Педагогика и психология (шпаргалка)

Сопровождали ребенка все время.

Сейчас пед-ка:*изучает законом-ти, принципы, содерж-е, методы и формы обучения и восп-я чел-ка, *система деят-ти, кот проектируется в учебн мат-лах: методичках, планах и тд. *наука о зак-тях обучения и воспит-я подраст поколения и взр людей с пом-щью целенаправл и спец организован системы образ-я. Гл составляющ пед-ки: *цель обуч-я (для чего учить), *содерж-е обуч-я (чему учить), *формы и методы обуч-я (как учить) 2) объект и предмет пед-ки объект: педаогич факт, явл-е: образ-е, воспит-е, обуч-е предмет: целостн гуманист процесс воспит-я и образов-я активн личности, подготовка ее к жизни и труду, общест деят-ти с учетом общ-экономич обстановки 3) осн. категории пед-ки в период становл-я пед-ки были установ-ны 3 категории: *воспитание, *образов-е, *обуч-е (см. ниже) 4) связ пед-ки с др науками пед-ка+философия= пед-ка как гуманитарн наука исп-зует философию в кач-ве теоретич базы для осмысл-я педагогич опыта и созд-я новых педагогич концепций, осн категорий, особенно: * цель образ-я, *содерж-е образ-я, * исследов-е методов пед науки пед-ка+психология= наиб традицион связь, пед-ка учитывает механизмы и законы псих деят-ти и разв-я личности пед-ка+биология= пед-ка опирается на биологич исследования.

Проблема соотнош-я природы и соц. факторов пед-ка+медицина= связь мед и пед-ки привело к появл-ю коррекцион пед-ки.

Лечебн пед-г Дубровский основал классы корркции – раздельное обуч-е здор и больн детей пед-ка+социолог-я= обе науки заним-ся планир-м образ-я, выявл-я осн тенденций развит-я соц групп, закономерн-тей социализации личности. *Социолог-я – наука об общ-ве, рассматр-т и анализ-т вопросы о процессах формиров-я и развит-я общ-ва.

Захват-т область и восп-я, и образ-я. пед-ка+политология= политика явл-ся отраж-м гос идеологии. А пед-ка стремится выявить усл-я и мех-мы становл-я чел-ка в кач-ве субъекта политич созн-я. 5) структура пед-ки педаг-ка сотруднич-ва (1980г) – всеобъемлющ педагогич.

Обобщение.

Авторы имеют больш педагогич опыт.

