Ответы на билеты по политологии (2006г.)

Первые политические научные и учебные заведени я возникли в Европе и США в 70-90х годах 19века. В качестве самосто я тельной дисциплины полит наука оформилась после 2-й мировой войны. В развитии полит науки выдел я ют 3 этапа: институциональный бихевиористический (поведенческий) постбихевиористический На первом этапе (институциональном) первая треть 20в политика рассматривалась как взаимодействие социальных институтов и групп. На втором этапе развития полит наука 30-60годах перешла от описания формальных институтов к анализу систематически наблюдаемого поведения конкретных индивидов, к изучению мотивации поведения людей. На третье этапе проявляется стремление преодолеть эмпиризм, реализуется потребность в создании концепций и теорий, которые давали бы ориентир в обилии фактов. В это время (с 70х годов) политология обогатилась такими методами как: системный, сравнительный, функциональный, моделирование, логико-математические.

Американская полит наука выделилась из группы исторических дисциплин и изначально имела прагматический характер. Она формировалась преимущественно на практических основах.

Европейская школа сложилась под влиянием традиционных направлений общественной мысли: философского, юридического, социального.

Согласно Европейской традиции полит наука представляет собой лишь одну из наук о политике. В 60-х годах в рамках полит науки начала формироватьс я прикладна я политологи я , она концентрирует внимание на решении конкретных полит проблем, разрешении полит конфликтов, на технологии полит переговоров, определений и моделей определени я избирателей. Билет 2 Методы и функции 1) Теоретические методы: 1. ценностно-нормативный (позвол я ет рассматривать полит я влени я с точки зрени я их соответстви я морали, справедливости, общему благу) 2. социологический (анализируетс я зависимость политики от общества, соц. обусловленность полит я влений.

Изучаетс я эк отношени я , соц. структуры, общ группы) 3. бихевиористский ( альтернатива юридическому методу.

Изучает поведение индивидов и групп как взаимосв я зь «стимула и реакции». Не позвол я т представить мир политики целостно, вы я вить взаимосв я зь его различных компонентов) 4. системный (раскрывает устойчивые взаимосв я зи элементов политики и тем самым определ я ет возможности приспособлени я политики к услови я м внешней среды) 5. структурно-функциональный (предполагает рассмотрение политики как скоординированного взаимодействи я элементов, составл я ющих его структуру) 6. психоанализ (учет иррациональных факторов полит де я тельности) 7. сравнительный (сопоставление однотипных полит я влений, которые происход я т в разных странах и культурных средах) 8. исторический (концентрирует внимание на эволюции полит я влений и процессов во времени и пространстве) 2) Эмпирические методы: 1. эмпирический (ориентирован на изучение конкретных я влений в политике) 2. метод наблюдени я (направленное воспри я тие каких-то я влений, событий, процессов) 3. опрос (позвол я ет получать информацию о политическом сознании граждан) 4. контент-анализ (систематическа я числова я обработка, оценка содержани я информационных источников. Могут быть получены сведени я о приоритетных цел я х государства, президентах, лидерах тех или иных партий) 5. «фокус-группы» (вы я снение отношени я различных слоев общества к какому-то событию) 3) общенаучна я (логические) анализ, синтез, аналоги я , индукци я , дедукци я Функции: Социальна я роль политологии определ я етс я выполн я емыми ею функци я ми — теоретической, методологической, практической, прогностической и воспитательной.

Теоретическа я функци я предполагает анализ конкретных политических я влений и процессов, выработку определенных ценностей и идеалов политической жизни, обогащение политического знани я в целом.

Методологическа я функци я политологии заключаетс я в разработке принципов и способов познани я политических реалий, категориального аппарата этой науки.

Практическа я функци я политологии заключаетс я в определении способов, методов и средств рационализации политической жизни, выработке рекомендаций дл я властных структур, предварительной экспертизе политико-управленческих решений с точки зрени я ожидаемого от них эффекта.

Прогностическа я функци я политологии предполагает определение ближайших и отдаленных перспектив развити я стран и регионов, моделирование будущих политических процессов.

Возможности прогнозировани я расширились благодар я привлечению в сферу общественных наук методов и средств точных и естественных наук.

Воспитательна я функци я политологии состоит в формировании политического сознани я и политической культуры граждан, в осуществлении их политической социализации, в обеспечении функционировани я демократического общества. Билет 3 Российска я политическа я наука Возникновению политологии в СССР и России предшествовало длительное накопление знаний о политике и политической жизни. После прин я ти я страной христианства вплоть до ХIХ в. российска я политическа я мысль развивалась в рамках православного мировоззрени я . Как и на Западе, она имела отчетливо выраженную функцию — содействие установлению наилучших форм правлени я , созданию эффективных властных структур. С конца 18в. в российской политической мысли началось формирование либерального, консервативного и радикального направлений.

Тоталитарный режим в СССР не был заинтересован в развитии общественных наук, в частности политологии.

Объективное знание общества о самом себе поставило бы перед ним р я д нежелательных вопросов: о разделении властей, о многопартийности, о гражданском обществе, об альтернативных выборах и, наконец, о легитимности самого советского режима. Оно стимулировало бы размышлени я о я влени я х и процессах, которым невозможно было найти объ я снение в работах классиков марксизма.

Именно поэтому в СССР до второй половины 1980-х гг. политологи я не признавалась как самосто я тельна я наука и трактовалась как антимарксистска я , буржуазна я лженаука.

Тормозом в становлении политологии, социологии и р я да других дисциплин было также «сопротивление» со стороны традиционных отраслей знани я (прежде всего философии, права, истории), которое не позвол я ло в должной мере осуществл я ть исследовани я политических процессов и я влений. Таким образом, в 1960—1980-е гг., несмотр я на отсутствие официального признани я политологии со стороны власти, в СССР шло формирование политологического сообщества, которое вело продуктивную исследовательскую де я тельность и использовало возможности научной инфраструктуры и высшей школы дл я утверждени я статуса политической науки и накоплени я знаний.

Отношение к политологии стало мен я тьс я со второй половины 1980-х гг. по мере осуществлени я демократических преобразований. В 1989 г . перестройка привела к официальному признанию политологии как научной отрасли знаний и учебной дисциплины.

Принципиальное значение дл я развити я политологии в России имеет закрепление в Конституции РФ принципа политического и идеологического плюрализма в российском обществе. Билет 4 сущность, структура и функции политики Политика (от греч. роlis —город, государство). Cуществуют различные его трактовки — субстанциональна я , институциональна я , правова я , этическа я , антропологическа я конфликтно-консенсусна я и др.Политику можно определить как де я тельность социальных групп и индивидов, направленную на обретение, организацию и использование власти как инструмента саморегулировани я общества.

Политика как я вление общественной жизни не присуща человеческому роду изначально. В первобытном, социально однородном обществе, существовавшем многие тыс я челети я , не было политики.

Власть и такие социальные институты, как род и собрание всех его взрослых членов, носили неполитический характер.

Усложнение общества но мере его развити я , по я вление в нем противоречивых интересов обусловили возникновение государства и вместе с ним политики.Следовательно, политика своим происхождением об я зана государству.

Политика существует в двух формах — идеальной и предметной. Перва я — это мыслительна я де я тельность, работа воображени я , теоретическое проектирование, планирование и т. д.

Предметную, материальную форму политики образуют устройство и функционирование органов власти, политических партий и движений и т. д.

Политика — это многоаспектное я вление, которое может быть классифицировано по р я ду оснований — направленности, сферам общественной жизни, видам де я тельности, содержанию и характеру, масштабности целей. По направленности политику раздел я ют на внутреннюю и внешнюю.

Содержание внутренней политики государств составл я ет де я тельность по регулированию жизни общества.

Общепризнанные цели внешней политики государств: 1) укрепление национальной безопасности; 2) наращивание потенциала — экономического, военного, научного и т. д.; З) упрочение международных позиций.

Политика представл я ет собой сложную структуру, включающую множество разнообразных компонентов — людей, организаций, отношений, действий. Все многообразие этих компонентов может быть сведено к трем группам — субъектам, объектам и ресурсам.

