Внимание! ​​​​greendiplom.ru не продает дипломы, аттестаты об образовании и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.

Ответы на билеты по политологии (2006г.)

Понятие и виды коллизионных норм. Механизм коллизионного регулирования

Расширение правовых отношений ведёт к тому, что возникают вопросы, решать которые необходимо основываясь на нормы права того или иного государства. Таким образом, возникает необходимость выбора между

Международные стандарты аудита

Однако для повышения конкурентоспособности отечественного аудита предстоит решить еще немало задач. Одной из них является стандартизация аудиторской деятельности. Основополагающее место при решении э

Что выгоднее: мусоросжигательный завод или раздельный сбор?

Мусором (т.е. непригодной для использования субстанцией) все это становиться, только при смешивании и совместной транспортировке. Таким образом, при раздельном сборе, 70% (700000 т) могут быть использ

Открытие собственного дела

Самостоятельно реализовать свою квалификацию. Создать собственное дело и открыть свою фирму, которые можно передать по наследству своим детям. Ну, для того, чтобы приступить к основным особенностям п

Теории электрической связи: Расчет приемника, оптимальная фильтрация, эффективное кодирование

Предельно допустимая помехоустойчивость называется потенциальной. Сравнение потенциальной и реальной помехоустойчивости позволяет дать оценку качества приема данного устройства и найти еще не использ

Готика

Отсюда символико-аллегорический способ мышления в г о тике и черты условности в её художественном языке. От романского стиля г о тика унаследовала и безраздельное главенство архитектуры в системе иску

Анализ производственно-хозяйственной деятельности металлургического предприятия и разработка рекомендаций по ее улучшению

Возникающие в связи с этим проблемы невозможно решить без современного профессионального менеджмента. Более того, по мере укрепления новых социальных и экономических отношений его роль будет расти, по

Оценка конъюнкутры рынка

Практическая часть: «Оценка конъюнктуры рынка обуви»…...20 стр. Заключение………………………………………………….….…27 стр. Список использованной литературы………………………….…29 стр. ВВЕДЕНИЕ Актуальность данной работы заклю

Первые политические научные и учебные заведени я возникли в Европе и США в 70-90х годах 19века. В качестве самосто я тельной дисциплины полит наука оформилась после 2-й мировой войны. В развитии полит науки выдел я ют 3 этапа: институциональный бихевиористический (поведенческий) постбихевиористический На первом этапе (институциональном) первая треть 20в политика рассматривалась как взаимодействие социальных институтов и групп. На втором этапе развития полит наука 30-60годах перешла от описания формальных институтов к анализу систематически наблюдаемого поведения конкретных индивидов, к изучению мотивации поведения людей. На третье этапе проявляется стремление преодолеть эмпиризм, реализуется потребность в создании концепций и теорий, которые давали бы ориентир в обилии фактов. В это время (с 70х годов) политология обогатилась такими методами как: системный, сравнительный, функциональный, моделирование, логико-математические.

Американская полит наука выделилась из группы исторических дисциплин и изначально имела прагматический характер. Она формировалась преимущественно на практических основах.

Европейская школа сложилась под влиянием традиционных направлений общественной мысли: философского, юридического, социального.

Согласно Европейской традиции полит наука представляет собой лишь одну из наук о политике. В 60-х годах в рамках полит науки начала формироватьс я прикладна я политологи я , она концентрирует внимание на решении конкретных полит проблем, разрешении полит конфликтов, на технологии полит переговоров, определений и моделей определени я избирателей. Билет 2 Методы и функции 1) Теоретические методы: 1. ценностно-нормативный (позвол я ет рассматривать полит я влени я с точки зрени я их соответстви я морали, справедливости, общему благу) 2. социологический (анализируетс я зависимость политики от общества, соц. обусловленность полит я влений.

Изучаетс я эк отношени я , соц. структуры, общ группы) 3. бихевиористский ( альтернатива юридическому методу.

Изучает поведение индивидов и групп как взаимосв я зь «стимула и реакции». Не позвол я т представить мир политики целостно, вы я вить взаимосв я зь его различных компонентов) 4. системный (раскрывает устойчивые взаимосв я зи элементов политики и тем самым определ я ет возможности приспособлени я политики к услови я м внешней среды) 5. структурно-функциональный (предполагает рассмотрение политики как скоординированного взаимодействи я элементов, составл я ющих его структуру) 6. психоанализ (учет иррациональных факторов полит де я тельности) 7. сравнительный (сопоставление однотипных полит я влений, которые происход я т в разных странах и культурных средах) 8. исторический (концентрирует внимание на эволюции полит я влений и процессов во времени и пространстве) 2) Эмпирические методы: 1. эмпирический (ориентирован на изучение конкретных я влений в политике) 2. метод наблюдени я (направленное воспри я тие каких-то я влений, событий, процессов) 3. опрос (позвол я ет получать информацию о политическом сознании граждан) 4. контент-анализ (систематическа я числова я обработка, оценка содержани я информационных источников. Могут быть получены сведени я о приоритетных цел я х государства, президентах, лидерах тех или иных партий) 5. «фокус-группы» (вы я снение отношени я различных слоев общества к какому-то событию) 3) общенаучна я (логические) анализ, синтез, аналоги я , индукци я , дедукци я Функции: Социальна я роль политологии определ я етс я выполн я емыми ею функци я ми — теоретической, методологической, практической, прогностической и воспитательной.

Теоретическа я функци я предполагает анализ конкретных политических я влений и процессов, выработку определенных ценностей и идеалов политической жизни, обогащение политического знани я в целом.

Методологическа я функци я политологии заключаетс я в разработке принципов и способов познани я политических реалий, категориального аппарата этой науки.

Практическа я функци я политологии заключаетс я в определении способов, методов и средств рационализации политической жизни, выработке рекомендаций дл я властных структур, предварительной экспертизе политико-управленческих решений с точки зрени я ожидаемого от них эффекта.

Прогностическа я функци я политологии предполагает определение ближайших и отдаленных перспектив развити я стран и регионов, моделирование будущих политических процессов.

Возможности прогнозировани я расширились благодар я привлечению в сферу общественных наук методов и средств точных и естественных наук.

Воспитательна я функци я политологии состоит в формировании политического сознани я и политической культуры граждан, в осуществлении их политической социализации, в обеспечении функционировани я демократического общества. Билет 3 Российска я политическа я наука Возникновению политологии в СССР и России предшествовало длительное накопление знаний о политике и политической жизни. После прин я ти я страной христианства вплоть до ХIХ в. российска я политическа я мысль развивалась в рамках православного мировоззрени я . Как и на Западе, она имела отчетливо выраженную функцию — содействие установлению наилучших форм правлени я , созданию эффективных властных структур. С конца 18в. в российской политической мысли началось формирование либерального, консервативного и радикального направлений.

Тоталитарный режим в СССР не был заинтересован в развитии общественных наук, в частности политологии.

Объективное знание общества о самом себе поставило бы перед ним р я д нежелательных вопросов: о разделении властей, о многопартийности, о гражданском обществе, об альтернативных выборах и, наконец, о легитимности самого советского режима. Оно стимулировало бы размышлени я о я влени я х и процессах, которым невозможно было найти объ я снение в работах классиков марксизма.

Именно поэтому в СССР до второй половины 1980-х гг. политологи я не признавалась как самосто я тельна я наука и трактовалась как антимарксистска я , буржуазна я лженаука.

Тормозом в становлении политологии, социологии и р я да других дисциплин было также «сопротивление» со стороны традиционных отраслей знани я (прежде всего философии, права, истории), которое не позвол я ло в должной мере осуществл я ть исследовани я политических процессов и я влений. Таким образом, в 1960—1980-е гг., несмотр я на отсутствие официального признани я политологии со стороны власти, в СССР шло формирование политологического сообщества, которое вело продуктивную исследовательскую де я тельность и использовало возможности научной инфраструктуры и высшей школы дл я утверждени я статуса политической науки и накоплени я знаний.

Отношение к политологии стало мен я тьс я со второй половины 1980-х гг. по мере осуществлени я демократических преобразований. В 1989 г . перестройка привела к официальному признанию политологии как научной отрасли знаний и учебной дисциплины.

Принципиальное значение дл я развити я политологии в России имеет закрепление в Конституции РФ принципа политического и идеологического плюрализма в российском обществе. Билет 4 сущность, структура и функции политики Политика (от греч. роlis —город, государство). Cуществуют различные его трактовки — субстанциональна я , институциональна я , правова я , этическа я , антропологическа я конфликтно-консенсусна я и др.Политику можно определить как де я тельность социальных групп и индивидов, направленную на обретение, организацию и использование власти как инструмента саморегулировани я общества.