Основыв-ся на принципах гуманизма и творч подхода к обуч-ю реб-ка. Осн положения: *обуч-е без принужд-я, *творч взаимодействие учит-ля и уч-ка, *идея трудн цели, *самоанализ (индивид и групп), *личностн подход к восп-ю, *сотрудн-во с родит-ми музейн пед-ка (1990ые годы) пед-ка разв-я – совмещ-е пед-ки с врачебн деят-ю. Пед-ка для детей с огранич возможн-ми. Идея: разв-е детей зависит от генетики и наследств-ти. риско-пед-ка – работа с трудн детьми, в колониях, детск комнаты милиции коррекцион пед-ка – восп-ие и обуч-е умств-отстал детей, детей с задержк разв-я отраслев пед-ка – воен, спорт, производств пед-ка пед-ка народовед-я – этнография, народн традиции 6) функции пед-ки теоретич ф-я. реализ-ся на 3ех уровнях: *описат (объяснит) уровень – изуч-е передового и новаторск пед опыта *диагностич – выявл-е состояния пед явлений, успешности или эффект-ти деят-ти пед-га и уч-ся *прогностич – эксперимент исследов-я пед деят-ти и построение на ее основе моделей преобраз-я этой деят-ти технологич ф-я. также на 3ех уровнях: *проективн – разработка методич мат-лов, кот определяют содерж-е и хар-р образ-я (учебн планы, пособия, программы) *преобразоват – внедрение достиж-й пед науки в практику с целью ее соверш-я и реконстр-ции 7) задачи пед-ки пост задачи: *определение и изуч-е закономерн-тей в области восп-я и обуч-я, управл-е образоват и воспитат системами * изуч-е и обобщение пед опыта * прогнозир-е дальнейш разв-я образоват систем * разработка нов методов, форм и ср-в обуч-я и восп-я * внедр-е рез-тов пед иссл-й в практику времен задачи: созд-е учебников, стандартов, методичек, библиотек, концепций (то, что менятеся) 8) воспит-е как пед категория восп-е – целенаправл, организ процесс формир-я личн-ти. Носит историч хар-р, возникло вместе с человеч общ-вом. в соц смысле:передача историч и культ опыта от пок-я к пок-ю в шир смысле: целенапр деят-ть, кот нацелена на формир-е у лич-ти опр кач-в, взглядов, убежд-й в узком пед смысле: процесс и рез-т воспит работы, кот направл на реш-е конкретн воспит зад-ч Восп-ль должен: *передать опыт, накопл чел-вом *ввести реб-ка в мир культуры *стимулир-ть самообраз-е *помочь разобраться в трудн житейск сит-ях *учит-ть единство природн, генетич, псих и соц особ-тей воспит-ка сущн-ть восп-я: *намерен стремл-е восп-ля повлиять на воспит-ка, *один из видов деят-ти, преобраз группы людей 9) класс-ция видов восп-я по содерж-ю: умств, нравств, трудов, физ, эстетич, гражд, экономич, экологич, правов по институциональн принципу:семейн, школьн, внешк, религиозн, общинное (по месту жит-ва), восп-е в детск и юношеск организ-ях по доминир принципу и стилю отнош-я воспит-ля к воспитуем-му: авторитарн, демократич, либеральн, попустительск 10) умств восп-е (входит в классиф по содерж-ю) ориентир-но на разв-е интеллект способн-тей чел-ка и интереса познания окр мира и самого себя предполаг-т: *разв-ие силы воли, памяти, мышл-я как осн усл-й познават и образоват проц-са *формир-е культуры учебн и интеллект труда *стимулир-е интереса работать с книгами и нов ИТ *разв-е личностн кач-в: самостоят-ти и тд. задачи умств восп-я реш-ся с пом-щью спц тренингами, учебн эксперимент-ми, викторинами, конкурсами и тд. 11) труд восп-е (входит в классиф по содерж-ю) разв-е добросовестн, ответств и творч отнош-я к разн видам деят-ти задачи реш-ся с пом-щью: *организ-ция совместн труда воспит-ля и восп-ка *объясн-е значимости опр вида труда * материальн и моральн поощрение произодит труда *знакомство с труд традиц-ми семьи/народа *врем или пост домашн поруч-я *систематич участе в общ-полезн труде 12) нравств восп-е (входит в классиф по содерж-ю) Основа – этика содерж-е: опр-ся этическ требован-ми общ-ва задачи:*накопление нравств опыта и знаний о правилах общ поведения (в семье, на улице, в школе) * разумн исп-е свободн времени осн критерии нравств чел-ка: *нравств убежд-я, моральн принципы *ценностн ориентация *поступки по отнош-ю к др людям 13) физ воспит-е. (входит в классиф по содерж-ю) тесно связано с др видами восп-я. цель: укрепление здоровья реб-ка, разв-ие гармоничн личн-ти задачи: *првильн физ разв-ие, *тренировка двиг навыков, *различн процедуры (закалив-е, тренировки), *воспит-е силы воли и хар-ра, кот направл на повыш-е рабоитоспособн-ти орагниз-ция физ воспит-я: занятия физ упражн-ми предполагает: *контроль за режимом занятий, труда и отдыха *медицинск профилактика заболеваний *эл-ты повседн режима: сон, питание, игры *разв-ие двигательн качеств, умений, навыков, легкость, выносливость *четкость в организац труда и отдыха * способн-ть эстетич воспр-ть красоту челов тела 14) эстетич воспит-е (входит в классиф по содерж-ю) цель: разв-е эстетич отнош-я к дейст-ти, формир-е у шк-ков умения воспр-ть, чувств-ть, понимать и творить красоту задачи воспит-я: *приобретение теоретич знаний, *формир-е практич умений задачи приобщ-я к эст восп-ю: *формир-е эстетич знаний *воспит-е эстетич культуры *овладение эстетич и культ наследием прошлого *разв-е эстетич чувств *приобщ-е чел-ка к прекрасному в жизни и труде *формир-е стремл-я быть прекрасн во всем: мысли, действия, поступки, внешн вид и тд ср-ва для реш-я задач: произв-я искусства, организация самост деят-ти, окр среда, эстетика всей дестк жизни предметы: лит-ра, музыка, худжеств деят-ть 15) экологич восп-е (входит в классиф по содерж-ю) цель: воспит-е ответств и бережн отнош-я к природе, раскрыть перед шк-ми положит и отрицат последствия взаимодействия чел-ка с природой 16) гражданское воспит-е (входит в классиф по содерж-ю) цель: формир-е гражданств-ти как кач-ва личн-ти, кот включ-т в себя: внутр свободу, любовь к родине и св. народу на формир-е гражд воспит-я влияют: *объективн усл-я: особ-ти госуд устр-ва, уровень правовой политики и нравств культуры *субъективн: особ-ти семейн и обществ мнения организац-я патриотич воспит-я: *изуч-е гос символов РФ: герб, гимн, флаг *формир-е у уч-ся знаний и представл-й о достиж-х страны в различн обл-х *формир-е бережн отнош-я к истории отеч-ва *стремл-е к установл-ю дружеск отнош-й с представ-ми др стран и народов *изуч-е культур разн этносов предметы: языки, география, обществознание 17) семейн воспит-е (входит в классиф по институц принципу) организац жизнедеят-ти ребенка в усл-ях семьи.

