость шизофренией в большой степени связана с генетическими факторами и передается по наследству.

Оценка вероятности наследования шизофрении очень высока от 68% до 89%. Однако реальный риск развития этого заболевания (даже при наличии генетической предрасположенности) намного ниже. Риск возникновения шизофрении у ребенка, имеющего одного больного родителя, - 13%, при обоих больных родителях - 46%. Если больны родственники второй степени родства (бабушки, дедушки, дяди, тети), то величина риска развития шизофрении составляет всего 4-5% [11]. Т. о., основными проблемами развития института усыновления являются: рост международного, а не национального усыновления, серьезные причины невозможности усыновления детей-сирот российскими гражданами (низкий уровень дохода, жилищная проблема). Отсутствует системность в управленческих механизмах: недостаточные поддержка государства и PR технологии. Уже после установления усыновления могут выявляться внутрисемейные проблемы. Но у России есть немалый опыт решения проблемы сиротства, и есть все возможности сделать из сирот полноценных граждан. 2.2. Перспективы развития института усыновления детей-сирот Статистические данные свидетельствуют о том, что в последние годы негативные тенденции в области усыновления снижаются. В. Завражнов отмечает, что положительная тенденция, наметившаяся в области международного усыновления – это сближение сотрудничества государств в сфере международного усыновления. За сравнительно небольшой промежуток времени было принято множество международно-правовых актов, подписано договоров и соглашений по оказанию правовой помощи при рассмотрении дел об усыновлении.

Россия присоединилась ко многим из них [7]. Возможности иностранных граждан позволяют принять им в свои семьи братьев, сестер: свыше 20 семей иностранных граждан усыновили по двое, трое детей. В 2004 году иностранцами было усыновлено 4 ребенка-инвалида (челюстно-лицевые патологии, пороки развития сердечно-сосудистой системы), а также дети с диагнозом « перинатальный контакт по ВИЧ-инфекции». Шансы таких детей-сирот обрести российских родителей невелики [6]. По данным Пермского края, в 2005 году отмечено снижение показателей по международному усыновлению, что обусловлено увеличением числа российских усыновления (Рис. 2). Процедура международного усыновления ужесточается с введением изменений в Семейный кодекс РФ. В настоящее время передача ребенка на воспитание в семью иностранных граждан возможна только по истечении 6 месяцев со дня поступления сведений о ребенке на учет в государственный банк данных о детях (ст. 124 СК РФ). Ранее передача ребенка в иностранную семью была возможна по истечении 3 месяцев. А также трудностью в усыновлении детей иностранными гражданами является возможность предъявления только того ребенка, от которого отказались не менее 2-3 российских семей [8]. Положительным моментом в области международного усыновления является тот факт, что иностранцы по сравнению с российскими усыновителями усыновляют больше детей в возрасте от 3 лет и старше [15]. В целом, показатели распределения по возрастам усыновленных детей остаются относительно стабильными.

Наиболее востребованными являются дети в возрасте до года.

Вместе с тем в 2005 году в Пермском крае значительно возрос показатель усыновления детей в возрасте от 3 до 7 лет, вследствие активной рекламной компании в СМИ по вопросам семейного устройства (Рис. 3) [8]. всего до года 1 - 3 лет 3 - 7 лет более 7 лет Рисунок 3 Возрастная структура усыновленных детей в Пермском крае [8] В целом по России и Пермской области, наблюдается рост усыновлений детей. В Пермском крае система управленческих мер, предпринятых Комитетом по защите прав детей Пермской области, позволила в 2005 году достичь значительного увеличения числа детей, усыновленных российскими гражданами.

Достижение этого произошло за счет планирования и прогнозирования деятельности органов опеки и попечительства, а также за счет мониторинга и контроля исполнения показателей устройства детей-сирот в семьи.

Государство не оказывает никакой помощи после усыновления за исключением предоставления послеродового отпуска и выплат в связи с рождением ребёнка в том случае, если усыновляется младенец.

Однако в 2005 году указом губернатора Пермской области в 10 раз увеличен размер пособия гражданам, усыновившим ребенка (20 тысяч рублей). Это дает перспективу в развитии института усыновления [8]. Т. о. перспективы развития института усыновления очевидно существуют. Среди них можно выделить такие положительные явления как: рост числа российских усыновлений при снижении международного усыновления; очевидные возможности иностранцев усыновлять по не одному ребенку или больных детей; значительное повышение пособия по усыновлению в Пермском крае; а также использование ресурса средств массовой информации для решения данной проблемы (телепередача «Найди меня», «Семейный пирог», публикации в газетах и др.). ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя краткие итоги рассмотрению темы, можно отметить, что в данной работе изучена общая характеристика института усыновления детей-сирот.