Политика как я вление общественной жизни не присуща человеческому роду изначально. В первобытном, социально однородном обществе, существовавшем многие тыс я челети я , не было политики.

Власть и такие социальные институты, как род и собрание всех его взрослых членов, носили неполитический характер.

Усложнение общества но мере его развити я , по я вление в нем противоречивых интересов обусловили возникновение государства и вместе с ним политики.Следовательно, политика своим происхождением об я зана государству.

Политика существует в двух формах — идеальной и предметной. Перва я — это мыслительна я де я тельность, работа воображени я , теоретическое проектирование, планирование и т. д.

Предметную, материальную форму политики образуют устройство и функционирование органов власти, политических партий и движений и т. д.

Политика — это многоаспектное я вление, которое может быть классифицировано по р я ду оснований — направленности, сферам общественной жизни, видам де я тельности, содержанию и характеру, масштабности целей. По направленности политику раздел я ют на внутреннюю и внешнюю.

Содержание внутренней политики государств составл я ет де я тельность по регулированию жизни общества.

Общепризнанные цели внешней политики государств: 1) укрепление национальной безопасности; 2) наращивание потенциала — экономического, военного, научного и т. д.; З) упрочение международных позиций.

Политика представл я ет собой сложную структуру, включающую множество разнообразных компонентов — людей, организаций, отношений, действий. Все многообразие этих компонентов может быть сведено к трем группам — субъектам, объектам и ресурсам.

Субъекты политики — это носители целенаправленного политического действи я : государства, партии, профсоюзы, политические движени я , индивиды, социальные общности, СМИ. К числу субъектов политики иногда относ я т и социальные институты, преимущественно неполитического назначени я , оказывающие заметное вли я ние на политику: церковь, университеты, различные ассоциации и т. д. Самый общий объект политики — это общество во всей совокупности протекающих в нем процессов. В этом случае активность субъекта политики направлена на придание таким процессам направленности, соответствующей его интересам.

Конкретными объектами политики я вл я ютс я основные сферы жизни общества: те институты, социальные группы, общности и индивиды, на которые в определенных цел я х оказываетс я политическое воздействие.

Наконец, ресурсы политики — это элементы материальной и духовной среды, используемые субъектами политики дл я воздействи я на объекты с целью их изменени я . Выдел я ют 4 группы ресурсов: 1) материально-технические, включающие технические и информационные средства, энергетические, продовольственные и иные материалы; 2) человеческие — люди, принимающие участие в политических действи я х или оказывающие им поддержку, степень их вовлеченности в политические процессы; З) духовные — эмоциональный настрой участников политического действи я , степень понимани я ими и поддержки целей и установок субъекта политики 4) временные — мера интенсивности действий политических субъектов в единицу физического врёмени. Кроме основных компонентов в политике выдел я ют три уровн я ее функционировани я . Первый, собственно политический, макруровень, характеризует публичную власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах, государство как целое.

Второй, микроуровень, охватывает отдельные организации — партии, профсоюзы, группы интересов и т. п.

Третий, мегауровень, относитс я к де я тельности международных организаций — ООН, ОБСЕ, НАТО, ЕС и др. Билет 5 цели и ср-ва в политике Цель в политике — это идеальный желаемый результат, который служит побудительным мотивом предпринимаемых действий.

Средства в политике представл я ют собой инструменты превращени я мотивов в реальный результат: демонстрации, забастовки, пропагандистские кампании, выборы, референдумы, вооруженные действи я , этические и правовые нормы, традиции и пр. Одним из основных и действенных средств политики я вл я етс я политический я зык.

Благодар я этому средству осуществл я етс я формирование политических идеалов, ценностей и норм, обеспечиваетс я передача политической информации.

Различие между политическими цел я ми и средствами относительно, условно. То, что я вл я етс я целью в одном измерении, может быть средством в другом, и наоборот. Цели политики многообразны и противоречивы.

Основна я ее цель в социальной системе — интеграци я внутренне дифференцированного общества, сочетание конфликтующих частных устремлений групп и граждан с интересами общества как целостности. Эта цель труднодостижима ввиду сложности вли я ни я на конкурирующие частные интересы и обуздани я группового эгоизма.

Политические цели имеют сложную иерархическую структуру и различаютс я по значимости и масштабам (общие, частные), по содержанию политики (социальные, экономические, экологические, политико-юридические и пр.), по очередности (ближайшие, промежуточные, отдаленные, конечные), по сферам де я тельности (внутренние и внешние). Возможна и более дробна я классификаци я целей политики — по социальным, сословным, групповым, партийным, личным и прочим признакам. В зависимости от примен я емых средств — гуманных, умеренных или насильственных, репрессивных — различаютс я типы политики и власти, типы общества, исторические эпохи.

Существуют, например, демократические, тоталитарные и авторитарные политические системы.

Близким к пон я тию «средство» я вл я етс я пон я тие метод. Если средства — это конкретные формы вли я ни я субъектов политики на объекты, то методы характеризуют воздействие различных средств на общество. К ним относ я тс я прежде всего принуждение и убеждение, насилие и ненасилие. Билет 6 политическа я жизнь Введение в конце 1950-х гг. в научную терминологию пон я ти я «политическа я жизнь» и последующее его широкое использование позвол я ет: + рассматривать политику в единстве институционального и поведенческого аспектов ее быти я ; + укорен я ть в Массовом сознании понимание того, что политика творитс я прежде всего людьми, а ее направленность и облик завис я т ОТ их активности; + давать обобщенную оценку конкретных эпох, стран и регионов, политического поведени я наций, классов, слоев и отдельных индивидов.

Политическа я жизнь — это совокупность форм политического быти я индивидов, групп, слоев и других социальных общностей, стрем я щихс я удовлетворить свои интересы. Пон я тие ‚политическа я жизнь характеризует отношение человека и общества к политике и участие в ней, охватывает разнообразные политические я влени я , процессы и взаимодействи я . Оно аналогично пон я ти я м экономической, духовной, культурной и религиозной жизни.

Политическа я жизнь определ я етс я многими факторами — социально-экономическими, политическими, культурно-историческими, природными. Она напр я мую зависит от типа политического режима, уровн я развити я гражданского общества, состо я ни я общественного мнени я , вли я ни я идеологий и религий, де я тельности СМИ. Значительное воздействие на политическую жизнь оказывают психологи я народа, его традиции и национальные особенности. Вс я эта совокупность факторов обусловливает динамику политической жизни, переживаемые ею подъемы и спады.

Политическа я жизнь может протекать в спокойном ритме и рутинных формах, но может приобретать динамичный и даже взрывной характер.

Последнее происходит в кризисные и переломные периоды развити я общества, когда радикализируютс я политические и идейные течени я , обостр я етс я борьба за власть.

Важнейшими параметрами политической жизни общества я вл я ютс я стабильность и нестабильность. Билет 7 взаимосв я зь политики с другими сферами общественной жизни Природа политики может быть адекватно пон я та лишь с учетом ее св я зей и отношений с другими сферами общественной жизни, особенно с экономикой, моралью и правом.

Политика оказывает многоплановое воздействие на все сферы жизни социума, интегриру я их. Под вли я нием различных сфер сама политика также обретает новые качества и свойства.

Взаимодействие политики и экономики играет решающую роль в жизни общества и приобретает особую важность в периоды его реформировани я . Суть этого взаимодействи я состоит в следующем.

Глубинные корни политической де я тельности определ я ютс я прежде всего характером экономических отношений. Свое воздействие на политику экономика оказывает в основном через социальную сферу, т. е. определ я я материальное положение разных социальных групп и статус их членов. В зависимости от экономического содержани я своих интересов люди могут обращатьс я к различным способам их политического выражени я — выдвижению требований к власти, формированию партий и движений, голосованию на выборах и т. д.

Проблема сочетани я политики и морали сложна, многогранна и в различных ситуаци я х про я вл я ет себ я конкретным содержанием.

Важным условием гуманности политики я вл я етс я институционализаци я нравственных требований к ней, т. е. закрепление этих требований и санкций за их нарушение в нормах политических организаций и прежде всего в праве.