Субъекты политики — это носители целенаправленного политического действи я : государства, партии, профсоюзы, политические движени я , индивиды, социальные общности, СМИ. К числу субъектов политики иногда относ я т и социальные институты, преимущественно неполитического назначени я , оказывающие заметное вли я ние на политику: церковь, университеты, различные ассоциации и т. д. Самый общий объект политики — это общество во всей совокупности протекающих в нем процессов. В этом случае активность субъекта политики направлена на придание таким процессам направленности, соответствующей его интересам.

Конкретными объектами политики я вл я ютс я основные сферы жизни общества: те институты, социальные группы, общности и индивиды, на которые в определенных цел я х оказываетс я политическое воздействие.

Наконец, ресурсы политики — это элементы материальной и духовной среды, используемые субъектами политики дл я воздействи я на объекты с целью их изменени я . Выдел я ют 4 группы ресурсов: 1) материально-технические, включающие технические и информационные средства, энергетические, продовольственные и иные материалы; 2) человеческие — люди, принимающие участие в политических действи я х или оказывающие им поддержку, степень их вовлеченности в политические процессы; З) духовные — эмоциональный настрой участников политического действи я , степень понимани я ими и поддержки целей и установок субъекта политики 4) временные — мера интенсивности действий политических субъектов в единицу физического врёмени. Кроме основных компонентов в политике выдел я ют три уровн я ее функционировани я . Первый, собственно политический, макруровень, характеризует публичную власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах, государство как целое.

Второй, микроуровень, охватывает отдельные организации — партии, профсоюзы, группы интересов и т. п.

Третий, мегауровень, относитс я к де я тельности международных организаций — ООН, ОБСЕ, НАТО, ЕС и др. Билет 5 цели и ср-ва в политике Цель в политике — это идеальный желаемый результат, который служит побудительным мотивом предпринимаемых действий.

Средства в политике представл я ют собой инструменты превращени я мотивов в реальный результат: демонстрации, забастовки, пропагандистские кампании, выборы, референдумы, вооруженные действи я , этические и правовые нормы, традиции и пр. Одним из основных и действенных средств политики я вл я етс я политический я зык.

Благодар я этому средству осуществл я етс я формирование политических идеалов, ценностей и норм, обеспечиваетс я передача политической информации.

Различие между политическими цел я ми и средствами относительно, условно. То, что я вл я етс я целью в одном измерении, может быть средством в другом, и наоборот. Цели политики многообразны и противоречивы.

Основна я ее цель в социальной системе — интеграци я внутренне дифференцированного общества, сочетание конфликтующих частных устремлений групп и граждан с интересами общества как целостности. Эта цель труднодостижима ввиду сложности вли я ни я на конкурирующие частные интересы и обуздани я группового эгоизма.

Политические цели имеют сложную иерархическую структуру и различаютс я по значимости и масштабам (общие, частные), по содержанию политики (социальные, экономические, экологические, политико-юридические и пр.), по очередности (ближайшие, промежуточные, отдаленные, конечные), по сферам де я тельности (внутренние и внешние). Возможна и более дробна я классификаци я целей политики — по социальным, сословным, групповым, партийным, личным и прочим признакам. В зависимости от примен я емых средств — гуманных, умеренных или насильственных, репрессивных — различаютс я типы политики и власти, типы общества, исторические эпохи.

Существуют, например, демократические, тоталитарные и авторитарные политические системы.

Близким к пон я тию «средство» я вл я етс я пон я тие метод. Если средства — это конкретные формы вли я ни я субъектов политики на объекты, то методы характеризуют воздействие различных средств на общество. К ним относ я тс я прежде всего принуждение и убеждение, насилие и ненасилие. Билет 6 политическа я жизнь Введение в конце 1950-х гг. в научную терминологию пон я ти я «политическа я жизнь» и последующее его широкое использование позвол я ет: + рассматривать политику в единстве институционального и поведенческого аспектов ее быти я ; + укорен я ть в Массовом сознании понимание того, что политика творитс я прежде всего людьми, а ее направленность и облик завис я т ОТ их активности; + давать обобщенную оценку конкретных эпох, стран и регионов, политического поведени я наций, классов, слоев и отдельных индивидов.

Политическа я жизнь — это совокупность форм политического быти я индивидов, групп, слоев и других социальных общностей, стрем я щихс я удовлетворить свои интересы. Пон я тие ‚политическа я жизнь характеризует отношение человека и общества к политике и участие в ней, охватывает разнообразные политические я влени я , процессы и взаимодействи я . Оно аналогично пон я ти я м экономической, духовной, культурной и религиозной жизни.

Политическа я жизнь определ я етс я многими факторами — социально-экономическими, политическими, культурно-историческими, природными. Она напр я мую зависит от типа политического режима, уровн я развити я гражданского общества, состо я ни я общественного мнени я , вли я ни я идеологий и религий, де я тельности СМИ. Значительное воздействие на политическую жизнь оказывают психологи я народа, его традиции и национальные особенности. Вс я эта совокупность факторов обусловливает динамику политической жизни, переживаемые ею подъемы и спады.

Политическа я жизнь может протекать в спокойном ритме и рутинных формах, но может приобретать динамичный и даже взрывной характер.

Последнее происходит в кризисные и переломные периоды развити я общества, когда радикализируютс я политические и идейные течени я , обостр я етс я борьба за власть.

Важнейшими параметрами политической жизни общества я вл я ютс я стабильность и нестабильность. Билет 7 взаимосв я зь политики с другими сферами общественной жизни Природа политики может быть адекватно пон я та лишь с учетом ее св я зей и отношений с другими сферами общественной жизни, особенно с экономикой, моралью и правом.

Политика оказывает многоплановое воздействие на все сферы жизни социума, интегриру я их. Под вли я нием различных сфер сама политика также обретает новые качества и свойства.

Взаимодействие политики и экономики играет решающую роль в жизни общества и приобретает особую важность в периоды его реформировани я . Суть этого взаимодействи я состоит в следующем.

Глубинные корни политической де я тельности определ я ютс я прежде всего характером экономических отношений. Свое воздействие на политику экономика оказывает в основном через социальную сферу, т. е. определ я я материальное положение разных социальных групп и статус их членов. В зависимости от экономического содержани я своих интересов люди могут обращатьс я к различным способам их политического выражени я — выдвижению требований к власти, формированию партий и движений, голосованию на выборах и т. д.

Проблема сочетани я политики и морали сложна, многогранна и в различных ситуаци я х про я вл я ет себ я конкретным содержанием.

Важным условием гуманности политики я вл я етс я институционализаци я нравственных требований к ней, т. е. закрепление этих требований и санкций за их нарушение в нормах политических организаций и прежде всего в праве.

Политика самым непосредственным образом св я зана с правом. По своей сути она начинаетс я с введени я в систему управлени я обществом писанных законов. Роль права в политике заключаетс я в том, что оно, во-первых, устанавливает пределы компетенции субъектов и участников политического процесса; во-вторых, содержит ориентиры дл я постановки целей и выбора средств их достижени я ; в-третьих, защищает интересы граждан и их объединений от произвола как со стороны государства, так и со стороны других лиц. Иными словами, право и его важнейша я составна я часть — права человека — устанавливают границы санкционируемой обществом политической де я тельности, т.е. легализуют политику.

Только политика, основанна я на праве, способна обеспечить стабильность общества и цивилизованное разрешение социальных конфликтов. Билет 8 пон я тие и виды политических отношений Политические отношени я – структурный элемент политики, представл я ющий собой одну из форм общественных отношений нар я ду с экономическими, социальными и культурными отношени я ми. Полит. отношени я определ я ют: как взаимодействие между социальными общност я ми, гражданами и инструментами по поводу власти, государственного устройства и управлени я обществом.

Политические отношени я возникают с того момента, когда потребность во властном регулировании социальных процессов начала осуществл я тьс я при активном участии государства. Эти отношени я в конечном счете корен я тс я в экономике общества, где формируетс я и удовлетвор я етс я первичные и наиболее фундаментальные потребности людей. Виды полит отношений: по субъектам политики различают отношени я между наци я ми, соц. группами, индивидами, полит. инструментами. в зависимости от характера взаимодействи я субъектов политики выдел я ют отношение государства и подчинени я , сотрудничества и соперничества по степени и форме вли я ни я на де я тельность института власти различают отношени я реальные и формальные, пр я мые и опосредованные. по форме участи я в политике, полит. отношени я дифференцируют нам ло я льность, поддержку и оппозиционность. по способу закрепленности различают отношени я официально-закрепленные в нормах права, принципах де я тельности партии и организации, и отношени я формально не закрепленные.

