Внимание! greendiplom.ru не продает дипломы, аттестаты об образовании и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.
Конвенция была ратифицирована Верховным Советом СССР, а 15 сентября 1990 г. вступила в силу для Российской Федерации. Подписав конвенцию, Россия признала приоритетность семейных форм устройства детей
Однако эти задачи решаются медленно и во многих отношениях неудовлетворительно. В результате не снижается острота проблемы бедности, которая все больше перерастает в проблему нищеты. В стране наблюдае
Изучающая зависимость индивидуальных психологических особенностей человека, проявляемых в поведении, деятельности, общении от индивидуально-типических различий в деятельности регуляторных систем (мозг
Специфика гипотезы - быть формой развития знаний - предопределяется основным свойством мышления, его постоянным движением - углублением и развитием, стремлением человека к раскрытию новых закономернос
Задание на проектирование: Спроектировать двухступенчатый цилиндрическо-червячный редуктор с нижним расположением червяка для привода ленточного конвейера. Исходные данные: P =5 kH ; V =0,6 м/ c ; D
Позвоночный столб образует четыре кривизны – шейную с выпуклостью вперёд( шейный лордоз) , грудную с выпуклостью кзади (грудной кифоз), поясничную с выпуклостью кпереди (поясничный лордоз) и крестцово
Реферат по предмету: «Концепции современного естествознания» тема: «Современные физические технологии: микроэлектронная, наноэлектронная и лазерная». Калуга 2006 г. Содержание. 1. 2. 3. Наноэлектронн
Дисковые: легкие d =450 мм, тяжелые оснощеные сфирич , вырезными дисками d =650 мм БДТ 2,5. 3. Культуваторы преднозначены для поверхностной обработки почв стрельчатыми или рыхлительными лопатами. Они
Данная лекция реализуется в рамках дисциплины «Методика преподавания психологии» специальности «Психология» и относится к разделу « Общепрофессиональные дисциплины», эта лекция может быть включена так же в такие дисциплины как общая психология, методология, психологии личности,история психологии. 2. При подготовки лекции и разработки тематики данной лекции использовались различные источники и работы.
Литература для преподавателя: 1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1996. 2. 3. 4. Братусь Б.С. Смысловая сфера личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. / Сост. Л.В. Куликов. – СПб., 2000. 5. 6. 7. А.Е.Войскунского , А.Н.Ждан , О.К.Тихомирова. 8. 9. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. I . – М.: Педагогика, – 232 с. 10. Шпилевского 11. Личность и общество(избранные статьи: 2000г.) - з Ю.М.Резник бранн 12. Асмолов А. Г. 'Психология личности и индивидуальности',2000г.
Литература рекомендуемая студентам: 1. 2. 3. Кордуэлл . Психология А-Я (словарь-справочник) – М.2000 4. 5. II . Лекция Лекция – весьма экономный способ изложения основ знаний, закладывает основы понимания студентами сущности этих знаний, эмоциональное отношение к знаниям, направляет пути и способы приобретения этих знаний.
Основная дидактическая цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала.
Лекция должна готовить студента к самостоятельной творческой работе.
Методы построения и проведения лекций: 1. Изложение материала личного творчества лектора 2. Лекция не допускает речевой небрежности 3. Обновляется наука – обновляется и содержание лекций 4. Непременным методическим условием лекции является ее идейнотеоретическая направленность (материалистическое мировоззрение) 5. Каждая лекция требует строго продуманной системы построения и расположения материала 6. Лекция должна быть доступна 7. От лекции к лекции нужно повышать уровень научного изложения 8. Лектору целесообразно пользоваться планом или конспектом лекции 9. лекция должна организовывать самостоятельную работу студентов 10. Читать лекцию достаточно громко, чтобы слышали и слушали. 11. Использование вспомогательных средств 1. Уровень образования – среднее общеобразовательное и среднее специальное. 2. Основной целью освоения дисциплины является сформировать систему научных понятий и научно упорядоченных базовых представлений о личности и деятельности, об основных тенденциях в развитии современных психологических представлений о личности и ее деятельности в процессе развития. Дать более подробную информацию и возможность ориентировки и оперировании основными понятиями дисциплины. 3. - - 4. Методы обучения, применяемые на лекциях, играют огромную роль не только в вооружении учащихся полноценными знаниями, но и в развитии их познавательных сил и способностей.