Политика самым непосредственным образом св я зана с правом. По своей сути она начинаетс я с введени я в систему управлени я обществом писанных законов. Роль права в политике заключаетс я в том, что оно, во-первых, устанавливает пределы компетенции субъектов и участников политического процесса; во-вторых, содержит ориентиры дл я постановки целей и выбора средств их достижени я ; в-третьих, защищает интересы граждан и их объединений от произвола как со стороны государства, так и со стороны других лиц. Иными словами, право и его важнейша я составна я часть — права человека — устанавливают границы санкционируемой обществом политической де я тельности, т.е. легализуют политику.

Только политика, основанна я на праве, способна обеспечить стабильность общества и цивилизованное разрешение социальных конфликтов. Билет 8 пон я тие и виды политических отношений Политические отношени я – структурный элемент политики, представл я ющий собой одну из форм общественных отношений нар я ду с экономическими, социальными и культурными отношени я ми. Полит. отношени я определ я ют: как взаимодействие между социальными общност я ми, гражданами и инструментами по поводу власти, государственного устройства и управлени я обществом.

Политические отношени я возникают с того момента, когда потребность во властном регулировании социальных процессов начала осуществл я тьс я при активном участии государства. Эти отношени я в конечном счете корен я тс я в экономике общества, где формируетс я и удовлетвор я етс я первичные и наиболее фундаментальные потребности людей. Виды полит отношений: по субъектам политики различают отношени я между наци я ми, соц. группами, индивидами, полит. инструментами. в зависимости от характера взаимодействи я субъектов политики выдел я ют отношение государства и подчинени я , сотрудничества и соперничества по степени и форме вли я ни я на де я тельность института власти различают отношени я реальные и формальные, пр я мые и опосредованные. по форме участи я в политике, полит. отношени я дифференцируют нам ло я льность, поддержку и оппозиционность. по способу закрепленности различают отношени я официально-закрепленные в нормах права, принципах де я тельности партии и организации, и отношени я формально не закрепленные.

Специфика всех видов полит отношений состоит в том, что они: - выражают взаимосв я зи между субъектами полит через власть. - они тем или иным образом определ я ют характер всех остальных видов общественных отношений. Билет 9 сущность, типы и функции политической культуры С точки зрени я компонентами политической культуры я вл я ютс я знани я , веровани я и чувства в области политики, приобщенность к политическим ценност я м.

Содержание политической культуры, согласно Г. Алмонду и С. Вербе, складываетс я под воздействием р я да факторов: детской социализации; образовани я ; открытости средствам массовой информации; опыта контактов с правительственными организаци я ми; вли я ни я социально-экономической действительности.

Политическа я культура — это существенна я часть культуры каждой нации, включающа я те ее элементы, которые св я заны с политическим процессом. Она испытывает вли я ние социокультурных, национальных и религиозных традиций, обычаев, стереотипов поведени я и мышлени я , моральных установок. В свою очередь политическа я культура вли я ет на функционирование политических институтов и содержание политического процесса, обусловливает политическое поведение индивидов.

Существуют разные подходы к пониманию типологии политической культуры.

Основными критери я ми дл я дифференциации поликультур я вл я ютс я прежде всего следующие: степень согласованности во взаимоотношени я х политических субкультур в той или иной стране; базовые ценности, на которые ориентируютс я общности в политической де я тельности; ориентаци я на те или иные регул я тивные механизмы в рамках политической системы; характер поведени я людей в той или иной политической системе.

Политическа я культура выполн я ет следующие функции в общественной жизни: функцию идентификации, т. е. удовлетворени я потребности человека в осознании групповой принадлежности и выборе оптимальных способов отстаивани я интересов данной общности; функцию адаптации к измен я ющейс я политической среде; функцию социализации, т. е. обретени я индивидом определенных навыков и свойств, позвол я ющих ему реализовать свои политические интересы; функцию интеграции, обеспечивающую различным группам возможность сосуществовани я в рамках определенной политической системы; функцию коммуникации, обеспечивающую взаимодействие всех субъектов власти на базе общеприн я тых терминов, символов, стереотипов и других средств общени я . Билет 10 избирательные системы Избирательна я система — это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов проведени я голосовани я , определени я его результатов и распределени я депутатских мандатов.

Основна я функци я избирательной системы — обеспечить гражданам свободное выражение своей воли, своего отношени я к кандидатам в депутаты или претендентам на выборные должности, к политическим парти я м в услови я х многопартийности и политического плюрализма.

Избирательна я система я вл я етс я демократической, если включает три свободы: 1) свободу выдвижени я и самовыдвижени я кандидатов; 2) свободу обсуждени я и отвода выдвинутых кандидатов; З) свободу выбора из нескольких кандидатов в момент голосовани я . Существует две основные избирательные системы — мажоритарна я и пропорциональна я . Они оцениваютс я по трем критери я м: 1) репрезентативность, т. е. способность отразить в парламенте существующий спектр политических сил; 2) простота механизма выборов; З) корректируемость результатов выборов в случае разочаровани я избирателей в депутатах. При мажоритарной системе большинство, полученное победившей стороной, может быть двух видов — абсолютное и относительное. В первом случае победителем считаетс я кандидат, завоевавший 50% плюс один голос от числа всех участвовавших в голосовании избирателей. В том случае, если ни один кандидат не получает требуемого числа голосов, назначаетс я второй тур, в котором принимают участие два кандидата, завоевавшие наибольшее число голосов в первом туре. Во втором туре победителем становитс я уже кандидат, набравший относительное большинство голосов. включить в эти списки наиболее известных людей. Как и мажоритарна я , пропорциональна я система имеет две разновидности: пропорциональна я система на общегосударственном уровне; в этом случае избиратели голосуют за политические партии в масштабах всей страны; избирательные округа не выдел я ютс я ; пропорциональна я система, основывающа я с я на округах; в этом случае мандаты распредел я ютс я на основе вли я ни я партий в округах. достоинством пропорциональной системы я вл я етс я репрезентативность, обеспечивающа я наиболее адекватное представительство в парламенте различных партий и дающа я избирател я м возможность ранжировать свой выбор. Она обеспечивает обратную св я зь между государством и гражданским обществом, способствует развитию плюрализма и многопартийности. допускает эта система и возможность коррекции, т. е. замены депутата от партии, если он не отражает, партийную точку зрени я , по решению самой партии. Билет 11 основные типы отношений между человеком и политикой Содержание отношений между человеком и политикой может быть сведено к трем основным типам — приобщенности человека к политике, политическому отчуждению человека и полному сли я нию человека и политических структур.

Первый тип — состо я ние приобщенности человека к политике, выражающеес я в разнообразных формах политически активного поведени я и характеризующеес я стремлением решить те или иные жизненно важные проблемы через воздействие на систему политической власти. Среди факторов, способствующих включению человека в политику, особое значение имеют: - отождествление себ я с определенной политической силой в обществе — партией или движением; - приверженность лидеру, сто я щему во главе государства или политического движени я ; - повышение уровн я образовани я людей, стимулирующее их участие в политической жизни; - статусный рост граждан, повышающий степень их вовлеченности в политические отношени я ; - стремление достичь желаемой цели через участие в политическом движении или организации.

Второй тип отношений — состо я ние отчуждени я , или аномии, которое характеризуетс я разрывом св я зей между человеком и политической системой, сосредоточением усилий людей на реализации частных интересов. В такой ситуации нормы общественной жизни по разным причинам тер я ют свое значение, перестают регулировать поведение людей и их взаимоотношени я . Аноми я возникает как сочетание р я да психических качеств и состо я ний: - чувство бессили я людей перед ходом событий, осознание неспособности повли я ть на действи я власти; - потер я индивидом мировоззренческих опор в поведении, утрата нравственных ориентиров и ценностей; - убеждение в том, что только неодобр я емое поведение может способствовать достижению поставленных целей; - минимальна я степень уважени я или индифферентность к доминирующим в обществе ценност я м и веровани я м. Все эти состо я ни я могут наступить вследствие добровольного выбора или служить результатом целенаправленного отстранени я индивидов и социальных групп от возможности вли я ть на решение своих проблем через систему государственных органов.

Отстранение человека от власти не всегда выводит его за рамки политики и может, наоборот, способствовать концентрации социальной энергии, рано или поздно прорывающейс я в эту сферу.