Специфика всех видов полит отношений состоит в том, что они: - выражают взаимосв я зи между субъектами полит через власть. - они тем или иным образом определ я ют характер всех остальных видов общественных отношений. Билет 9 сущность, типы и функции политической культуры С точки зрени я компонентами политической культуры я вл я ютс я знани я , веровани я и чувства в области политики, приобщенность к политическим ценност я м.

Содержание политической культуры, согласно Г. Алмонду и С. Вербе, складываетс я под воздействием р я да факторов: детской социализации; образовани я ; открытости средствам массовой информации; опыта контактов с правительственными организаци я ми; вли я ни я социально-экономической действительности.

Политическа я культура — это существенна я часть культуры каждой нации, включающа я те ее элементы, которые св я заны с политическим процессом. Она испытывает вли я ние социокультурных, национальных и религиозных традиций, обычаев, стереотипов поведени я и мышлени я , моральных установок. В свою очередь политическа я культура вли я ет на функционирование политических институтов и содержание политического процесса, обусловливает политическое поведение индивидов.

Существуют разные подходы к пониманию типологии политической культуры.

Основными критери я ми дл я дифференциации поликультур я вл я ютс я прежде всего следующие: степень согласованности во взаимоотношени я х политических субкультур в той или иной стране; базовые ценности, на которые ориентируютс я общности в политической де я тельности; ориентаци я на те или иные регул я тивные механизмы в рамках политической системы; характер поведени я людей в той или иной политической системе.

Политическа я культура выполн я ет следующие функции в общественной жизни: функцию идентификации, т. е. удовлетворени я потребности человека в осознании групповой принадлежности и выборе оптимальных способов отстаивани я интересов данной общности; функцию адаптации к измен я ющейс я политической среде; функцию социализации, т. е. обретени я индивидом определенных навыков и свойств, позвол я ющих ему реализовать свои политические интересы; функцию интеграции, обеспечивающую различным группам возможность сосуществовани я в рамках определенной политической системы; функцию коммуникации, обеспечивающую взаимодействие всех субъектов власти на базе общеприн я тых терминов, символов, стереотипов и других средств общени я . Билет 10 избирательные системы Избирательна я система — это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов проведени я голосовани я , определени я его результатов и распределени я депутатских мандатов.

Основна я функци я избирательной системы — обеспечить гражданам свободное выражение своей воли, своего отношени я к кандидатам в депутаты или претендентам на выборные должности, к политическим парти я м в услови я х многопартийности и политического плюрализма.

Избирательна я система я вл я етс я демократической, если включает три свободы: 1) свободу выдвижени я и самовыдвижени я кандидатов; 2) свободу обсуждени я и отвода выдвинутых кандидатов; З) свободу выбора из нескольких кандидатов в момент голосовани я . Существует две основные избирательные системы — мажоритарна я и пропорциональна я . Они оцениваютс я по трем критери я м: 1) репрезентативность, т. е. способность отразить в парламенте существующий спектр политических сил; 2) простота механизма выборов; З) корректируемость результатов выборов в случае разочаровани я избирателей в депутатах. При мажоритарной системе большинство, полученное победившей стороной, может быть двух видов — абсолютное и относительное. В первом случае победителем считаетс я кандидат, завоевавший 50% плюс один голос от числа всех участвовавших в голосовании избирателей. В том случае, если ни один кандидат не получает требуемого числа голосов, назначаетс я второй тур, в котором принимают участие два кандидата, завоевавшие наибольшее число голосов в первом туре. Во втором туре победителем становитс я уже кандидат, набравший относительное большинство голосов. включить в эти списки наиболее известных людей. Как и мажоритарна я , пропорциональна я система имеет две разновидности: пропорциональна я система на общегосударственном уровне; в этом случае избиратели голосуют за политические партии в масштабах всей страны; избирательные округа не выдел я ютс я ; пропорциональна я система, основывающа я с я на округах; в этом случае мандаты распредел я ютс я на основе вли я ни я партий в округах. достоинством пропорциональной системы я вл я етс я репрезентативность, обеспечивающа я наиболее адекватное представительство в парламенте различных партий и дающа я избирател я м возможность ранжировать свой выбор. Она обеспечивает обратную св я зь между государством и гражданским обществом, способствует развитию плюрализма и многопартийности. допускает эта система и возможность коррекции, т. е. замены депутата от партии, если он не отражает, партийную точку зрени я , по решению самой партии. Билет 11 основные типы отношений между человеком и политикой Содержание отношений между человеком и политикой может быть сведено к трем основным типам — приобщенности человека к политике, политическому отчуждению человека и полному сли я нию человека и политических структур.

Первый тип — состо я ние приобщенности человека к политике, выражающеес я в разнообразных формах политически активного поведени я и характеризующеес я стремлением решить те или иные жизненно важные проблемы через воздействие на систему политической власти. Среди факторов, способствующих включению человека в политику, особое значение имеют: - отождествление себ я с определенной политической силой в обществе — партией или движением; - приверженность лидеру, сто я щему во главе государства или политического движени я ; - повышение уровн я образовани я людей, стимулирующее их участие в политической жизни; - статусный рост граждан, повышающий степень их вовлеченности в политические отношени я ; - стремление достичь желаемой цели через участие в политическом движении или организации.

Второй тип отношений — состо я ние отчуждени я , или аномии, которое характеризуетс я разрывом св я зей между человеком и политической системой, сосредоточением усилий людей на реализации частных интересов. В такой ситуации нормы общественной жизни по разным причинам тер я ют свое значение, перестают регулировать поведение людей и их взаимоотношени я . Аноми я возникает как сочетание р я да психических качеств и состо я ний: - чувство бессили я людей перед ходом событий, осознание неспособности повли я ть на действи я власти; - потер я индивидом мировоззренческих опор в поведении, утрата нравственных ориентиров и ценностей; - убеждение в том, что только неодобр я емое поведение может способствовать достижению поставленных целей; - минимальна я степень уважени я или индифферентность к доминирующим в обществе ценност я м и веровани я м. Все эти состо я ни я могут наступить вследствие добровольного выбора или служить результатом целенаправленного отстранени я индивидов и социальных групп от возможности вли я ть на решение своих проблем через систему государственных органов.

Отстранение человека от власти не всегда выводит его за рамки политики и может, наоборот, способствовать концентрации социальной энергии, рано или поздно прорывающейс я в эту сферу.

Третий тип отношений — полное сли я ние человека и политической структуры, подчинение личной жизни ее потребност я м. Така я форма самореализации создает специфический тип «авторитарной личности», дл я которой характерны следующие черты: - конвенционализм — отзывчивость на внешнее давление, прин я тие внешних ценностей; - несбалансированное, покорное отношение к авторитету; - перенос ответственности и враждебности на внешние силы; - желание власти и бо я знь ее; - оправдание своего поведени я поведением других; - вера в присутствие и вмешательство в политику мистических сил, заговоров и т. д. Билет 12 права и свобода личности Содержание отношений между человеком и политикой в значительной степени определ я етс я правами человека. Они представл я ют собой гуманистичёские принципы, нормы взаимоотношений между людьми, обществом и государством, обеспечивающие индивидам возможность действовать во своему усмотрению (свободы) или получать определенные услови я жизни и блага (собственно права). Степень реализации прав человека — это основной показатель прогрессивности общественного стро я . Наиболее содержательна я классификаци я прав и свобод — их разделение в соответствии со сферами реализации на гражданские (личные), политические, экономические, социальные и культурные.

Гражданские (личные) права — это в основном естественные, неотъемлемые права человека, сформировавшиес я в процессе осуществлени я буржуазных революций, а затем конкретизированные и расширенные в практике демократических государств. Их определ я ют как первое поколение прав человека. К числу гражданских (личных) прав относ я тс я : - право на жизнь и достоинство личности; - право на свободу и личную неприкосновенность; - право на защиту чести и доброго имени; - право па неприкосновенность частной жизни и жилища; - свобода передвижени я и выбора места жительства; - свобода совести; свобода выбора национальности и я зыка общени я . Если гражданские права ориентированы на обеспечение автономии человека, то политические права создают услови я дл я его самореализации в качестве активного участника политического процесса. Они способствуют преодолению отчуждени я человека от власти, укреплению св я зей между гражданином, обществом и государством.