Организационная форма лекции: диалог, дискуссия, информационная, систематизирующая, монологическое высказывание, монолог с элементами эвристической беседы (частично поисковая). Так как эти формы наиболее прдуктивны . III . Курс синтезирует наиболее значимые положения о личности, деятельностном подходе , методах и результатах исследований, теорий сложившиеся в различных отраслях психологического знания, раскрывая, лишь в основном, общепсихологическое содержание этого понятия. 1. Общее представление о личности в психологии. Слово 'личность' (от лат. persona ) первоначально относилось к актерским маскам (сравни 'личина'), Затем это слово стало означать самого актера и его роль.
Личность по первоначальному значению - это определенная социальная роль или функция человека.
Постепенно понятие личности наполнялось все большим многообразием смысловых значений. В значении слова 'личность' можно выделить два основных смысла. Один, наиболее очевидный, - несовпадение собственных характеристик человека, его лица с содержанием роли, которую он исполняет.
Другой смысл - социальная типичность изображаемого персонажа, его открытость другим людям. Само понятие личности имеет смысл лишь в системе общественных отношений, реализуемых через определенные социальные роли.
Однако социальные роли - это не конечный, а исходный пункт в понимании сущности личности. Для научной психологии важна не роль сама по себе, а ее носитель, субъект.
Принятие или непринятие социальной роли, серьезность ее исполнения, ответственность за последствия своих действий характеризует человека как личность. 2. Личность как социо - культурная реальность. В качестве отправных идей для понимания природы личности можно принять высказывание А. Н. Леонтьева.
Характеризуя предмет психологии личности, он писал: 'Личность не = индивид; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается... Личность есть системное и поэтому 'сверхчувственное' качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его порожденными и приобретенными свойствами.
Понятие личности тесно связано с понятием позиции и соотносимыми с ним понятиями социальной роли и социального статуса. Место человека в жизни может быть выбрано, найдено, завоевано им самим, по его собственной воле и свободному, осознанному выбору. 3.Личность и деятельность.
Влияние социальных взаимоотношений на формирование и развитие личности.
Личность как целостное единство психологических свойств. Не у каждого человека личность выражена достаточно ярко. Мы можем говорить о человеке как о личности в той степени, в какой он сумел выразить свои желания, идеи, чувства через конкретные достижения в науке, искусстве, т.е. через то, какой след он оставит в этой жизни.
Организация психики, помогающая человеку активно преобразовать и изменять окружающую среду в соответствии с какими-то своими внутренними представлениями, желаниями понимается в психологии как личность.
Различные проявления личности, ее свойства, как и в целом сама психика, - результат работы мозга, высшей нервной деятельности. Для того, чтобы человек мог проявить свои способности, мог самосовершенствоваться нужны не отдельные психические проявления, а деятельность всего сознания; нужно и размышлять, и чувствовать, и хотеть, и наблюдать.
Пожалуй, самой существенной характеристикой личности является ее направленность. Курс, которому следует человек по жизни и вообще вся его творческая активность, зависят прежде всего от направленности личности.
Личность – это перекресток на котором уживаются индивидуально-своеобразное и социально-типичное. Важно, чтобы социальные догмы не довлели над индивидуальными, т.к. именно индивидуальность является источником развития личности. Но если окружающие внешние условия не способствуют развитию тех или иных свойств личности, то они остаются лишь 'склонностями'. Психические свойства личности – 'это то, чем может оказаться человек при определенных внешних условия.
Поэтому характеристика психики личности, является вместе с тем и предсказанием, как может вести себя человек при данных обстоятельствах.
Особое влияние на формирование личности оказывают социальные взаимоотношения.
Несомненно, от того какие общественные отношения господствуют в обществе будут зависеть и отношения личность – общество. И успешность таких взаимоотношений во многом определяется и социальной группой, к которой принадлежит человек, и биографическими условиями, и характером воспитания в семье, школе и т.п. в трудовой деятельности проявляется главная форма общественной функции – деловая роль.
Практическая деятельность позволяет осуществить возникающие цели и задачи. И по мере того как эти цели и задачи находят свое отражение в действительности, они формируют обобщенные и устойчивые отношения личности.
Однако, лишь когда объективное значение деятельности совпадает со значимым для человека деловая роль оказывает влияние на стержневые свойства личности.