Третий тип отношений — полное сли я ние человека и политической структуры, подчинение личной жизни ее потребност я м. Така я форма самореализации создает специфический тип «авторитарной личности», дл я которой характерны следующие черты: - конвенционализм — отзывчивость на внешнее давление, прин я тие внешних ценностей; - несбалансированное, покорное отношение к авторитету; - перенос ответственности и враждебности на внешние силы; - желание власти и бо я знь ее; - оправдание своего поведени я поведением других; - вера в присутствие и вмешательство в политику мистических сил, заговоров и т. д. Билет 12 права и свобода личности Содержание отношений между человеком и политикой в значительной степени определ я етс я правами человека. Они представл я ют собой гуманистичёские принципы, нормы взаимоотношений между людьми, обществом и государством, обеспечивающие индивидам возможность действовать во своему усмотрению (свободы) или получать определенные услови я жизни и блага (собственно права). Степень реализации прав человека — это основной показатель прогрессивности общественного стро я . Наиболее содержательна я классификаци я прав и свобод — их разделение в соответствии со сферами реализации на гражданские (личные), политические, экономические, социальные и культурные.

Гражданские (личные) права — это в основном естественные, неотъемлемые права человека, сформировавшиес я в процессе осуществлени я буржуазных революций, а затем конкретизированные и расширенные в практике демократических государств. Их определ я ют как первое поколение прав человека. К числу гражданских (личных) прав относ я тс я : - право на жизнь и достоинство личности; - право на свободу и личную неприкосновенность; - право на защиту чести и доброго имени; - право па неприкосновенность частной жизни и жилища; - свобода передвижени я и выбора места жительства; - свобода совести; свобода выбора национальности и я зыка общени я . Если гражданские права ориентированы на обеспечение автономии человека, то политические права создают услови я дл я его самореализации в качестве активного участника политического процесса. Они способствуют преодолению отчуждени я человека от власти, укреплению св я зей между гражданином, обществом и государством.

Политические права — неотъемлемый атрибут цивилизованного общества.

Благодар я им могут функционировать все другие права, составл я ющие основу демократической системы. К числу основных политических прав относ я тс я : - право участвовать в управлении государственными и общественными делами; - право избирать и быть избранным в органы государственной власти; - право на участие в отправлении правосуди я ; - право на объединение в общественные организации; - право на подачу петиций в государственные органы и органы местного самоуправлени я ; - право на информацию; - свобода слова; - свобода собраний, митингов и демонстраций. При тоталитарном и авторитарном режимах эти права нос я т в основном разрешительный характер, при демократическом — регистрационный.

Социально-экономические и культурные права определ я ютс я как права второго поколени я . Они сформировались в процессе борьбы народов за повышение своего Экономического уровн я и культурного статуса. Дл я их реализации требуетс я организационна я планирующа я и иные формы де я тельности государства. Нар я ду с индивидуальными правами существуют и коллективные права, которые могут осуществл я тьс я общност я ми: - право па развитие; - право на здоровую окружающую среду; - право на общее наследие человечества; - право на коммуникацию в рамках нового международного пор я дка и др. Эти права начали формироватьс я в период Второй мировой войны и получили название третьего поколени я прав человека. Билет 13 политическа я социолизаци я Включение индивида в политику невозможно без усвоени я политических знаний, норм, ценностей, традиций, поведенческих стандартов, без прин я ти я на себ я определенных политических ролей. Этот процесс называетс я политической социализацией. По мере его развертывани я формируютс я политическое сознание и поведение личности, происходит ее становление как субъекта политики.

Политическа я социализаци я имеет две стороны — объективную и субъективную. Перва я св я зана с воздействием на человека всей совокупности существующих социально-экономических, политических и духовных факторов.

Субъективна я сторона политической социализации определ я етс я сознательной, целенаправленной де я тельностью власти ню формированию у людей определенных политических качеств. Эту функцию выполн я ют различные учреждени я воспитани я , обучени я и профессиональной подготовки членов общества, средства массовой информации.

Политическа я социализаци я осуществл я етс я в двух основных формах, которые св я заны между собой, — пр я мой и косвенной. При пр я мой социализации содержание приобретаемых индивидом ориентаций носит я вно выраженный политический характер (например представлени я о политическом и государственном строе, о де я тельности партий и движений, о характере избирательной системы или идеологий и т. д.). В случае косвенной социализации индивидом вырабатываютс я такие ориентации, которые сами по себе не я вл я ютс я политическими, но в то же врем я вли я ют на политическое поведение. В зависимости от характера политических ценностей и норм, предписывающих индивидам определенные образцы политического поведени я , в политической науке выдел я ют следующие типы социализации — гармонический, плюралистический, конфликтный и гегемонистский.

Гармонический тип политической социализации предполагает зрелость демократических традиций и наличие гражданского общества, рациональное и уважительное отношение индивида к правопор я дку и государству, выполнение им своих гражданских об я занностей. Дл я плюралистического типа политической социализации характерны: преимущественно опосредованное взаимодействие личности с властью через культурно-этнические группы или партии, подвижность и изменчивость политических ориентаций граждан, способность участников политического процесса к достижению консенсуса на основе ценностей либеральной цивилизации.

Конфликтный тип политической социализации формируетс я в услови я х межгрупповой борьбы, затрудн я ющей достижение согласи я носител я ми различных ценностей друг с другом и с властью.

Наконец, гегемонистский тип политической социализации предполагает вхождение человека в политику исключительно за сёчет признани я ценностей какого-то класса, религии или идеологии. Билет 14 Пон я тие и сущность власти Власть как такова я представл я ет собой особый вид общественных отношений, присущий человечеству на всех этапах его развити я . Через властные отношени я реализуетс я объективна я потребность общества в саморегул я ции и самоорганизации. Смысл, исторически закрепившийс я за пон я тием власть, про я вл я етс я в таких терминах, как господство, вли я ние, подчинение, насилие, авторитет. Эти термины указывают па отдельные функции и формы власти, на доминирование тех или иных признаков.

Власть в обществе имеет источник и основные параметры масштабы, объем, врем я и пространство.

Источник власти — то, что дает ей начало, откуда она исходит, а именно народ, его стремление к упор я доченности общественной жизни.

Конкретными источниками власти могут быть потребности общества, законодательство, вол я монарха и т. п.

Масштабы власти — это характеристика значени я , размаха, размеров вли я ни я той или иной власти. Объем власти — это количество власти, сосредоточенное в чьих-то руках или в каких-то органах. Врем я власти — это период функционировани я данной власти, того или иного властного органа.

Пространство власти — это определенные площади, территории и регионы, в пределах которых данна я власть эффективна или по крайней мере формально функционирует. Пон я тие политическа я власть отражает способность и возможность индивидов или групп оказывать определ я ющее воздействие на общество, проводить свою волю в управлении им, мобилизовывать большие массы людей на достижение поставленных целей, регулировать отношени я между отдельными группами.

Ресурсы власти — это средства воздействи я субъекта на объект в соответствии с поставленными цел я ми.

Различают экономические, социальные, культурно-информационные, демографические и принудительные ресурсы. Билет 15 лигитивность и легальность власти Важными характеристиками власти я вл я ютс я легитимность и легальность.

Политическа я легитимность — это общественное признание власти и ее права па управление.

Легальность власти — это ее нормативноправова я закрепленность, узаконенность в соответствующих государственных документах.

Первое пон я тие носит скорее оценочный, этический характер, второе — юридический. Пон я тие легитимности имеет три измерени я : - народна я легитимность, или признание обществом правомочности прав я щей элиты; она может основыватьс я На традици я х, идеологии, конституции, выборах; - внешн я я » легитимность, или признание режима и его прав я щих групп со стороны других государств, международных организаций и вли я тельных кругов, формирующих общественное мнение; - лёгитимность дл я се6 я , т. е. правители сами выдвигают некий комплекс соображений, которыми оправдывают свою власть и действи я по ее удержанию. Друга я характеристика политической власти — легальность — предполагает способность власти действовать в рамках установленных ею норм. Отказ власти от этих норм нарушает упор я доченность социально-политических отношений, предопредел я ет ее неэффективность. Така я власть может становитьс я просто опасной дл я общества. Билет 16 происхождение, виды и функции политических элит Теории элит возникли в конце ХIХ—начале ХХ в. Их создатели В. Парето, Е Моска и Р. Михельс исходили из того, что при любой форме власти меньшинство, наделенное особыми достоинствами, руководит массами, В. Парето назвал его элитой, а Е Моска — политическим классом. Италь я нский ученый Вильфредо Парето (1848—1923) был первым, кто сделал элиту объектом научного анализа.

Принадлежность к элите он определ я л выдающимис я качествами людей, обеспечивающими им власть.