Влияние внешн и внутр факторов. Семья как ячейка общ-ва. 18) совр семья и ее проблемы Проблема совр семьи – одна из сам важн и актуальн. Семья - один из осн соц институтов общ-ва, краеугольн камень человеч жизни, и в н.вр она пережив-т глубокий кризис.

Демографич катастрофа, больш число разводов, неполн семьи, алкоголизм среди род-лей, ослабл-е роли род-лей в воспит-и реб-ка, сем жест-ть, размыты идеалы и нравств ценности, резко сокращен выпуск отечеств детской лит-ры и произв-й искусства. 19) функции семьи репродуктивн: включает в себя воспроизводство в детях числен-ти род-лей, т.е. количествен и качествен воспроизводство нас-я. хозяйств-потребит: охват-т различн аспекты сем отнош-й: вед-е домашн хоз-ва, соблюд-е домашн бюджета, управл-е семьей, проблема женск труда воспитательн: в семье реб-к получает перв труд навыки, у него развив-ся умение ценить и уважать труд людей, он приобрет-т опыт заботы о род-лях, родных и близких, учится разумн потребл-ю различн мат благ, накапл-т опыт общ-я с деньгами. Роль примера родит-й. восстановит: состоит в поддерж-и здоровья, жизнен тонуса, организац досуга и отдыха.

Нравственно-психологич обстановка, соблюдение режима труда и отдыха, питания и проч 20) типы семьи по форме брака: *моноганмия - на одного мужчину приходится одна жена *полигамия - многоженство по структуре родств связей: *простая (нуклеарная) - супруж пара с детьми, не сост в браке *расширен (сложная) - >3 поколений или >2 нуклеарных семей, живущ вместе и вед общ хоз-во. по налич-ю/отсутств-ю род-лей: *полная - семья с обоими супругами *неполн - с отсутст-м одного из супругов 21) сем жест-ть Физич насилие - нанесение реб-ку родит-ми физич травм, различн телесных поврежд-й, кот причин-т ущерб здор-ю реб-ка, нарушают его разв-е или лишают жизни.

Избиение, истязание, удары, пощечины, прижигание горяч предм-ми, жидк-ми, зажж сиг-тами, вовлечение реб-ка в употребл-е наркотиков, алкоголя, секс насилие или совращение, вовлеч-е реб-ка в проституцию, порнобизнес Психич (эмоц) насилие - постоян или периодич, словесн оскорбл-е реб-ка, угрозы со стороны род-лей, унижение его человеч дост-ва, обвинение в том, в чем он не виноват, демонстр нелюбви, неприязни к ребенку.