Усыновление (удочерение) - принятие в семью ребёнка на правах кровного со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Оно является приоритетной формой устройства детей и имеет свои отличительные особенности. Для родителей - это высшая степень ответственности за судьбу ребенка и его полноценное развитие. Кроме того, в данной работе рассмотрены и проанализированы проблемы и перспективы развития института усыновления детей-сирот.

Основными проблемами развития института усыновления являются: рост международного, а не национального усыновления, серьезные причины невозможности усыновления детей-сирот российскими гражданами (низкий уровень дохода, жилищная проблема). Отсутствует системность в управленческих механизмах: недостаточные поддержка государства и PR технологии. Уже после установления усыновления могут выявляться внутрисемейные проблемы. Эти проблемы связаны со сложностью и масштабностью института усыновления. Но у России есть немалый опыт решения проблемы сиротства, и есть все возможности сделать из сирот полноценных граждан.

Наряду с этим результаты социологических опросов общественного мнения, проводимых за последние годы в России, свидетельствуют о росте негативного отношения российских граждан к практике усыновления детей из России иностранцами.

Перспективы развития института усыновления очевидно существуют. Среди них можно выделить такие положительные явления как: рост числа российских усыновлений при снижении международного усыновления; очевидные возможности иностранцев усыновлять по не одному ребенку или больных детей; значительное повышение пособия по усыновлению в Пермском крае; а также использование ресурса средств массовой информации для решения данной проблемы (телепередача «Найди меня», «Семейный пирог», публикации в газетах и др.). Таковы основные положения, связанные с проблемами усыновления (удочерения) на современном этапе. В завершение сказанного, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что именно усыновление дает возможность создать ребенку максимально близкие к семейным условия жизни и воспитания. А реализация на практике новых положений российского законодательства, направленных на защиту прав и законных интересов детей при усыновлении, позволит избежать злоупотреблений в этой важной социальной сфере деятельности государства, а главное — поможет детям под контролем суда с учетом их интересов обрести нормальную полноценную семью. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Беспалов Ю. Ф Усыновление как способ защиты прав ребенка //Российская юстиция,1997, №7, с.39-41. 2. Беспалов Ю .Ф. Теоретические и практические проблемы реализации семейных прав ребенка в Российской Федерации: Дис . … доктор юрид . Наук. М., 2002. 3. Вовк Елена . Детские дома и проблема усыновления // Детский дом, 2005, №31. 4. Главное препятствие к усыновлению детей – материальное положение россиян. № 246 [электронный ресурс] ( http :// inform @ wciom . com ). 5. Дзугаева А.З . Усыновление детей – граждан Российской Федерации иностранными гражданами // Юридический мир, ноябрь-декабрь 1998, №12, - 61-62 с. 6. Ежегодный доклад «О положении детей В Пермской области. 2004 г.» (информационно-аналитические материалы). Пермь, 2005. 7. Завражнов В . Усыновление иностранцами детей - российских граждан // Российская Юстиция, 2001, №7, с.32-34. 8. Итоги деятельности органов, выполняющих функции по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних на территории Пермского края за 2005 год. (аналитико-статистический сборник). Пермь, 2006. 9. Ирис Сафуат . Права ребенка в Исламе // Вопросы современности, 2006, апрель. - 16 с. 10. Красницкая Г.С . Усыновление детей: вопросы и ответы. М. Изд-во Дрофа, 2001, с.12-21. 11. Мусина Д . Как усыновить ребенка. [электронный ресурс] ( http :// info . tatcenter . ru / society /25756. htm #1 ). Проверено 14.04.2005. 12. Нечаева А. Усыновление детей иностранцами в Российской империи //Российская юстиция, 2000, №10, с.63-65. 13. Нечаева А. Тайна усыновления //Закон,1998, №3, с.112-113. 14. Пчелинцев Л.М . Комментарий к Семейному Кодексу Российской Федерации.

Издание 2-е. М. Изд-во Норма, 2002г., с.524-533. 15. Тимашова Н . Детей в России становится все меньше // Новые известия, 28.02.2001. 16. Статистика. [электронный ресурс] ( http :// www . usynovite . ru / statistics /). 17. Черняк А . Материалы круглого стола на тему: О совершенствовании федерального законодательства об усыновлении детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Российская Федерация сегодня, 2000, №7, с.41-43. 18. Щербакова А. М . Всегда ли семья – панацея от сиротских бед // Детский дом. 2004 г., №11, стр. 9. Нормативно-правовые акты 19. Конвенция о правах ребенка.

Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.

оценка для вступления в наследство в Москве
оценка стоимости и доходности облигаций в Калуге
оценка кадастровая стоимость в Туле

НАШИ КОНТАКТЫ

Адрес

Российская Федерация

НОМЕР ТЕЛЕФОНА

8-800-536-77-03

График

24 / 7 , без выходных

Email

zakaz@​​​greendiplom.ru

ДОСТУПНО 24 ЧАСА В ДЕНЬ!
Thank you! Your message has been sent.
Unable to send your message. Please fix errors then try again.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