Ценностный подход к элите стал отправной точкой дл я обосновани я закона «круговорота элита. Вы я вленные исследовател я ми черты элит позвол я ют дать определение политической элиты. Это относительно интегрированна я группа (или совокупность групп), занимающа я руковод я щие позиции в общественных институтах и вли я юща я на прин я тие властных решений. В демократических обществах она в той или иной мере подконтрольна гражданам и открыта дл я вхождени я в ее состав лиц, обладающими необходимой квалификацией, политически активных. Элита делитс я на высшую, котора я принимает значимые дл я государства решени я ; среднюю, участвующую в подготовке и реализации решений; административную, предназначенную дл я исполнительной де я тельности, однако на деле обладающую большим вли я нием на политику. Высша я политическа я элита включает в себ я политическое руководство государства — монарха, президента, премьер-министра, спикера парламента, лидеров ведущих партий и фракций в парламенте. Это ограниченный круг людей, который включает несколько сотен человек. Средн я я политическа я элита формируетс я из выборных должностных лиц — парламентариев, сенаторов, депутатов, губернаторов, лидеров различных партий и общественных движений.

Административна я (бюрократическа я ) элита — это высший слой государственных служащих (чиновничества), занимающих руковод я щие должности в органах государственного управлени я . Политические элиты выполн я ют в обществе следующие функции: - выражение совокупного интереса представл я емых ими классов или слоев, разработка механизмов реализации этих интересов; - формирование и реализаци я политического курса на основе учета всех социальных интересов, защита общенациональных интересов; - расстановка руководителей на различных участках государственного управлени я , выдвижение политических лидеров - защита ценностей, характерных дл данного общества, и обеспечение на их основе консенсуса по главным направлени я м де я тельности государства, Билет 17 механизм формировани я политических элит Важный аспект теории политических элит — вопрос о механизме их формировани я и воспроизводства. Этот механизм включает системы и каналы элитообразовани я . Системы рекрутировани я политических элит определ я ют: кто, как и из какой среды осуществл я ет отбор, каковы его пор я док, критерии и побудительные мотивы. От характера рекрутировани я политический элит во многом завис я т социальна я представительность и качественный состав различных органов власти.

Каналами рекрутировани я элит называют пути продвижени я новобранцев в системе политической иерархии.

Существуют две основные системы рекрутировани я элит — антрепренерска я и система гильдий. В реальной действительности они в той или иной форме сочетаютс я , и недостатки одной компенсируютс я достоинствами другой.

Антрепренерскую систему отличают: - открытость, широкие возможности дл я представителей любых общественных групп претендовать на зан я тие лидирующих позиций; - небольшое число институциональных фильтров, т. е. формальных требований дл я зан я ти я должностей; - широкий круг участвующих в отборе, в который могут войти все избиратели страны; - высока я конкурентность отбора, острота соперничества за зан я тие руковод я щих должностей; - первостепенна я значимость личных качеств, индивидуальной активности, умени я найти поддержку избирателей. Дл я системы гильдий характерны: - закрытость, отбор претендентов на высокие посты главным образом из низших слоев самой элиты, их медленное постепенное продвижение по ступен я м служебной иерархии; - высока я степень институционализации процесса отбора, наличие многочисленных фильтров — формальных требований дл я зан я ти я должности: партийность, возраст, стаж работы, образование, уровень занимаемой ранее должности, положительна я характеристика, национальность и т. д.; - узкий, относительно закрытый круг селектората, в который, как правило, вход я т лишь члены вышесто я щего руковод я щего органа или даже один первый руководитель — глава правительства или фирмы, первый секретарь райкома партии и т. п.; - тенденци я к воспроизводству существующего типа элиты, вытекающа я из вышеизложенных характеристик. Билет 18 природа и сущьность политического лидерства Под лидерством понимаетс я механизм взаимодействи я лидеров и ведомых.

Основными аспектами лидерства я вл я ютс я : 1) способность лидера точно оценить ситуацию, найти оптимальные решени я сто я щих проблем, мобилизовать людей на выполнение решений; 2) прин я тие ведомыми идей лидера, готовность сознательно и добровольно подчин я тьс я ему.

Политический лидер — это человек, который руководит политическими процессами, оказывает вли я ние на социальное поведение индивидов, групп, слоев и общества в целом.

Вместе с тем он не только субъект, по и объект политики. В решении различных проблем лидер всегда испытывает вли я ние и давление различных заинтересованных сторон и должен быть готов к воспри я тию их требований, к различным компромиссам.

Политическое лидерство можно определить как легитимное вли я ние лица (или группы лиц) на общество, организацию или группу, как механизм и конкретные способы реализации власти. Оно отражает объективную потребность политического сообщества или отдельных его частей в сознательной саморегул я ции и саморазвитии. В структуре политического лидерства обычно выдел я ют три главных компонента: 1) личностные качества лидера; 2) инструменты осуществлени я власти; З) ситуацию, в которой действует лидер и вли я ние которой испытывает.

Комбинаци я этих трех компонентов во многом определ я ет становление лидера и эффективность его де я тельности.

Качества лидера исследователи объедин я ют в три группы — природные, нравственные и профессиональные. К числу необходимых лидеру природных качеств относ я т силу характера, решительность, интуицию, магнетизм личности. К числу нравственных качеств относ я т гуманизм, ответственность, честность.

Необходимыми лидерам профессиональными качествами ученые считают аналитические способности, умение быстро и точно ориентироватьс я в обстановке, компетентность, гибкость, готовность к компромиссам.

Очевидно, что реальные лидеры не я вл я ютс я носител я ми всего набора перечисленных качеств. Он рассматриваетс я как идеал. Пон я тие, инструменты власти включает все, на что может опиратьс я лидер в достижении поставленных целей. Это политические партии, законодательные органы, суды, бюрократический аппарат, средства массовой информации. При определенных обсто я тельствах эти инструменты могут быть и факторами, противодействующими лидеру в выполнении политических задач.

Наконец, третий компонент политического лидерства — это ситуаци я , с которой он сталкиваетс я . Ситуаци я может быть спокойной и кризисной, благопри я тной и не благопри я тной дл я де я тельности лидера. В соответствии с ней должны мен я тьс я и методы действий. Билет 19 типологи я политического лидерства В политологии существуют различные классификации политического лидерства. Одна из первых типологий основана на определении корней лидерства. Она восходит к учению М. Вебера о способах легитимации власти. В соответствии с этими способами выдел я ютс я три типа лидерства. 1. Традиционное (вожди племен, монархи), опирающеес я на обычаи и традиции.

Характерно в основном дл я доиндустриального общества. 2. Рационально-легальное, которое легитимируетс я законом. В современных услови я х основной путь обретени я лидером политической власти — всеобщие выборы. 3. Харизматическое, основывающеес я на вере в выдающиес я качества и способности руководителей. В зависимости от целей, которые став я т лидеры, и оказываемого ими воздействи я на общество американский политолог Р. Таккер выделил три типа лидеров — консерваторы, реформаторы и революционеры.

Применительно к России отечественный ученый А. И. Пригожин предложил типологию политического лидерства, основывающуюс я на способе получени я лидирующих позиций. По его мнению, истори я России и СССР знает следующие типы политического лидерства: - наследование, т. е. прин я тие власти по родству детьми или другими близкими родственниками монарха; - самозванство, т. е. захват власти с помощью силы, не легитимно; уступающий тип лидерства, возникающий в ситуации, когда спасение системы стало возможно через ее преобразование под давлением новых мировых и отечественных реалий; в качестве примера можно привести М. С. Горбачева; - инверсионный тип лидерства, который про я вл я етс я в признании лидера не столько в св я зи с его иде я ми и заслугами, сколько из-за его преследовани я предыдущей властью; - конструктивный тип лидерства, сформировавшийс я на основе конструктивной программы. Билет 20 структура и функции политических систем В отечественной литературе политическа я система определ я етс я как комплекс институтов и организаций, осуществл я ющих политическую власть, а также взаимосв я зей и отношений, возникающих в процессе осуществлени я политической власти. ( В структуре политической системы общества функционируют следующие подсистемы: институциональна я , регул я тивна я , функциональна я , коммуникативна я и политико-идеологическа я . Институциональна я подсистема — это каркас политической системы общества, ее «несуща я конструкци я . Она включает органы государственной власти, политические партии и общественные движени я , многочисленные общественные организации, избирательную систему, средства массовой информации и др.

Именно здесь создаетс я нормативно-правова я база дл я функционировани я всей политической системы, определ я ютс я формы ее воздействи я на другие общественные системы, вырабатываетс я международна я политика. Этой подсистеме принадлежит ключева я роль в политической системе. Регул я тивна я подсистема — это правовые и моральные нормы, традиции и обычаи, господствующие в обществе политические взгл я ды, воздействующие на политическую систему.