Политические права — неотъемлемый атрибут цивилизованного общества.

Благодар я им могут функционировать все другие права, составл я ющие основу демократической системы. К числу основных политических прав относ я тс я : - право участвовать в управлении государственными и общественными делами; - право избирать и быть избранным в органы государственной власти; - право на участие в отправлении правосуди я ; - право на объединение в общественные организации; - право на подачу петиций в государственные органы и органы местного самоуправлени я ; - право на информацию; - свобода слова; - свобода собраний, митингов и демонстраций. При тоталитарном и авторитарном режимах эти права нос я т в основном разрешительный характер, при демократическом — регистрационный.

Социально-экономические и культурные права определ я ютс я как права второго поколени я . Они сформировались в процессе борьбы народов за повышение своего Экономического уровн я и культурного статуса. Дл я их реализации требуетс я организационна я планирующа я и иные формы де я тельности государства. Нар я ду с индивидуальными правами существуют и коллективные права, которые могут осуществл я тьс я общност я ми: - право па развитие; - право на здоровую окружающую среду; - право на общее наследие человечества; - право на коммуникацию в рамках нового международного пор я дка и др. Эти права начали формироватьс я в период Второй мировой войны и получили название третьего поколени я прав человека. Билет 13 политическа я социолизаци я Включение индивида в политику невозможно без усвоени я политических знаний, норм, ценностей, традиций, поведенческих стандартов, без прин я ти я на себ я определенных политических ролей. Этот процесс называетс я политической социализацией. По мере его развертывани я формируютс я политическое сознание и поведение личности, происходит ее становление как субъекта политики.

Политическа я социализаци я имеет две стороны — объективную и субъективную. Перва я св я зана с воздействием на человека всей совокупности существующих социально-экономических, политических и духовных факторов.

Субъективна я сторона политической социализации определ я етс я сознательной, целенаправленной де я тельностью власти ню формированию у людей определенных политических качеств. Эту функцию выполн я ют различные учреждени я воспитани я , обучени я и профессиональной подготовки членов общества, средства массовой информации.

Политическа я социализаци я осуществл я етс я в двух основных формах, которые св я заны между собой, — пр я мой и косвенной. При пр я мой социализации содержание приобретаемых индивидом ориентаций носит я вно выраженный политический характер (например представлени я о политическом и государственном строе, о де я тельности партий и движений, о характере избирательной системы или идеологий и т. д.). В случае косвенной социализации индивидом вырабатываютс я такие ориентации, которые сами по себе не я вл я ютс я политическими, но в то же врем я вли я ют на политическое поведение. В зависимости от характера политических ценностей и норм, предписывающих индивидам определенные образцы политического поведени я , в политической науке выдел я ют следующие типы социализации — гармонический, плюралистический, конфликтный и гегемонистский.

Гармонический тип политической социализации предполагает зрелость демократических традиций и наличие гражданского общества, рациональное и уважительное отношение индивида к правопор я дку и государству, выполнение им своих гражданских об я занностей. Дл я плюралистического типа политической социализации характерны: преимущественно опосредованное взаимодействие личности с властью через культурно-этнические группы или партии, подвижность и изменчивость политических ориентаций граждан, способность участников политического процесса к достижению консенсуса на основе ценностей либеральной цивилизации.

Конфликтный тип политической социализации формируетс я в услови я х межгрупповой борьбы, затрудн я ющей достижение согласи я носител я ми различных ценностей друг с другом и с властью.

Наконец, гегемонистский тип политической социализации предполагает вхождение человека в политику исключительно за сёчет признани я ценностей какого-то класса, религии или идеологии. Билет 14 Пон я тие и сущность власти Власть как такова я представл я ет собой особый вид общественных отношений, присущий человечеству на всех этапах его развити я . Через властные отношени я реализуетс я объективна я потребность общества в саморегул я ции и самоорганизации. Смысл, исторически закрепившийс я за пон я тием власть, про я вл я етс я в таких терминах, как господство, вли я ние, подчинение, насилие, авторитет. Эти термины указывают па отдельные функции и формы власти, на доминирование тех или иных признаков.

Власть в обществе имеет источник и основные параметры масштабы, объем, врем я и пространство.

Источник власти — то, что дает ей начало, откуда она исходит, а именно народ, его стремление к упор я доченности общественной жизни.

Конкретными источниками власти могут быть потребности общества, законодательство, вол я монарха и т. п.

Масштабы власти — это характеристика значени я , размаха, размеров вли я ни я той или иной власти. Объем власти — это количество власти, сосредоточенное в чьих-то руках или в каких-то органах. Врем я власти — это период функционировани я данной власти, того или иного властного органа.

Пространство власти — это определенные площади, территории и регионы, в пределах которых данна я власть эффективна или по крайней мере формально функционирует. Пон я тие политическа я власть отражает способность и возможность индивидов или групп оказывать определ я ющее воздействие на общество, проводить свою волю в управлении им, мобилизовывать большие массы людей на достижение поставленных целей, регулировать отношени я между отдельными группами.

Ресурсы власти — это средства воздействи я субъекта на объект в соответствии с поставленными цел я ми.

Различают экономические, социальные, культурно-информационные, демографические и принудительные ресурсы. Билет 15 лигитивность и легальность власти Важными характеристиками власти я вл я ютс я легитимность и легальность.

Политическа я легитимность — это общественное признание власти и ее права па управление.

Легальность власти — это ее нормативноправова я закрепленность, узаконенность в соответствующих государственных документах.

Первое пон я тие носит скорее оценочный, этический характер, второе — юридический. Пон я тие легитимности имеет три измерени я : - народна я легитимность, или признание обществом правомочности прав я щей элиты; она может основыватьс я На традици я х, идеологии, конституции, выборах; - внешн я я » легитимность, или признание режима и его прав я щих групп со стороны других государств, международных организаций и вли я тельных кругов, формирующих общественное мнение; - лёгитимность дл я се6 я , т. е. правители сами выдвигают некий комплекс соображений, которыми оправдывают свою власть и действи я по ее удержанию. Друга я характеристика политической власти — легальность — предполагает способность власти действовать в рамках установленных ею норм. Отказ власти от этих норм нарушает упор я доченность социально-политических отношений, предопредел я ет ее неэффективность. Така я власть может становитьс я просто опасной дл я общества. Билет 16 происхождение, виды и функции политических элит Теории элит возникли в конце ХIХ—начале ХХ в. Их создатели В. Парето, Е Моска и Р. Михельс исходили из того, что при любой форме власти меньшинство, наделенное особыми достоинствами, руководит массами, В. Парето назвал его элитой, а Е Моска — политическим классом. Италь я нский ученый Вильфредо Парето (1848—1923) был первым, кто сделал элиту объектом научного анализа.

Принадлежность к элите он определ я л выдающимис я качествами людей, обеспечивающими им власть.

Ценностный подход к элите стал отправной точкой дл я обосновани я закона «круговорота элита. Вы я вленные исследовател я ми черты элит позвол я ют дать определение политической элиты. Это относительно интегрированна я группа (или совокупность групп), занимающа я руковод я щие позиции в общественных институтах и вли я юща я на прин я тие властных решений. В демократических обществах она в той или иной мере подконтрольна гражданам и открыта дл я вхождени я в ее состав лиц, обладающими необходимой квалификацией, политически активных. Элита делитс я на высшую, котора я принимает значимые дл я государства решени я ; среднюю, участвующую в подготовке и реализации решений; административную, предназначенную дл я исполнительной де я тельности, однако на деле обладающую большим вли я нием на политику. Высша я политическа я элита включает в себ я политическое руководство государства — монарха, президента, премьер-министра, спикера парламента, лидеров ведущих партий и фракций в парламенте. Это ограниченный круг людей, который включает несколько сотен человек. Средн я я политическа я элита формируетс я из выборных должностных лиц — парламентариев, сенаторов, депутатов, губернаторов, лидеров различных партий и общественных движений.