Причины: экономич несост-ть члена семьи (чаще – отца), неудовл-ть сем ролью, защитн психолог мех-мы в случае родит несостоят-ти, разводы, одиноч-во, малодетность, лиш-е родит прав 22) шк воспит-е (входит в классиф по институц принципу) организация учебн деят-ти и жизни детей в усл-ях школы, а также внеучебн воспит работа 23) внешк воспит-е (входит в классиф по институц принципу) цель: созд-е усл-й для приобщ-я детей к худ, изобразит деят-ти, занятиям грамм-кой, участия в научн кружках и тд. Осущ-ся внешк организациями 24) конфессиональн (религиозн) воспит-е (входит в классиф по институц принципу) приобщ-е к системе религ традий, обрядов, культуре 25) общинное (входит в классиф по институц принципу) организация воспит-я по месту жит-ва, обществ деят-ть молодежи: досуговые центры 26) авторитарн стиль воспит-я (входит в классиф по по доминир принципу) тип воспит-я, основан на бесприкосл подчинении. Вся полнота власти в руках у учителя. методы: требования, принужд-е 27) демократич стиль воспит-я (входит в классиф по по доминир принципу) хар-ся определен распедел-ем полномочий между пед-гом и воспит-ком 28) либеральн стиль воспит-я (входит в классиф по по доминир принципу) отсутствие акт участия пед-га в управл-ии процессом обуч-я и воспит-я 29) попустительск стиль воспит-я (входит в классиф по по доминир принципу) хар-я равнодуш-м со стороны пед-га в отнош-ии развития и динамики уч достиж-й 30) обуч-е как пед категория обуч-е = дидактика (греч didacticos – обучающий). Каменский: «всеобщее искусство всех учить всему». *педагогич теория, кот дает научн обоснов-е содерж-ю, методам и организац формам педаг-ки. *наука о теориях образ-я и технике обуч-я *способ организации образоват процесса *целенаправл, спец орагнизован и управляем процесс взаимодействия учителей и уч-ков, рез-том кот явл-ся усвоение знаний, умений и навыков, формир-е мировоззр-я, развитее умств сил и возможн-тей уч-ков функции обуч-я: образоват, воспит, развивающ процесс обуч-я – целенаправл взаимодейств-е уч-ка и уч-ля, в ходе кот уч-к овладев-т знаниями, умениями, навыками. Включ-т в себя: учение (деят-ть уч-ка), преподавание (деят-ть учит-ля) преподаваниедеят-ть по передачи инф-ци и организации учебн-познават деят-ти уч-ся, оказание помощи при затрудн-ях в процессе учения, стимулир-е интереса, самостоят-ти и творч деят-ти уч-ся, оценка уч достиж-й уч-ся. Цель препод-я – организация эффект деят-ти кажд уч-ка учение – деят-ть уч-ка по усвоению, закрепл-ю и применению знаний, умений, навыков. Важна самооценка уч достиж-й. Цель – познание, сбор и переработка инф-ции об окр мире 31) методы обуч-я рассказ - монологическое изложение уч мат-ла, не прерываемое вопросами, содерж в осн фактологич мат-л: вступл-е, повеств-е, заключ-е. Ср-ва: речь, иллюстрации, беседа – сост-т в том, чтобы побудить уч-ся к припоминанию уже известн фактов, достиж-ю новых знаний путем выводов, рассужд-й. Беседа не явл-ся универс методом, не дает практич навыков. Ср-ва: речь, вопросы, понятия, наглядные пособия учебн дискуссия - обмен взглядами по конкр теме. помогает упоряд-ть уже известн материал, уч-ки приобрет-т нов знания, укрепл-ся в собств мнении, учатся его отстаивать. Ср-ва: речь, вопросы, спор. работа с книгой - возм-ть уч-ка многократно обрабат-ть уч инф-ю в доступн темпе и в удобн время. функции: обуч, развив, побужд. Ср-ва: книга, тетрадь. упражнения - планомерное повт выполнение действий с целью овладения ими или повышения их кач-ва. виды: устные, письменные, графические познават игры - спец созд-ые ситуации, моделир реальность, из кот уч-ся необх-моя найти выход.

Назначение: стимулир-е познават процесса. иллюстрации - показ и восприятие предметов, процессов, явл-й. Существенно облегч-т процесс формир-я понятий. Ср-ва: диаграммы, графики, схемы, таблицы, карты, плакаты. 32) формы обуч-я формы обуч-я – спец констукция процесса обуч-я: *групповая, *коллективн, *индивид также: доп занятия, экскурсии, кружки, клубы, викторины, олимпиады, коллект работа в библиотеке, встреча с творч и научн деятелями. На протяж-ии столетий сущ-т классно-урочн и лекцион-практич система обуч-я 33) классно-урочн система осн форма передачи инф-ции: урок (как правило посвящ одному предмету), д/з. Все уч-ся работают под рук-вом одного учителя. Роль уч-ля: организация процесса образ-я, оценка рез-тов уч деят-ти уч-ся. осн организац форма: класс, сост из детей одного возраста.

Работает по общ уч плану, программам и расписанию. Уч год: 4 четверти, каникулы: вес, летн, осен, зимн. Обуч-е 10 лет, по окончании экзамены. 34) лекцион-практич система осн форма передачи инф-ции: лекция.