Функциональна я подсистема — это формы и направлени я политической де я тельности, методы осуществлени я власти.

Обобщенное выражение все это находит также в пон я тии политический режим.

Коммуникативна я подсистема охватывает все формы взаимодействи я между различными элементами политической системы, между политическими системами разных стран.

Политико-идеологическа я подсистема включает совокупность политических идей, теорий и концепций, да основе которых возникают, формируютс я и развиваютс я различные общественно-политические институты. Она играет существенную роль в определении политических целей и путей их достижени я . Взаимодейству я с внешней средой, политическа я система выполн я ет следующие функции.

Управление обществом. Эта функци я заключаетс я в определении целей развити я , в выработке и реализации политического курса, в контроле за де я тельностью всех элементов системы, в ее идеологическом и информационном обеспечении.

Интегративна я функци я , обеспечивающа я консолидацию общества, урегулирование конфликтов. Регул я тивна я функци я , про я вл я юща я с я в регламентации политического поведени я и политических отношений, в нормотворчестве и выработке эталонов общественно приемлемого поведени я . Функци я политической коммуникации, обеспечивающа я св я зь между элементами политической системы, а также между системой и средой.

Циркул я ци я информации по всему контуру («вход» «выход» и «обратна я св я зь») дает возможность властным структурам принимать решени я , обеспечивать поддержку системы управлени я со стороны населени я , формировать общественное мнение. Билет 21 демократический режим Демократию как тип политического режима характеризуют следующие признаки: Политическа я власть имеет легитимный характер и осуществл я етс я в соответствии с законами.

Общество участвует в формировании и осуществлении государственной власти непосредственно (пр я ма я демократи я ) и опосредованно, через избранных представителей (представительна я демократи я ). Ветви власти — исполнительна я , законодательна я и судебна я независимы и уравновешивают друг друга. Это обеспечивает баланс различных социальных сил, преп я тству я опасному дл я общества бесконтрольному сосредоточению власти.

Юридически закреплены и в полном объеме реализуютс я права и свободы человека, прежде всего права личности.

Главный принцип — «все, что не запрещено, — разрешено». Неотъемлемым элементом политического процесса я вл я етс я оппозици я . Она пользуетс я теми же правами и возможност я ми, что и прав я щее большинство.

Призывы к изменению формы государственного устройства запрещены законом.

Функционирует многопартийна я система, в рамках которой конкурирующие партии могут смен я ть друг друга у власти в результате выборов.

Средства массовой информации свободны и независимы от цензуры.

Общество относитс я к ним как к «четвертой власти». В обществе отсутствует официальна я идеологи я . В услови я х плюрализма идейные течени я соперничают друг с другом при сохранении общенациональных мировоззренческих ценностей. Элиты открыты дл я : социальной мобильности, пополнени я наиболее способными представител я ми населени я ; посто я нного обратного вли я ни я со стороны общества, про я вл я ющегос я , в частности, в избирательных кампани я х.

Силовые структуры (арми я , полици я , органы безопасности) наход я тс я под контролем общества и используютс я только по пр я мому назначению в соответствии с существующими законами. При любой форме государственного устройства — унитарной или федеративной— власть на местах имеет большие полномочи я . В полном объеме соблюдаютс я права национальных меньшинств. Билет 22 тоталитарный режим Тоталитарный режим характеризуетс я абсолютным контролем власти над общественной и частной жизнью.

Термин тоталитаризм был введен в политический лексикон вождем италь я нских фашистов Б. Муссолини.

Сначала его использовали дл я обозначени я фашизма, ас 1930-х гг. он примен я лс я и в отношении СССР. Характерные черты тоталитаризма следующие: Высока я концентраци я власти, ее проникновение во все сферы жизни общества.

Власть претендует на роль выразител я высших интересов народа; общество отчуждено от власти, но не осознает этого. В тоталитарном сознании власть и народ предстают как единое, неразделимое целое.

Формирование органов власти осуществл я етс я бюрократическим путем и неподконтрольно обществу.

Управление осуществл я ет господствующий слой — номенклатура.

Существует единственна я прав я ща я парти я во главе с харизматическим лидером. Ее партийные я чейки пронизывают все производственно-организационные структуры, направл я я их де я тельность и осуществл я я свой контроль.

Попытки создани я альтернативных политических и общественных объединений подавл я ютс я . Происходит сли я ние госаппарата с аппаратом прав я щей партии и общественных организаций.

Демократические права и свободы нос я т декларативный, формальный характер.

Вместе с тем государство выполн я ет определенные социальные функции, гарантиру я право на труд, образование, отдых, медицинское обслуживание и пр. В обществе функционирует только одна идеологи я , претендующа я на монопольное владение истиной. Все иные идейные течени я подвергаютс я преследованию.

Оппозиционные взгл я ды про я вл я ютс я преимущественно в форме диссидентства. В тоталитарных идеологи я х истори я предстает преимущественно как закономерное движение к определенной цели (мировое господство, построение коммунизма). Во им я этой цели оправдываютс я любые средства.

Идеологи я базируетс я па социальных мифах (руковод я ща я роль рабочего класса, превосходство арийской расы и пр.), превраща я сь в светскую форму религии.

Тоталитарный режим образно определ я ют как «идеологию у власти». Власть обладает монополией на информацию и полностью контролирует средства массовой информации, которые используютс я дл я манипулировани я общественным сознанием.

Политическа я пропаганда служит цел я м прославлени я режима, сакрализации верховной власти.

Власть располагает мощным аппаратом социального контрол я , принуждени я и запугивани я населени я . Репрессивный аппарат имеет особые полномочи я . Государственные органы жестко контролируют экономику, облада я достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов и концентрации усилий дл я достижени я узкоограниченных целей, например военного строительства, освоени я космоса.

Политическа я социализаци я имеет целью воспитать «нового человека», преданного режиму, готового на любые жертвы во им я «общего дела». Подавл я ютс я про я влени я индивидуальности, насаждаютс я представлени я о государстве как источнике распределени я всех благ, поощр я ютс я угодничество и доносительство.

Государственное устройство носит унитарный характер. Права национальных меньшинств декларируютс я , но на деле ограничены. Билет 23 авторитарный режим Авторитарный режим возникает, во-первых, в странах, где происходит смена общественного стро я , сопровождающа я с я резкой пол я ризацией политических сил, и, во-вторых, в странах, переживающих длительные экономические и политические кризисы, преодоление которых демократическими средствами невозможно.

Поскольку такие ситуации складываютс я достаточно часто, авторитаризм — я вление весьма распространенное. В частности, во второй половине ХХ в. авторитарные режимы возникли в р я де освободившихс я стран Азии, Африки и Латинской Америки. После смерти И. Сталина в СССР началась трансформаци я тоталитарного режима в авторитарный. К общим чертам авторитарных режимов относ я тс я следующие: Сосредоточение власти в руках одного человека или группы.

Носителем власти может быть харизматический лидер, монарх, военна я хунта и т. д. Как и при тоталитаризме, общество отчуждено от власти, отсутствует механизм ее преемственности. Элита формируетс я путем назначени я сверху.

Представительные органы власти могут существовать, но обычно играют незначительную роль в формировании политического курса. Права и свободы граждан ограничены главным образом в политической сфере.

Законы преимущественно на стороне государства, а не личности. В обществе доминирует официальна я идеологи я , но про я вл я етс я терпимость по отношению к другим идейным течени я м, ло я льным к прав я щему режиму.

Политика монополизируетс я властью. Де я тельность политических партий и оппозиции запрещена или ограничена.

Профсоюзы подконтрольны власти.

Государственный контроль не распростран я етс я на неполитические сферы — экономику, культуру, религию, частную жизнь.

Обширный государственный сектор жестко регламентируетс я государством. Как правило, он функционирует в рамках рыночной экономики и вполне уживаетс я с частным предпринимательством.

Экономика может быть как высокоэффективной, так и малоэффективной.

Осуществл я етс я цензура над средствами массовой информации, которым разрешаетс я Критика отдельных недостатков государственной политики при сохранении ло я льности по отношению к системе.

Власть опираетс я на силу, достаточную, чтобы в случае необходимости принудить население к повиновению.

Массовые репрессии, как при тоталитаризме, Не провод я тс я . При положительных результатах де я тельности режим может поддерживатьс я большинством общества.

Гражданское общество может существовать, но, как правило, зависит от государства.