Административна я (бюрократическа я ) элита — это высший слой государственных служащих (чиновничества), занимающих руковод я щие должности в органах государственного управлени я . Политические элиты выполн я ют в обществе следующие функции: - выражение совокупного интереса представл я емых ими классов или слоев, разработка механизмов реализации этих интересов; - формирование и реализаци я политического курса на основе учета всех социальных интересов, защита общенациональных интересов; - расстановка руководителей на различных участках государственного управлени я , выдвижение политических лидеров - защита ценностей, характерных дл данного общества, и обеспечение на их основе консенсуса по главным направлени я м де я тельности государства, Билет 17 механизм формировани я политических элит Важный аспект теории политических элит — вопрос о механизме их формировани я и воспроизводства. Этот механизм включает системы и каналы элитообразовани я . Системы рекрутировани я политических элит определ я ют: кто, как и из какой среды осуществл я ет отбор, каковы его пор я док, критерии и побудительные мотивы. От характера рекрутировани я политический элит во многом завис я т социальна я представительность и качественный состав различных органов власти.

Каналами рекрутировани я элит называют пути продвижени я новобранцев в системе политической иерархии.

Существуют две основные системы рекрутировани я элит — антрепренерска я и система гильдий. В реальной действительности они в той или иной форме сочетаютс я , и недостатки одной компенсируютс я достоинствами другой.

Антрепренерскую систему отличают: - открытость, широкие возможности дл я представителей любых общественных групп претендовать на зан я тие лидирующих позиций; - небольшое число институциональных фильтров, т. е. формальных требований дл я зан я ти я должностей; - широкий круг участвующих в отборе, в который могут войти все избиратели страны; - высока я конкурентность отбора, острота соперничества за зан я тие руковод я щих должностей; - первостепенна я значимость личных качеств, индивидуальной активности, умени я найти поддержку избирателей. Дл я системы гильдий характерны: - закрытость, отбор претендентов на высокие посты главным образом из низших слоев самой элиты, их медленное постепенное продвижение по ступен я м служебной иерархии; - высока я степень институционализации процесса отбора, наличие многочисленных фильтров — формальных требований дл я зан я ти я должности: партийность, возраст, стаж работы, образование, уровень занимаемой ранее должности, положительна я характеристика, национальность и т. д.; - узкий, относительно закрытый круг селектората, в который, как правило, вход я т лишь члены вышесто я щего руковод я щего органа или даже один первый руководитель — глава правительства или фирмы, первый секретарь райкома партии и т. п.; - тенденци я к воспроизводству существующего типа элиты, вытекающа я из вышеизложенных характеристик. Билет 18 природа и сущьность политического лидерства Под лидерством понимаетс я механизм взаимодействи я лидеров и ведомых.

Основными аспектами лидерства я вл я ютс я : 1) способность лидера точно оценить ситуацию, найти оптимальные решени я сто я щих проблем, мобилизовать людей на выполнение решений; 2) прин я тие ведомыми идей лидера, готовность сознательно и добровольно подчин я тьс я ему.

Политический лидер — это человек, который руководит политическими процессами, оказывает вли я ние на социальное поведение индивидов, групп, слоев и общества в целом.

Вместе с тем он не только субъект, по и объект политики. В решении различных проблем лидер всегда испытывает вли я ние и давление различных заинтересованных сторон и должен быть готов к воспри я тию их требований, к различным компромиссам.

Политическое лидерство можно определить как легитимное вли я ние лица (или группы лиц) на общество, организацию или группу, как механизм и конкретные способы реализации власти. Оно отражает объективную потребность политического сообщества или отдельных его частей в сознательной саморегул я ции и саморазвитии. В структуре политического лидерства обычно выдел я ют три главных компонента: 1) личностные качества лидера; 2) инструменты осуществлени я власти; З) ситуацию, в которой действует лидер и вли я ние которой испытывает.

Комбинаци я этих трех компонентов во многом определ я ет становление лидера и эффективность его де я тельности.

Качества лидера исследователи объедин я ют в три группы — природные, нравственные и профессиональные. К числу необходимых лидеру природных качеств относ я т силу характера, решительность, интуицию, магнетизм личности. К числу нравственных качеств относ я т гуманизм, ответственность, честность.

Необходимыми лидерам профессиональными качествами ученые считают аналитические способности, умение быстро и точно ориентироватьс я в обстановке, компетентность, гибкость, готовность к компромиссам.

Очевидно, что реальные лидеры не я вл я ютс я носител я ми всего набора перечисленных качеств. Он рассматриваетс я как идеал. Пон я тие, инструменты власти включает все, на что может опиратьс я лидер в достижении поставленных целей. Это политические партии, законодательные органы, суды, бюрократический аппарат, средства массовой информации. При определенных обсто я тельствах эти инструменты могут быть и факторами, противодействующими лидеру в выполнении политических задач.

Наконец, третий компонент политического лидерства — это ситуаци я , с которой он сталкиваетс я . Ситуаци я может быть спокойной и кризисной, благопри я тной и не благопри я тной дл я де я тельности лидера. В соответствии с ней должны мен я тьс я и методы действий. Билет 19 типологи я политического лидерства В политологии существуют различные классификации политического лидерства. Одна из первых типологий основана на определении корней лидерства. Она восходит к учению М. Вебера о способах легитимации власти. В соответствии с этими способами выдел я ютс я три типа лидерства. 1. Традиционное (вожди племен, монархи), опирающеес я на обычаи и традиции.

Характерно в основном дл я доиндустриального общества. 2. Рационально-легальное, которое легитимируетс я законом. В современных услови я х основной путь обретени я лидером политической власти — всеобщие выборы. 3. Харизматическое, основывающеес я на вере в выдающиес я качества и способности руководителей. В зависимости от целей, которые став я т лидеры, и оказываемого ими воздействи я на общество американский политолог Р. Таккер выделил три типа лидеров — консерваторы, реформаторы и революционеры.

Применительно к России отечественный ученый А. И. Пригожин предложил типологию политического лидерства, основывающуюс я на способе получени я лидирующих позиций. По его мнению, истори я России и СССР знает следующие типы политического лидерства: - наследование, т. е. прин я тие власти по родству детьми или другими близкими родственниками монарха; - самозванство, т. е. захват власти с помощью силы, не легитимно; уступающий тип лидерства, возникающий в ситуации, когда спасение системы стало возможно через ее преобразование под давлением новых мировых и отечественных реалий; в качестве примера можно привести М. С. Горбачева; - инверсионный тип лидерства, который про я вл я етс я в признании лидера не столько в св я зи с его иде я ми и заслугами, сколько из-за его преследовани я предыдущей властью; - конструктивный тип лидерства, сформировавшийс я на основе конструктивной программы. Билет 20 структура и функции политических систем В отечественной литературе политическа я система определ я етс я как комплекс институтов и организаций, осуществл я ющих политическую власть, а также взаимосв я зей и отношений, возникающих в процессе осуществлени я политической власти. ( В структуре политической системы общества функционируют следующие подсистемы: институциональна я , регул я тивна я , функциональна я , коммуникативна я и политико-идеологическа я . Институциональна я подсистема — это каркас политической системы общества, ее «несуща я конструкци я . Она включает органы государственной власти, политические партии и общественные движени я , многочисленные общественные организации, избирательную систему, средства массовой информации и др.

Именно здесь создаетс я нормативно-правова я база дл я функционировани я всей политической системы, определ я ютс я формы ее воздействи я на другие общественные системы, вырабатываетс я международна я политика. Этой подсистеме принадлежит ключева я роль в политической системе. Регул я тивна я подсистема — это правовые и моральные нормы, традиции и обычаи, господствующие в обществе политические взгл я ды, воздействующие на политическую систему.

Функциональна я подсистема — это формы и направлени я политической де я тельности, методы осуществлени я власти.

Обобщенное выражение все это находит также в пон я тии политический режим.

Коммуникативна я подсистема охватывает все формы взаимодействи я между различными элементами политической системы, между политическими системами разных стран.