Практич занятия (семинары) – форма организации анализа, расшир-я, закрепл-я получ инф-ции. осн оранизац форма: курс, поток, группа. Работ-т по ед программе, уч плану, согласно расписанию уч занятий. 2 семестра, зач-экзамен период, каникулы: зимн, летн.

Практика. Обуч-е 5-6 лет. Формы обуч-я: оч, оч-заочн, веч, заочн. 35) понятия «знания», «умения», «навыки» знания – отраж-е чел-ком объективн действит-ти в форме понятий и законов науки умения – готовность сознат-но и самостоят-но выполнять практич и теоретич действия на основе усвоен знаний, жизн опыта и приобрет навыков навыки – компоненты практич деят-ти, кот проявл-ся в автоматизир выполн-ии необх действий, довед до соверш-ва путем многократн повторений 36) стили обуч-я *репродуктивн, *творч, *эмоц-ценностн стили 37) репродуктивн стиль обуч-я передача уч-кам ряда определен очевидн знаний, просто излож-е мат-ла и проверка степени усвоения 38) творч стиль обуч-я стимулир-т стремл-е уч-ся к творч деят-ти 39) эмоц-ценностн стиль обуч-я личностн включ-е уч-ся в уч-воспит процесс на уровне поним-я мат-ла. Эмоц открытость учителя, желание помочь, искреннее отнош-е к предмету и детям.

Развивет: образное мышл-е, раскр-т творч способн-ти, учит эмоц диалогу, сотрудничать, открытости 40) виды обуч-я виды обуч-я – обобщ хар-ка обучающ систем, кот устанавл особ-ти обучающ и учебн деят-ти, а также хар-р взаимоотнош-й уч-ля и уч-ков в процессе обуч-я. Виды: объянит-иллюстативн, догматич, проблемное, развивающ, дистанцион, комп, игровое обуч-е догматич обуч-е (нет в билетах) перв вид познават деят-ти, слож-ся в ср века.

Препод-ся на латинск языке. Осн задача: освоение религиозн писаний. Гл вид деят-ти уч-ка: слушание, чтение, механич заучив-е и досл воспроизв-е. особ-ть: отрыв формы от содерж-я. 41) объяснит-иллюстративн (пассивн-созерцат) обуч-е наиб традиц вид, инф-ция в готовом виде.

Наглядность как основа. Осн цель: усвоение знаний, их послед примен-е на практике, формир-е умений и навыков.

Задача уч-ля – излож-е мат-ла так, чтобы уч-ся его поняли и усвоили.

Экномично с т.зр-я времени. Но не явл-ся развивающим 42) проблемне обуч-е самомстоят поисковая деят-ть уч-ка под надзором уч-ля. На вводном занятии уч-ль ставит проблему, ук-т лит-ру, инструкт-т уч-ся и намечает сроки сдачи мат-ла.

Источники инф-ции: книги, самостоят практич деят-ть, интернет. Разв-т: умств способн-ти, любознат-ть, активноть, инициат-ть, творч деят-ть.

Трудности: трудн поиск инф-ции, несистематич знания, неконтролируемый процесс учения. 43) развивающ обуч-е вид обуч-я, обеспеч оптим разв-е уч-ся.. Цель: подготовить уч-ся к самостоят освоению знаний, к поиску истины. Вед роль принадл-т теоретич знаниям. Обуч-е строится на быстром темпе и высок уровне.

Задача пед-га: помочь увидеть глубину в простом предмете, развить логич мышление уч-ка 44) эвристическ обуч-е Известно со времен Сократа. «Сократическая беседа». Эвристика (греч. heurisko - нахожу) - методика обуч-я, основан на открытии или догадке. В др греции - система обуч-я путем наводящих вопросов.

Учитель постановкой вопроса возбужд-т любопытство, познават интерес уч-ка и сам, устно рассуждая, в поисках ответа ведет мысль уч-ка. Роль уч-ка: участие в эвристич беседе, задавание встречных, проблемн вопросов, ответы на них, реш-е познават задач. ЭО ориентирует уч-ля и уч-ка на достиж-е неизвестн им заранее рез-та, способств-т разв-ю находчивости, активности. 45) компьютерн обуч-е цель: научить чел-ка освобожд-ся от рутин, шаблон деят-ти и перклад-ть ее на ЭВМ. Спосбств-т развитию творч навыков, комп умений, что чрезвыч-но важно в н.вр. Кажд уч-к может раб-ть в своем темпе.

оценка объектов нематериальных активов в Орле
оценка авторских прав цена в Брянске
оценка авто для наследства в Смоленскеоценка для нотариуса в Курске