Режиму свойственны Унитарные формы государства с жесткой централизацией власти. Права национальных меньшинств ограничены. Кроме общих черт авторитарным режимам присущи и специфические черты, в соответствии с которыми возможна следующа я их дифференциаци я : военный режим (например хунта во главе с Пиночетом в Чили, власть маршала Пилсудского в Польше); теократический режим (власть религиозного клана, установивша я с я в Иране после революции 1979 г .); монархические авторитарные режимы (Иордани я , Марокко, Саудовска я Арави я ); неоавторитарные режимы, дл я которых характерно существование массовых партий (например в Мексике) и оппозиции, проведение выборов (неконкурентные или полуконкурентные выборы имели место в Бразилии, Мексике, Южной Корее). Билет 24 сущность и генезис государства Государство — основной институт политической системы, совокупность взаимосв я занных учреждений и организаций, осуществл я ющих ‘правление обществом.

Использу я его, власть организует, направл я ет контролирует совместную де я тельность и отношени я индивидов, общественных групп и классов.

Предшественниками государства были различные формы социальной саморегул я ции и самоорганизации людей — традиции, нормы, обычаи, родои племенные образовани я , характерные дл я первобытнообщинного стро я . Государство по я вилось в результате разложени я родоплеменного ро я под действием таких факторов, как: развитие общественного разделени я труда и выделение управленческого труда в особую отрасль; возникновение частной собственности и необходимость в создании специфических норм, правил и структур, регулирующих имущественные отношени я ; потребность в вооруженной силе с целью сохранени я или приумножени я территории, собственности и т. п.; потребность общества в упор я дочении брачных отношений; социальна я природа человека, про я вл я iоща я с я в стремлении к определенным формам общежити я (семь я , государство). Государство имеет следующие отличительные признаки: суверенитет, т. е. верховенство государственной власти внутри страны и независимость во внешних делах; наличие специальной системы органов и учреждений, реализующих функции государственной власти (правительство, чиновничий аппарат); монопольное право на принуждение и соответствующие органы дл я осуществлени я этого права (арми я , полици я , службы безопасности, суд); монопольное право на издание законов и правовых актов, об я зательных дл я всего населени я ; монопольное право на взимание налогов и формирование общенационального бюджета.

Основными атрибутами государства я вл я ютс я территори я , население и публична я власть. Билет 25 правовое гос-во и гражданское общество Конституционный этап св я зан с по я влением первых конституций, вившихс я результатом Великой Французской революции 1789— 1799 гг. и Войны за независимость в Северной Америке 1775—1783 гг.

Завершенность процесса формировани я конституционного государства характеризуетс я пон я тием правовое государство.

Современна я модель правового государства характеризуетс я : всеобщностью права, в равной мере распростран я ющегос я на власть и гражданина; верховенством закона; соблюдением прав и свобод личности в соответствии со стандартами, зафиксированными во Всеобщей декларации прав человека 1948 г .; взаимной ответственностью государства и личности; разделением властей и их взаимодействием через систему «сдержек и противовесов»; законопослушанием граждан; действием в обществе демократических принципов, важнейший принцип: «разрешено все, что не запрещено». Формирование правовой государственности стало возможным в результате вызревани я гражданского общества, которое включает все виды отношений, не опосредованные государством, — экономические, политические, культурные, религиозные, семейно-родственные и пр.

Интересы и потребности групп и индивидов реализуютс я через такие институты гражданского общества, как политические партии, социальные движени я , профессиональные и творческие объединени я , территориальные и национальные сообщества, семь я , церковь и пр. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные отношени я подчиненности, а горизонтальные отношени я солидарности и конкуренции свободных и равноправных партнеров.

Экономической базой гражданского общества я вл я ютс я рыночные отношени я , самосто я тельность субъектов хоз я йствовани я . Социальную основу гражданского общества составл я ет многообразие групп и слоев при преобладании среднего класса, который включает наиболее активную часть населени я . Дл я духовной сферы гражданского общества характерны идеологический плюрализм, свобода слова.

Гражданское общество я вл я етс я сферой реализации частных интересов и потребностей, нередко расход я щихс я или противосто я щих друг другу.

Государство же как выразитель интересов всего населени я должно примир я ть или совмещать частные интересы, обеспечивать консенсус по основополагающим вопросам общественной жизни. Пон я тие «гражданское общество» по я вилось в ХУII в. в трудах Т. Гоббса и Дж. Локка. В 18—19 вв. оно получило развитие в работах Ж.-Ж. Руссо, Ш. Моннтескье, Т. Пейна, И. Канта, Г. Гегел я и других ученых. Билет 26 формы правлени я и территориального устройства Государства традиционно классифицируютс я по двум критери я м — формам правлени я и формам территориального устройства. Под формой правлени я понимаетс я организаци я верховной государственной власти, система отношений ее органов друг с другом и с населением. Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных органов власти. Формы правлени я по способу организации власти и ее формальному источнику дел я тс я на монархии и республики. В монархии источником власти я вл я етс я одно лицо, и власть передаетс я по наследству. В республике высшие органы власти формируютс я на выборной основе.

Монархии бывают двух видов — абсолютные и ограниченные, конституционные.

Абсолютна я монархи я характеризуетс я всевластием главы государства и не ограничена конституционными учреждени я ми.

Правительство назначаетс я монархом и ответственно перед ним. В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подраздел я ютс я юна три разновидности: парламентские, президентские и смешанные (полупрезидентские). Главна я особенность парламентской республики — образование правительства победившими на выборах парти я ми.

Парламент по отношению к правительству осуществл я ет р я д функций: издает законы, утверждает государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки де я тельности правительства, осуществл я ет контроль над правительством и может выразить ему вотум недовери я , что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов, представл я ет собственные варианты правительственных решений и всего политического курса. В президентской республике глава государства одновременно выступает и в качестве главы правительства. Чаще всего он избираетс я непосредственно народом, руководит внутренней и внешней политикой, я вл я етс я верховным главнокомандующим. Он сам (а в США с одобрени я сената) назначает членов кабинета министров, которые ответственны только перед ним.

Третьей основной разновидностью республики я вл я етс я полупрезидентска я республика, или смешанна я , сочетающа я в себе признаки президентской и парламентской республик. Она существует в Австрии, Ирландии, Португалии, Польше, Финл я ндии, Франции, Болгарии и некоторых других странах.

Полупрезидентска я республика не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентска я и президентска я , и в различных странах т я готеет к одной из этих форм. Ее главна я характерна я черта — двойна я ответственность правительства: перед президентом и перед парламентом. По национально-территориальному устройству государства дел я тс я на унитарные и федеративные.

Унитарное государство отличают едина я конституци я , признаваема я на всей территории, единое гражданство, едина я система права и судебна я система, отсутствие самосто я тельности у административнотерриториальных единиц.

Федераци я отличаетс я от унитарного государства тем, что вход я щие в нее территориальные единицы (штаты, провинции, кантоны, республики) я вл я ютс я субъектами государственного суверенитета. Это устойчивый союз государств, самосто я тельных в пределах распределенных между ними и центром компетенций и имеющих собственные органы власти. Билет 27 парти я как политический институт Политическую партию можно охарактеризовать как организованную группу единомышленников, представл я ющую интересы части народа и стрем я щуюс я реализовать их путем завоевани я государственной власти или участи я в ее осуществлении.

Основными отличительными признаками политической партии я вл я ютс я : св я зь с определенным классом, социальным слоем, группой или их совокупностью, т. е. наличие социальной базы; существование определенной программы де я тельности, отражающей мировоззренческие установки членов партии; наличие формализованной организационной структуры (членство, субординаци я органов, партийный аппарат и т. п.); установка на достижение политической власти и действи я по ее реализации. Место и роль партии в политической системе во многом определ я ютс я ее функци я ми.

Важнейшими среди них прин я то считать следующие: агрегирование и представительство социальных интересов; выработка программных установок и политической линии партии; формирование общественного мнени я , политическа я социализаци я граждан; участие в борьбе за власть и управление обществом. В рамках названных функций решаютс я частные, конкретные дачи.

Содержание, формы и методы осуществлени я одних и тех же функций отличаютс я у партий различных типов.

Имеютс я и специфические функции, выполн я емые некоторыми парти я ми в силу особенностей их развити я и положени я . Основна я политическа я функци я партий — борьба за власть и ее осуществление. В услови я х современной демократии эта функци я включает: участие в выборах органов центральной и местной власти; парламентскую де я тельность партийных фракций; политическое рекрутирование; управление государством. Билет 28 типологи я партий и партийных систем В зависимости от отношени я к идеологии партии подраздел я ют на прагматические и доктринальные.