Политико-идеологическа я подсистема включает совокупность политических идей, теорий и концепций, да основе которых возникают, формируютс я и развиваютс я различные общественно-политические институты. Она играет существенную роль в определении политических целей и путей их достижени я . Взаимодейству я с внешней средой, политическа я система выполн я ет следующие функции.

Управление обществом. Эта функци я заключаетс я в определении целей развити я , в выработке и реализации политического курса, в контроле за де я тельностью всех элементов системы, в ее идеологическом и информационном обеспечении.

Интегративна я функци я , обеспечивающа я консолидацию общества, урегулирование конфликтов. Регул я тивна я функци я , про я вл я юща я с я в регламентации политического поведени я и политических отношений, в нормотворчестве и выработке эталонов общественно приемлемого поведени я . Функци я политической коммуникации, обеспечивающа я св я зь между элементами политической системы, а также между системой и средой.

Циркул я ци я информации по всему контуру («вход» «выход» и «обратна я св я зь») дает возможность властным структурам принимать решени я , обеспечивать поддержку системы управлени я со стороны населени я , формировать общественное мнение. Билет 21 демократический режим Демократию как тип политического режима характеризуют следующие признаки: Политическа я власть имеет легитимный характер и осуществл я етс я в соответствии с законами.

Общество участвует в формировании и осуществлении государственной власти непосредственно (пр я ма я демократи я ) и опосредованно, через избранных представителей (представительна я демократи я ). Ветви власти — исполнительна я , законодательна я и судебна я независимы и уравновешивают друг друга. Это обеспечивает баланс различных социальных сил, преп я тству я опасному дл я общества бесконтрольному сосредоточению власти.

Юридически закреплены и в полном объеме реализуютс я права и свободы человека, прежде всего права личности.

Главный принцип — «все, что не запрещено, — разрешено». Неотъемлемым элементом политического процесса я вл я етс я оппозици я . Она пользуетс я теми же правами и возможност я ми, что и прав я щее большинство.

Призывы к изменению формы государственного устройства запрещены законом.

Функционирует многопартийна я система, в рамках которой конкурирующие партии могут смен я ть друг друга у власти в результате выборов.

Средства массовой информации свободны и независимы от цензуры.

Общество относитс я к ним как к «четвертой власти». В обществе отсутствует официальна я идеологи я . В услови я х плюрализма идейные течени я соперничают друг с другом при сохранении общенациональных мировоззренческих ценностей. Элиты открыты дл я : социальной мобильности, пополнени я наиболее способными представител я ми населени я ; посто я нного обратного вли я ни я со стороны общества, про я вл я ющегос я , в частности, в избирательных кампани я х.

Силовые структуры (арми я , полици я , органы безопасности) наход я тс я под контролем общества и используютс я только по пр я мому назначению в соответствии с существующими законами. При любой форме государственного устройства — унитарной или федеративной— власть на местах имеет большие полномочи я . В полном объеме соблюдаютс я права национальных меньшинств. Билет 22 тоталитарный режим Тоталитарный режим характеризуетс я абсолютным контролем власти над общественной и частной жизнью.

Термин тоталитаризм был введен в политический лексикон вождем италь я нских фашистов Б. Муссолини.

Сначала его использовали дл я обозначени я фашизма, ас 1930-х гг. он примен я лс я и в отношении СССР. Характерные черты тоталитаризма следующие: Высока я концентраци я власти, ее проникновение во все сферы жизни общества.

Власть претендует на роль выразител я высших интересов народа; общество отчуждено от власти, но не осознает этого. В тоталитарном сознании власть и народ предстают как единое, неразделимое целое.

Формирование органов власти осуществл я етс я бюрократическим путем и неподконтрольно обществу.

Управление осуществл я ет господствующий слой — номенклатура.

Существует единственна я прав я ща я парти я во главе с харизматическим лидером. Ее партийные я чейки пронизывают все производственно-организационные структуры, направл я я их де я тельность и осуществл я я свой контроль.

Попытки создани я альтернативных политических и общественных объединений подавл я ютс я . Происходит сли я ние госаппарата с аппаратом прав я щей партии и общественных организаций.

Демократические права и свободы нос я т декларативный, формальный характер.

Вместе с тем государство выполн я ет определенные социальные функции, гарантиру я право на труд, образование, отдых, медицинское обслуживание и пр. В обществе функционирует только одна идеологи я , претендующа я на монопольное владение истиной. Все иные идейные течени я подвергаютс я преследованию.

Оппозиционные взгл я ды про я вл я ютс я преимущественно в форме диссидентства. В тоталитарных идеологи я х истори я предстает преимущественно как закономерное движение к определенной цели (мировое господство, построение коммунизма). Во им я этой цели оправдываютс я любые средства.

Идеологи я базируетс я па социальных мифах (руковод я ща я роль рабочего класса, превосходство арийской расы и пр.), превраща я сь в светскую форму религии.

Тоталитарный режим образно определ я ют как «идеологию у власти». Власть обладает монополией на информацию и полностью контролирует средства массовой информации, которые используютс я дл я манипулировани я общественным сознанием.

Политическа я пропаганда служит цел я м прославлени я режима, сакрализации верховной власти.

Власть располагает мощным аппаратом социального контрол я , принуждени я и запугивани я населени я . Репрессивный аппарат имеет особые полномочи я . Государственные органы жестко контролируют экономику, облада я достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов и концентрации усилий дл я достижени я узкоограниченных целей, например военного строительства, освоени я космоса.

Политическа я социализаци я имеет целью воспитать «нового человека», преданного режиму, готового на любые жертвы во им я «общего дела». Подавл я ютс я про я влени я индивидуальности, насаждаютс я представлени я о государстве как источнике распределени я всех благ, поощр я ютс я угодничество и доносительство.

Государственное устройство носит унитарный характер. Права национальных меньшинств декларируютс я , но на деле ограничены. Билет 23 авторитарный режим Авторитарный режим возникает, во-первых, в странах, где происходит смена общественного стро я , сопровождающа я с я резкой пол я ризацией политических сил, и, во-вторых, в странах, переживающих длительные экономические и политические кризисы, преодоление которых демократическими средствами невозможно.

Поскольку такие ситуации складываютс я достаточно часто, авторитаризм — я вление весьма распространенное. В частности, во второй половине ХХ в. авторитарные режимы возникли в р я де освободившихс я стран Азии, Африки и Латинской Америки. После смерти И. Сталина в СССР началась трансформаци я тоталитарного режима в авторитарный. К общим чертам авторитарных режимов относ я тс я следующие: Сосредоточение власти в руках одного человека или группы.

Носителем власти может быть харизматический лидер, монарх, военна я хунта и т. д. Как и при тоталитаризме, общество отчуждено от власти, отсутствует механизм ее преемственности. Элита формируетс я путем назначени я сверху.

Представительные органы власти могут существовать, но обычно играют незначительную роль в формировании политического курса. Права и свободы граждан ограничены главным образом в политической сфере.

Законы преимущественно на стороне государства, а не личности. В обществе доминирует официальна я идеологи я , но про я вл я етс я терпимость по отношению к другим идейным течени я м, ло я льным к прав я щему режиму.

Политика монополизируетс я властью. Де я тельность политических партий и оппозиции запрещена или ограничена.

Профсоюзы подконтрольны власти.

Государственный контроль не распростран я етс я на неполитические сферы — экономику, культуру, религию, частную жизнь.

Обширный государственный сектор жестко регламентируетс я государством. Как правило, он функционирует в рамках рыночной экономики и вполне уживаетс я с частным предпринимательством.

Экономика может быть как высокоэффективной, так и малоэффективной.

Осуществл я етс я цензура над средствами массовой информации, которым разрешаетс я Критика отдельных недостатков государственной политики при сохранении ло я льности по отношению к системе.

Власть опираетс я на силу, достаточную, чтобы в случае необходимости принудить население к повиновению.

Массовые репрессии, как при тоталитаризме, Не провод я тс я . При положительных результатах де я тельности режим может поддерживатьс я большинством общества.

Гражданское общество может существовать, но, как правило, зависит от государства.