Осознанность деятельности напрямую связана с вкладыванием в нее смысла.
Успешность учебной деятельности тем больше, чем больше ученик самостоятельно ищет и находит дополнительные источники приобретения знаний, не ограничиваясь только предлагаемой ему информацией. 4. Деятельностный подход в психологии.
Система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов.
Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы.
Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20-е гг. ХХ в. В 30-е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии, - С.Л.Рубинштейна, который сформулировал принцип единства сознания и деятельности, и А.Н.Леонтьева, который совместно с другими представителями Харьковской психологической школы, разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности. 5. Теория деятельностного подхода.
Теория деятельности зародилась в нашей стране в 20 – 30-е годы 20 века. Это был период развития марксистско-ленинского учения, в основе которого лежит диалектический материализм. Для психологии наиболее важным положением стало то, что не сознание определяет бытие, деятельность, а, наоборот, бытие, деятельность человека определяют его сознание.
Понятие «деятельность» достаточно емкое, поэтому можно выделить основные подходы к его трактовке. 6. Трактовки подходов. К. Маркс под «деятельностью» понимал трудовую деятельность, в том числе, как разновидности – игру и учение. С.Л. Рубинштейн различал деятельность трудовую и поведение. Б.Г. Ананьев понимал деятельность как активность. А.Н. Леонтьев говорил о «предметной деятельности» как «чувственной практической деятельности человека». В целом, деятельность может быть как психическая, так и практическая.
Основополагающими для развития теории деятельности можно назвать достижения следующих советских ученых: - Согласно теории Басова человек не только активно приспосабливается к окружающей среде, но также изменяет ее. - Л.С. Выготский впервые выявил конкретный механизм влияния среды. Этот механизм называется интериоризация знаков – переход во внутренний план внешних стимулов. - С.Л. Рубинштейн выдвинул принцип единства сознания и деятельности, согласно которому человек взаимодействуя с миром, изменяет его и изменяется сам Согласно теории А.Н. Леонтьева деятельность человека – сложная структура, включающая в себя следующие компоненты: Потребности – Мотивы – Цели – Действия.
Совокупность мотивов человека формирует его мотивационную сферу. У каждого человека она своя.
Мотивационная сфера, безусловно, характеризует человека как личность. Часто истинная ценность каждого мотива для человека проясняется именно в конфликтной или критической ситуации, когда необходимо сделать выбор. 6. Основные положения теории деятельности. - принцип предметности. - принцип активности. - принцип неадаптивной природы предметной деятельности. - принцип опосредствования - принцип интериоризации / экстериоризации . - принцип зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности. Если деятельность — жизненный процесс, то важно исследовать конкретный жизненный процесс, а не его абстракцию. 7. Представление о личности в деятельностном подходе. Смысловое образование — это прежде всего активно-действенное образование, имеющее вектор направленности на деятельность и так или иначе проявляющееся в деятельности в ее внешних или внутренних, развернутых или фрагментарных формах.
Выдающейся заслугой отечественного обществознания является разработка деятельностного подхода как методологической основы комплексного изучения личности. С точки зрения деятельностного подхода человек рассматривается в контексте деятельности; он включает в себя личность как подсистему деятельности, “специализирующуюся” на достижении целей, и выступающую в свою очередь многофункциональной и полиструктурной системой, которая также состоит из разных подсистем. Мы попробуем пройти через основные этапы развития представлений о смысловых образованиях личности в деятельностном подходе, чтобы найти закономерности такого развития; описать основные идеи, пронесенные через множество различных подходов; наметить перспективы изучения смысловых образований личности.
Человек представляет собой многоуровневую систему, стороны которой фиксируются при помощи частных понятий. Он является одновременно биологической и социальной, социальной и психической системой. На этом этапе познания личность выступает как одно из системных свойств человека.
Социальное поведение характеризуется как внешнее проявление деятельности, в которой выявляется конкретная позиция человека, его установка. В широком смысле активность есть универсальная форма взаимодействия человека с миром, поведение — это как активное, так и пассивное отношение субъекта к миру, связанное, как правило, с его приспособлением к условиям среды, и, наконец, действие рассматривается как единичная форма деятельности, определяемая активным, сознательным и предметно-преобразующим характером.
Понятие “личность” фиксирует в себе социальное качество человека, обусловленное его деятельностью.