Прагматические гартии опираютс я в большей степени на программу или лидера, а не на идеологии и принципы.

Доктринальные партии в своей де я тельности исход я т из определенной идеологии, скажем социалистической, религиозной или националистической. По идеологическому признаку партии можно разделить на: консервативные, стрем я щиес я сохранить общественный строй, допуска я при этом незначительные изменени я ; реформистские, ориентирующиес я на значительные преобразовани я существующего стро я при сохранении его основ; революционные, отвергающие существующий строй и став я щие своей целью его замену; реакционные, ориентирующиес я на частичный или полный возврат к прежнему строю. По месту в политическом спектре различают следующие партии.

Правыми в политологии называют тех, кто отстаивает сильное государство, охран я ющее частную собственность.

Левыми называют тех, кто ориентирован на общественную собственность, выступает за социальное равенство, претендует на роль выразител я интересов труд я щихс я . Обычно это коммунистические рабочие партии; По отношению к другим элементам политической системы партии подраздел я ютс я на демократические, тоталитарные и авторитарные.

Демократические партии характеризуютс я толерантностью по отношению к другим парти я м и организаци я м, готовностью к конкуренции в рамках плюрализма. В отличие от них тоталитарные партии стрем я тс я к абсолютному подчинению других политических институтов, в том числе государственных органов. Дл я них характерна жестка я регламентаци я членства, отсутствие фракций, первостепенное значение идеологического фактора.

Авторитарные партии действуют, как правило, в развивающихс я странах и возникают из модернизаторских или национальных движений, противосто я щих колониальному правлению. Они используют преимущественно силовые методы, ограничивающие политические свободы. В зависимости от отношени я к режиму партии подраздел я ютс я прав я щие и оппозиционные.

Последние, в свою очередь, можно делить на: легальные, т; е. зарегистрированные государством; полулегальные, т. е. не зарегистрированные государством; нелегальные, действующие в услови я х конспирации и подполь я . Обычно среди нелегальных— революционные или радикально-националистические партии, став я щие своей целью насильственное свержение существующего стро я . Кадровые партии возникли в процессе эволюции с середины ХIХ в. на основе электоральных комитетов и парламентских групп. Они немногочисленны по своему составу и состо я т из профессиональных политиков, опирающихс я на финансовую поддержку привилегированных слоев общества.

Массовые партии представл я ют собой централизованные образовани я с жесткой организацией и уставным членством. Билет 29 пон я тие ''групп интересов'' и типы групп интересов В политологии группы интересов определ я ютс я как добровольные организации, созданные дл я выражени я и представительства интересов вход я щих в них людей во взаимоотношени я х как с другими группами и политическими институтами, так и внутри самих организаций. В современном демократическом обществе существует множество добровольных объединений людей. Выдел я ют 5 типов групп интересов: организованные группы в сфере экономики и трудовых отношений (предпринимательские ассоциации, союзы потребителей, профсоюзы); организованные группы в социальной сфере (объединени я ветеранов, общества инвалидов, благотворительные союзы); организованные группы в сфере досуга и отдыха (спортивные союзы, союзы филателистов, общества собаководов и т. д.); организованные группы в сфере религии, науки и культуры (церкви, секты, научные ассоциации, творческие союзы художников, писателей, композиторов и т. д.); организованные группы в политической сфере (экологические, антивоенные, правозащитные движени я ). По характеру де я тельности группы интересов раздел я ютс я на одноцелевые и многоцелевые. К одноцелевым группам могут относитьс я , скажем, лоббистские структуры, стрем я щиес я обеспечить прин я тие какого-то определенного законодательного акта в парламенте. Они организуютс я только дл я достижени я данной цели, а потом либо распадаютс я , либо переориентируютс я на решение другой конкретной задачи. Де я тельность многоцелевых групп многопрофильна и не ограничиваетс я конкретной задачей.

Многие группы интересов не только взаимодействуют с правительством по поводу прин я ти я решений различных сферах управлени я , но и могут заниматьс я , скажем, организацией избирательных кампаний.

Многопрофильны по характеру своей де я тельности группы, представл я ющие разнообразные интересы деленных слоев, например профсоюзы шахтеров, работников образовани я , здравоохранени я и т. п. Билет 30 политическа я роль общественных организаций и движений Общественна я организаци я - это добровольное объединение граждан на основе общности интересов, имеющее относительно устойчивую организационную структуру, фиксированное индивидуальное или коллективное членство. дл я общественной организации характерны наличие устава, управленческого аппарата, относительна я стабильность состава, материальное участие ее членов в создании имущественной основы (членские или целевые взносы). Основой общественно-политических движений я вл я етс я солидарна я активность граждан, направленна я на достижение общей цели. Ядром таких движений я вл я ютс я инициативные группы, клубы, союзы.

Общественные движени я отличаютс я массовостью, широкой социальной базой, организационной и идейной аморфностью, нестабильностью ориентации и состава, нередко стихийностью и спонтанностью действий. К числу основных функций всех организаций и движений относ я тс я следующие: 1. Вы я вление и удовлетворение интересов и потребностей членов объединени я . Эти интересы и потребности первоначально могут выступать в весьма неопределенной личностной и эмоциональной форме.

Общественные организации и движени я преобразуют такие расплывчатые взгл я ды и мнени я в четкие требовани я , программы, способству я тем самым артикул я ции интересов своих членов. Нар я ду с политическими парти я ми общественные организации и движени я в определенной степени решают и задачу агрегации интересов, т. е. согласовани я посредством дискуссий множества частных требований и установлени я между ними определенной иерархии и приоритетов.

Особое значение эта функци я организаций и движений приобретает в услови я х неразвитой партийной системы. 2. Функци я социальной интеграции и мобилизации. Она предполагает объединение и организацию членов группы и их сторонников вокруг целей данного формировани я . Эта функци я может иметь и более широкий контекст вследствие того, что общественные организации и движени я привлекают внимание населени я к острым проблемам, выдвигают свои варианты их решени я , добиваютс я поддержки своих начинаний. З. Функци я социализации.

Привлека я своих членов к решению общественно значимых проблем, организации и движени я способствуют формированию их жизненной позиции, повышению политической образованности и культуры. 4. Репрезентативна я функци я предполагает представительство и защиту интересов членов общественных объединений во взаимоотношени я х с политическими институтами. 5. Функци я моделировани я новых общественных структур, поиск и испытание нетрадиционных форм социальных св я зей и стил я жизни. Билет 31 выборы как политический институт Выборы — способ смены прав я щих элит через волеизъ я вление населени я , инструмент легитимации и стабилизации власти. Они позвол я ют вы я вить расстановку политических сил в государствах, штатах, земл я х и т. д., определ я ют степень довери я общества к парти я м и их программам. В ходе избирательного процесса особенно активно осуществл я етс я политическа я социализаци я , усваиваютс я политические ценности, приобретаютс я политические навыки и опыт.

Наконец, выборы — это и форма контрол я населени я за прав я щей элитой. Если власть не выражает интересы избирателей, выборы дают возможность сменить ее, передать бразды правлени я оппозиции, котора я , как правило, идет на выборы с критикой существующего правительства. В преддверии выборов под давлением избирателей правительство может скорректировать курс, стрем я сь заручитьс я поддержкой избирателей. В основе законодательной регламентации выборов лежат три принципа. это обеспечение равных возможностей дл я всех участвующих партий и кандидатов. Его суть состоит в предоставлении всем равного максимального лимита расходов на проведение выборов. С этой целью во многих странах государство берет на себ я финансирование предвыборных кампаний и в то же врем я ограничивает суммы пожертвований частных лиц и организаций в фонды партий и кандидатов. так называемый принцип ло я льности. В соответствии с ним кандидаты должны про я вл я ть терпимость по отношению к соперникам, воздерживатьс я от некорректных действий. нейтралитет государственного аппарата, его невмешательство в ход предвыборной борьбы, ло я льность по отношению ко всем участникам.

оценка ноу хау в Брянске
оценка наследства в Смоленске
оценка стоимости облигаций в Курске

НАШИ КОНТАКТЫ

Адрес

Российская Федерация

НОМЕР ТЕЛЕФОНА

8-800-536-77-03

График

24 / 7 , без выходных

Email

zakaz@​​​greendiplom.ru

ДОСТУПНО 24 ЧАСА В ДЕНЬ!
Thank you! Your message has been sent.
Unable to send your message. Please fix errors then try again.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