Режиму свойственны Унитарные формы государства с жесткой централизацией власти. Права национальных меньшинств ограничены. Кроме общих черт авторитарным режимам присущи и специфические черты, в соответствии с которыми возможна следующа я их дифференциаци я : военный режим (например хунта во главе с Пиночетом в Чили, власть маршала Пилсудского в Польше); теократический режим (власть религиозного клана, установивша я с я в Иране после революции 1979 г .); монархические авторитарные режимы (Иордани я , Марокко, Саудовска я Арави я ); неоавторитарные режимы, дл я которых характерно существование массовых партий (например в Мексике) и оппозиции, проведение выборов (неконкурентные или полуконкурентные выборы имели место в Бразилии, Мексике, Южной Корее). Билет 24 сущность и генезис государства Государство — основной институт политической системы, совокупность взаимосв я занных учреждений и организаций, осуществл я ющих ‘правление обществом.

Использу я его, власть организует, направл я ет контролирует совместную де я тельность и отношени я индивидов, общественных групп и классов.

Предшественниками государства были различные формы социальной саморегул я ции и самоорганизации людей — традиции, нормы, обычаи, родои племенные образовани я , характерные дл я первобытнообщинного стро я . Государство по я вилось в результате разложени я родоплеменного ро я под действием таких факторов, как: развитие общественного разделени я труда и выделение управленческого труда в особую отрасль; возникновение частной собственности и необходимость в создании специфических норм, правил и структур, регулирующих имущественные отношени я ; потребность в вооруженной силе с целью сохранени я или приумножени я территории, собственности и т. п.; потребность общества в упор я дочении брачных отношений; социальна я природа человека, про я вл я iоща я с я в стремлении к определенным формам общежити я (семь я , государство). Государство имеет следующие отличительные признаки: суверенитет, т. е. верховенство государственной власти внутри страны и независимость во внешних делах; наличие специальной системы органов и учреждений, реализующих функции государственной власти (правительство, чиновничий аппарат); монопольное право на принуждение и соответствующие органы дл я осуществлени я этого права (арми я , полици я , службы безопасности, суд); монопольное право на издание законов и правовых актов, об я зательных дл я всего населени я ; монопольное право на взимание налогов и формирование общенационального бюджета.

Основными атрибутами государства я вл я ютс я территори я , население и публична я власть. Билет 25 правовое гос-во и гражданское общество Конституционный этап св я зан с по я влением первых конституций, вившихс я результатом Великой Французской революции 1789— 1799 гг. и Войны за независимость в Северной Америке 1775—1783 гг.

Завершенность процесса формировани я конституционного государства характеризуетс я пон я тием правовое государство.

Современна я модель правового государства характеризуетс я : всеобщностью права, в равной мере распростран я ющегос я на власть и гражданина; верховенством закона; соблюдением прав и свобод личности в соответствии со стандартами, зафиксированными во Всеобщей декларации прав человека 1948 г .; взаимной ответственностью государства и личности; разделением властей и их взаимодействием через систему «сдержек и противовесов»; законопослушанием граждан; действием в обществе демократических принципов, важнейший принцип: «разрешено все, что не запрещено». Формирование правовой государственности стало возможным в результате вызревани я гражданского общества, которое включает все виды отношений, не опосредованные государством, — экономические, политические, культурные, религиозные, семейно-родственные и пр.

Интересы и потребности групп и индивидов реализуютс я через такие институты гражданского общества, как политические партии, социальные движени я , профессиональные и творческие объединени я , территориальные и национальные сообщества, семь я , церковь и пр. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные отношени я подчиненности, а горизонтальные отношени я солидарности и конкуренции свободных и равноправных партнеров.

Экономической базой гражданского общества я вл я ютс я рыночные отношени я , самосто я тельность субъектов хоз я йствовани я . Социальную основу гражданского общества составл я ет многообразие групп и слоев при преобладании среднего класса, который включает наиболее активную часть населени я . Дл я духовной сферы гражданского общества характерны идеологический плюрализм, свобода слова.

Гражданское общество я вл я етс я сферой реализации частных интересов и потребностей, нередко расход я щихс я или противосто я щих друг другу.

Государство же как выразитель интересов всего населени я должно примир я ть или совмещать частные интересы, обеспечивать консенсус по основополагающим вопросам общественной жизни. Пон я тие «гражданское общество» по я вилось в ХУII в. в трудах Т. Гоббса и Дж. Локка. В 18—19 вв. оно получило развитие в работах Ж.-Ж. Руссо, Ш. Моннтескье, Т. Пейна, И. Канта, Г. Гегел я и других ученых. Билет 26 формы правлени я и территориального устройства Государства традиционно классифицируютс я по двум критери я м — формам правлени я и формам территориального устройства. Под формой правлени я понимаетс я организаци я верховной государственной власти, система отношений ее органов друг с другом и с населением. Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных органов власти. Формы правлени я по способу организации власти и ее формальному источнику дел я тс я на монархии и республики. В монархии источником власти я вл я етс я одно лицо, и власть передаетс я по наследству. В республике высшие органы власти формируютс я на выборной основе.

Монархии бывают двух видов — абсолютные и ограниченные, конституционные.

Абсолютна я монархи я характеризуетс я всевластием главы государства и не ограничена конституционными учреждени я ми.

Правительство назначаетс я монархом и ответственно перед ним. В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подраздел я ютс я юна три разновидности: парламентские, президентские и смешанные (полупрезидентские). Главна я особенность парламентской республики — образование правительства победившими на выборах парти я ми.

Парламент по отношению к правительству осуществл я ет р я д функций: издает законы, утверждает государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки де я тельности правительства, осуществл я ет контроль над правительством и может выразить ему вотум недовери я , что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов, представл я ет собственные варианты правительственных решений и всего политического курса. В президентской республике глава государства одновременно выступает и в качестве главы правительства. Чаще всего он избираетс я непосредственно народом, руководит внутренней и внешней политикой, я вл я етс я верховным главнокомандующим. Он сам (а в США с одобрени я сената) назначает членов кабинета министров, которые ответственны только перед ним.

Третьей основной разновидностью республики я вл я етс я полупрезидентска я республика, или смешанна я , сочетающа я в себе признаки президентской и парламентской республик. Она существует в Австрии, Ирландии, Португалии, Польше, Финл я ндии, Франции, Болгарии и некоторых других странах.

Полупрезидентска я республика не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентска я и президентска я , и в различных странах т я готеет к одной из этих форм. Ее главна я характерна я черта — двойна я ответственность правительства: перед президентом и перед парламентом. По национально-территориальному устройству государства дел я тс я на унитарные и федеративные.

Унитарное государство отличают едина я конституци я , признаваема я на всей территории, единое гражданство, едина я система права и судебна я система, отсутствие самосто я тельности у административнотерриториальных единиц.

Федераци я отличаетс я от унитарного государства тем, что вход я щие в нее территориальные единицы (штаты, провинции, кантоны, республики) я вл я ютс я субъектами государственного суверенитета. Это устойчивый союз государств, самосто я тельных в пределах распределенных между ними и центром компетенций и имеющих собственные органы власти. Билет 27 парти я как политический институт Политическую партию можно охарактеризовать как организованную группу единомышленников, представл я ющую интересы части народа и стрем я щуюс я реализовать их путем завоевани я государственной власти или участи я в ее осуществлении.

Основными отличительными признаками политической партии я вл я ютс я : св я зь с определенным классом, социальным слоем, группой или их совокупностью, т. е. наличие социальной базы; существование определенной программы де я тельности, отражающей мировоззренческие установки членов партии; наличие формализованной организационной структуры (членство, субординаци я органов, партийный аппарат и т. п.); установка на достижение политической власти и действи я по ее реализации. Место и роль партии в политической системе во многом определ я ютс я ее функци я ми.

Важнейшими среди них прин я то считать следующие: агрегирование и представительство социальных интересов; выработка программных установок и политической линии партии; формирование общественного мнени я , политическа я социализаци я граждан; участие в борьбе за власть и управление обществом. В рамках названных функций решаютс я частные, конкретные дачи.

Содержание, формы и методы осуществлени я одних и тех же функций отличаютс я у партий различных типов.

Имеютс я и специфические функции, выполн я емые некоторыми парти я ми в силу особенностей их развити я и положени я . Основна я политическа я функци я партий — борьба за власть и ее осуществление. В услови я х современной демократии эта функци я включает: участие в выборах органов центральной и местной власти; парламентскую де я тельность партийных фракций; политическое рекрутирование; управление государством. Билет 28 типологи я партий и партийных систем В зависимости от отношени я к идеологии партии подраздел я ют на прагматические и доктринальные.