Наиболее полное и всестороннее знание о человеке позволяет получить методология комплексного познания, соединяющая в себе познавательные возможности и применяющая на практике методы системного анализа и деятельного подхода. 8. Деятельностный подход как методологическая основа комплексного анализа личности. К числу несомненных заслуг отечественных философов и ученых относится разработка деятельностного подхода к изучению личности. В отечественном человекознании деятельностный подход утвердился наряду с положениями системного анализа.
Причем в отличие от структурно-функционального анализа этот подход имеет в отечественной традиции более широкое значение Большинство из них сходится в том, что сущностной характеристикой личности выступает деятельность, а главным способом ее изучения — деятельностный подход, содержание которого можно свести к следующему. 1. Фундаментальный принцип современного познания личности заключается в том, чтобы рассматривать личность не в отрыве от ее деятельности, а непосредственно в контексте деятельности, то есть как ее субъекта и в какой-то мере и как объекта. Иначе говоря, личность есть порождение и продукт деятельности, деятельностное существо. На этом настаивают многие отечественные ученые и философы.
Согласно С.Л.Рубинштейну (1889–1960), личность проявляется и формируется только в деятельности и посредством нее. По мнению другого отечественного психолога А.Н.Леонтьева (1903–1979), реальным основанием личности выступает деятельность человека.
Иерархия видов деятельности определяет во многом своеобразие структуры личности.
Данный тезис имеет принципиальное значение для понимания сущности личности.
Личность следует определять, не через психологию и тем более не через физиологию, а через целостно рассмотренную деятельность… 2. Деятельность обусловливает не только сущность личности, но и ее структуру, которая характеризуется в свою очередь единством ее социальных и психических качеств. В зависимости же от уровня организации деятельности можно выделить три взаимосвязанные стороны личности: (1) “внутреннюю” или субъективную, изучаемую главным образом общей психологией и психологией личности, (2) “внешнюю” или объективно детерминированную, опосредующую взаимодействие субъекта и окружающего мира, и исследуемую преимущественно науками о поведении, в том числе социологией, (3) “смешанную” или интерсубъективную , согласующую позиции индивидов, их взаимные представления или ожидания, которые находятся в центре внимания социальной психологии. 3. Системно-функциональное понимание личности позволяет рассматривать ее как подсистему деятельности (действия) наряду с подсистемами культуры и социальной организации. При этом выделяются два основных подхода. В культурной антропологии (этнографии) личность определяется чаще всего как “нормативный тип человека, соответствующий требованиям общества, его ценностно-нормативным стандартам. Ее “синонимом служит “модальная личность”, или национальный характер, под которым понимается совокупность социально-значимых черт поведения, включая некоторые традиционные для данной культуры стереотипы поведения, такие, например, как трудолюбие или веселый и общительный нрав, деловитость, коллективизм и др.” Социологическое понимание личности исходит из представления о человеке как носителе статусов и ролей, включенных в различные институциональные системы.
Например, в терминах общей теории социального действия Т.Парсонса (1902–1979) различные свойства человека распределяются соответственно между основными подсистемами действия.
Первичные потребности находятся в поведенческой подсистеме (поведенческом организме), цели и мотивы — в личностной подсистеме, ценности и ценностные ориентации — в культурной подсистеме, социальные позиции и роли — в социальной подсистеме. С этой точки зрения индивид предстает как поведенческий организм, реализующий базовые потребности человека, а личность — как субъект целеполагания и волевого решения. В рамках же самой социальной системы (организации) личность выступает агентом социальных отношений, то есть носителем социальных позиций и ролей. Это — субъективная сторона социального действия человека, “отвечающая” за определение и достижение основополагающих целей. 4. Те или иные виды деятельности обусловливают в свою очередь соответствующие типы человека и личности.
Согласно такому подходу, той или иной форме деятельности соответствуют разные типы человека и личности.