Прагматические гартии опираютс я в большей степени на программу или лидера, а не на идеологии и принципы.

Доктринальные партии в своей де я тельности исход я т из определенной идеологии, скажем социалистической, религиозной или националистической. По идеологическому признаку партии можно разделить на: консервативные, стрем я щиес я сохранить общественный строй, допуска я при этом незначительные изменени я ; реформистские, ориентирующиес я на значительные преобразовани я существующего стро я при сохранении его основ; революционные, отвергающие существующий строй и став я щие своей целью его замену; реакционные, ориентирующиес я на частичный или полный возврат к прежнему строю. По месту в политическом спектре различают следующие партии.

Правыми в политологии называют тех, кто отстаивает сильное государство, охран я ющее частную собственность.

Левыми называют тех, кто ориентирован на общественную собственность, выступает за социальное равенство, претендует на роль выразител я интересов труд я щихс я . Обычно это коммунистические рабочие партии; По отношению к другим элементам политической системы партии подраздел я ютс я на демократические, тоталитарные и авторитарные.

Демократические партии характеризуютс я толерантностью по отношению к другим парти я м и организаци я м, готовностью к конкуренции в рамках плюрализма. В отличие от них тоталитарные партии стрем я тс я к абсолютному подчинению других политических институтов, в том числе государственных органов. Дл я них характерна жестка я регламентаци я членства, отсутствие фракций, первостепенное значение идеологического фактора.

Авторитарные партии действуют, как правило, в развивающихс я странах и возникают из модернизаторских или национальных движений, противосто я щих колониальному правлению. Они используют преимущественно силовые методы, ограничивающие политические свободы. В зависимости от отношени я к режиму партии подраздел я ютс я прав я щие и оппозиционные.

Последние, в свою очередь, можно делить на: легальные, т; е. зарегистрированные государством; полулегальные, т. е. не зарегистрированные государством; нелегальные, действующие в услови я х конспирации и подполь я . Обычно среди нелегальных— революционные или радикально-националистические партии, став я щие своей целью насильственное свержение существующего стро я . Кадровые партии возникли в процессе эволюции с середины ХIХ в. на основе электоральных комитетов и парламентских групп. Они немногочисленны по своему составу и состо я т из профессиональных политиков, опирающихс я на финансовую поддержку привилегированных слоев общества.

Массовые партии представл я ют собой централизованные образовани я с жесткой организацией и уставным членством. Билет 29 пон я тие ''групп интересов'' и типы групп интересов В политологии группы интересов определ я ютс я как добровольные организации, созданные дл я выражени я и представительства интересов вход я щих в них людей во взаимоотношени я х как с другими группами и политическими институтами, так и внутри самих организаций. В современном демократическом обществе существует множество добровольных объединений людей. Выдел я ют 5 типов групп интересов: организованные группы в сфере экономики и трудовых отношений (предпринимательские ассоциации, союзы потребителей, профсоюзы); организованные группы в социальной сфере (объединени я ветеранов, общества инвалидов, благотворительные союзы); организованные группы в сфере досуга и отдыха (спортивные союзы, союзы филателистов, общества собаководов и т. д.); организованные группы в сфере религии, науки и культуры (церкви, секты, научные ассоциации, творческие союзы художников, писателей, композиторов и т. д.); организованные группы в политической сфере (экологические, антивоенные, правозащитные движени я ). По характеру де я тельности группы интересов раздел я ютс я на одноцелевые и многоцелевые. К одноцелевым группам могут относитьс я , скажем, лоббистские структуры, стрем я щиес я обеспечить прин я тие какого-то определенного законодательного акта в парламенте. Они организуютс я только дл я достижени я данной цели, а потом либо распадаютс я , либо переориентируютс я на решение другой конкретной задачи. Де я тельность многоцелевых групп многопрофильна и не ограничиваетс я конкретной задачей.

Многие группы интересов не только взаимодействуют с правительством по поводу прин я ти я решений различных сферах управлени я , но и могут заниматьс я , скажем, организацией избирательных кампаний.

Многопрофильны по характеру своей де я тельности группы, представл я ющие разнообразные интересы деленных слоев, например профсоюзы шахтеров, работников образовани я , здравоохранени я и т. п. Билет 30 политическа я роль общественных организаций и движений Общественна я организаци я - это добровольное объединение граждан на основе общности интересов, имеющее относительно устойчивую организационную структуру, фиксированное индивидуальное или коллективное членство. дл я общественной организации характерны наличие устава, управленческого аппарата, относительна я стабильность состава, материальное участие ее членов в создании имущественной основы (членские или целевые взносы). Основой общественно-политических движений я вл я етс я солидарна я активность граждан, направленна я на достижение общей цели. Ядром таких движений я вл я ютс я инициативные группы, клубы, союзы.

Общественные движени я отличаютс я массовостью, широкой социальной базой, организационной и идейной аморфностью, нестабильностью ориентации и состава, нередко стихийностью и спонтанностью действий. К числу основных функций всех организаций и движений относ я тс я следующие: 1. Вы я вление и удовлетворение интересов и потребностей членов объединени я . Эти интересы и потребности первоначально могут выступать в весьма неопределенной личностной и эмоциональной форме.

Общественные организации и движени я преобразуют такие расплывчатые взгл я ды и мнени я в четкие требовани я , программы, способству я тем самым артикул я ции интересов своих членов. Нар я ду с политическими парти я ми общественные организации и движени я в определенной степени решают и задачу агрегации интересов, т. е. согласовани я посредством дискуссий множества частных требований и установлени я между ними определенной иерархии и приоритетов.

Особое значение эта функци я организаций и движений приобретает в услови я х неразвитой партийной системы. 2. Функци я социальной интеграции и мобилизации. Она предполагает объединение и организацию членов группы и их сторонников вокруг целей данного формировани я . Эта функци я может иметь и более широкий контекст вследствие того, что общественные организации и движени я привлекают внимание населени я к острым проблемам, выдвигают свои варианты их решени я , добиваютс я поддержки своих начинаний. З. Функци я социализации.

Привлека я своих членов к решению общественно значимых проблем, организации и движени я способствуют формированию их жизненной позиции, повышению политической образованности и культуры. 4. Репрезентативна я функци я предполагает представительство и защиту интересов членов общественных объединений во взаимоотношени я х с политическими институтами. 5. Функци я моделировани я новых общественных структур, поиск и испытание нетрадиционных форм социальных св я зей и стил я жизни. Билет 31 выборы как политический институт Выборы — способ смены прав я щих элит через волеизъ я вление населени я , инструмент легитимации и стабилизации власти. Они позвол я ют вы я вить расстановку политических сил в государствах, штатах, земл я х и т. д., определ я ют степень довери я общества к парти я м и их программам. В ходе избирательного процесса особенно активно осуществл я етс я политическа я социализаци я , усваиваютс я политические ценности, приобретаютс я политические навыки и опыт.

Наконец, выборы — это и форма контрол я населени я за прав я щей элитой. Если власть не выражает интересы избирателей, выборы дают возможность сменить ее, передать бразды правлени я оппозиции, котора я , как правило, идет на выборы с критикой существующего правительства. В преддверии выборов под давлением избирателей правительство может скорректировать курс, стрем я сь заручитьс я поддержкой избирателей. В основе законодательной регламентации выборов лежат три принципа. это обеспечение равных возможностей дл я всех участвующих партий и кандидатов. Его суть состоит в предоставлении всем равного максимального лимита расходов на проведение выборов. С этой целью во многих странах государство берет на себ я финансирование предвыборных кампаний и в то же врем я ограничивает суммы пожертвований частных лиц и организаций в фонды партий и кандидатов. так называемый принцип ло я льности. В соответствии с ним кандидаты должны про я вл я ть терпимость по отношению к соперникам, воздерживатьс я от некорректных действий. нейтралитет государственного аппарата, его невмешательство в ход предвыборной борьбы, ло я льность по отношению ко всем участникам.

оценка ноу хау в Брянске
оценка наследства в Смоленске
оценка стоимости облигаций в Курске