Например, психическая активность обусловливает тип личности, определяемый главным образом ее “внутренней стороной”. Личность есть “совокупность психологических качеств, которая характеризует каждого отдельного человека”. В самом широком смысле личность включает в себя характер, темперамент и способности. В зависимости от этого выделяются разные типы личности, либо по типу характера, либо по форме темперамента. Итак, каждый из указанных подходов к изучению феномена личности имеет свои достоинства и методологические преимущества. В результате совместных усилий философов и ученых развивается деятельностный подход, интегрирующий представления о личности как едином и целостном субъекте деятельности. 9. Асмолов о деятельности В настоящее время в теории деятельности, разработанной А.Н. Леонтьевым и его сотрудниками, А. Г. Асмолов выделяет две парадигмы исследования психологии деятельности: морфологическую и динамическую. При анализе деятельности в рамках морфологической парадигмы исследуются структурные единицы деятельности: особенная деятельность, побуждаемая мотивом; действие, направляемое целью; операция, соотносимая с условиями действия, и психофизиологические реализаторы деятельности. При исследовании деятельности в рамках динамической парадигмы открывается движение самой деятельности. Это движение характеризуется такими находящимися в единстве и борьбе моментами, как надситуативная активность.
Установочные моменты, за которыми стоят процессы стабилизации деятельности, не совпадая с ее структурными моментами, образуют неотъемлемое условие реализации деятельности.
Установки исходного уровня деятельности и связанные с ними адаптивные интересы субъекта, «барьеры внутри нас», как бы пытаются удержать деятельность в наперед заданных границах, а надситуативная активность движение «поверх барьеров» рождается и обнаруживается в борьбе с этими установками. Без введения этих понятий нельзя объяснить ни процессы развития деятельности как ее самодвижения, ни устойчивый характер направленной деятельности субъекта.
Основные принципы психологического анализа в теории деятельности.
Асмолов считает, что общепсихологическая теория деятельности, созданная Л.С. Выготским , А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия и их последователями, вступила в критическую фазу своего развития.
Внешним симптомом наступления этой фазы являются участившиеся дискуссии о роли категории деятельности в построении концептуального аппарата психологической науки. В целом ряде выступлений все настойчивее звучит мысль, что категория готова поглотить все другие психологические понятия.
Внутренним симптомом возникновения критической фазы развития теории деятельности является разрыв между большим фактическим материалом, полученным в различных специальных областях психологии, разработка которых ведется на основе теории деятельности, и исходными принципами этой теории, сформулированными еще в период ее становления. В результате возникает парадокс: теория, рожденная запросами практики, начинает восприниматься как теория вне практики.
Первый шаг для развития нового этапа теории деятельности должен быть нацелен на вычленение исходных принципов теории деятельности. В качестве основных принципов теории деятельности могут быть выделены принципы предметности, активности, неадаптивной природы человеческой деятельности, анализа деятельности «по единицам», интериоризации и экстериоризации , опосредования , а также принципы зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности и историзма.
Методы обучения стимулируют активность учащегося: способствуют формированию умения ставить цели деятельности, развитию общих и специальных способностей, помогают вовлечь учащихся в активную деятельность. Для реализации возможностей методов обучения служат приемы, связанные с побуждающей функцией: разъяснение целей деятельности, постановка информационных и проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, организация работы с источниками, применение заданий на производственной основе, использование занимательных и игровых форм занятий и др. IV . 1.На данной лекции будут использованы формы сотрудничества, партнерства, совместное решение задач, так как эти формы наиболее убедительны и помогают лучше усваивать материал. Формы сотрудничества преподавателя со студентами в процессе решения задач.
Самоопределение позиций личности преподавателя в учебных взаимоотношениях со студентами и учащимися, с учетом различий в системах управления учением (демократизм, сотрудничество, авториторизм ). Организация системы форм сотрудничества преподавателя со студентами и студентов друг с другом в процессе решения учебных задач. Выбор форм сотрудничества, адекватных уровню усвоения; сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм учебной работы; управление межличностными отношениями. 2. Овладение способами и средствами коммуникации: организация речевых форм высказывания на разных этапах усвоения (лексика, грамматика, стилистика, темп, ритм, интонации, паузы). 3. Организация невербальных эмоционально-выразительных средств общения (жесты, мимика, пантомима, вокальная выразительность). Поведение лектора (терпимость, выдержка, удерживание в поле зрения всей аудитории) | Внешний вид преподавателя Опрятный внешний вид.
Собранность.
Работа преподавателя с представлением о самом себе; учет специфики позиции личности преподавателя в системе учебного общения на разных этапах обучения; совершенствование преподавателем проектирования учебных взаимодействий со студентами.
оценка кадастровая стоимость в БелгородеНАШИ КОНТАКТЫ