Основные понятия феноменологии ГуссерляКлассическая феноменология призвана рассмотреть проблемы самосознания и рефлексии , проблемы описания различных форм и уровней деятельности сознания , проблемы очевидности и собственного сознания. В каждом философском учении существуют такие представители, которых можно охарактеризовать «законодателями мод». Феноменология, которая является одной из наиболее популярных систем познавания мира, не является исключением. В её лоне тоже есть свои корифеи, работы, которых называют классикой. Речь идёт о таких великих философов, как Франц Брентано, Эдмунд Гуссерль, Мартин Хайдеггер и других. Именно в их работах встречаются основные понятия феноменологии, которые и стали объектами данного реферата. Эта работа призвана раскрыть основополагающие понятия и термины феноменологии, что бы убедится в исключительной независимости этого учения, а также в его необходимости в наши дни, по средствам изучения работ Гуссерля. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФЕНОМЕНОЛОГИИ Термин «Феноменология» ещё раньше был предметом философии Гегеля. Им в 1807 году была опубликована работа под названием «Феноменология духа», в которой давалось происхождение диалектики, объяснялся принцип абсолютного идеализма: господство мирового разума в мире, абсолютной идеи, которая и создаёт окружающую действительность. Рассматривая исторически весь путь сознания, Гегель показал необходимость его развития. В XIX в. и даже ранее термин 'феноменология' имел самые различные значения. Со времени использования этого термина Гуссерлем с начала XX в. он стал употребляться и как феноменологический метод создания философии, и как любой описательный метод изучения данной темы. А.Н. Суворова в своїй работие под названием «Введение в современную философию» пишет, что: «… первые же шаги феноменологической философии связаны с именем Э.Гуссерля - математика, логика, философа, и выросли непосредственно из Психологического Мюнхенского Союза, работавшего в самом начале ХХ века. По образцу мюнхенского, создается философский клуб в Геттингеме. В 1910-1912 годах Гуссерль закладывает фундамент истории феноменологии, а с 1939 года в Бельгии, куда были вывезены основные рукописи Гуссерля и создан гуссерлевский архив, начинает издаваться 'Гуссерлиана',- полное собрание сочинений философа с комметариями» [1] . Он развил 'чистую феноменологию' - процедуру, основывающуюся на исследовании содержания собственного сознания субъекта. Его метод требовал исключения всех предположений о внешних причинах и результатах их содержания. Цель этого метода - прояснение существенной природы ментальных актов и тем самым истин, которые являются источниками человеческого знания. Феноменология Гуссерля была в значительной степени подвержена влиянию Франца Брентано, его учителя по университету в Вене. ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ Феномен интенциональности был предложен знаменитым учителем Гуссерля Францем Брентано . Оно является одним из наиболее важнейших понятий феноменологии. В исследовании интенционального сознания акцент перенесен с «что», или «выносимого за скобки» бытия предмета, на его «как», или многообразие способов данности предмета. Наполнение интенции бытийным содержанием Гуссерль называет истиной, а ее переживание в суждении - очевидностью. Понятие интенциональности и интенционального сознания связываются в феноменологии Гуссерля первоначально с задачей обоснования знания, достижимого в рамках некой новой науки или наукоучения. Понятие интенциональности характеризует психические феномены. Гуссерль считал, что сознание характеризуется направленностью на предмет. Оно всегда направлено на что-то, является 'сознанием... о'. Это отношение сознания зависит от него самого, а не от предмета, то есть, направленность сознания определяется его типом. Главное в интенциональности – момент соотнесенности сознания к объекту. Эта интенциональность всегда присутствует в акте сознания, переживания, независимо от того, существует ли объект, или нет. ФЕНОМЕН Гуссерль называет феноменом «явление предмета в сознании» или сам процесс такового «явления предметом себя» в сознании. «Всякий феномен имеет свою собственную интенциональную структуру, анализ которой показывает, что она есть постоянно расширяющаяся система индивидуально интенциональных и интенционально связанных компонентов» [2] . В интенциональности сознания впервые возникает феномен сознания , в отличии от явления сознания. В феномене сознания впервые появляется предмет-существующий. Г уссерль различ ает феномен сознания (или чистое сознание, сознание как таковое) и явление сознания (или являющееся сознание, проявление). Самим можно различить, например, феномен зла (чистое зло , зло как оно есть ) и явление зла (проявление зла в содеянном) и т.д. ЭПОХЭ «Наше универсальное эпохэ заключает, как мы говорим, мир в скобки, исключает мир (который просто здесь есть), из поля субъекта, представляющего на его месте так-то и так-то переживаемый-воспринимаемый-вспоминаемый-выражаемый в суждении-мыслимый-оцениваемый и пр. мир как таковой, 'заключенный в скобки' мир. Является не мир или часть его, но 'смысл' мира. Чтобы войти в сферу феноменологического опыта, мы должны отступить от объектов, полагаемых в естественной установке, к многообразию модусов их явлений, к объектам 'заключенным в скобки'.» [3] Девиз 'Возвращение к предметам' означает в гносеологическом плане воздержание от ноэмы, воздержание от суждений о свойствах предметов,- это и есть знаменитое эпохе Гуссерля. НОЭМА И НОЭЗИС 'Значение предмета' в понимании Гуссерля , т.е. как 'смысл предмета', есть 'ноэма' (от греч.: 'noema' - 'мысль'), т.е. мысленное содержание о предмете, или, другими словами, предметное содержание мысли . Ноэзис является моментом интенционального свершения актов сознания или способом данности предмета. Он содержит два компонента: компонент ощущения и компонент смыслообразования. Ноэма представляет собой интенциональный коррелят ноэзиса. Она фиксирует наполнение интенции содержанием восприятия. Это содержание или бытие предмета является идентичным в многообразии способов данности предмета или в множестве конкретных ноэтических переживаний . Например, один и тот же предмет может быть наделён под-час противоположными смыслами, как говоря о Луне можно иметь ввиду как естественный спутник Земли, а также описывать её жабой, как это делал Сергей Есенин: «Золотою лягушкой луна Распласталась на тихой воде. Словно яблонный цвет, седина У отца пролилась в бороде» [4] Короче говоря, феноменология должна различать явление сознания (содержание сознания, ноэма) и феномен сознания (смыслоформирование, ноэзис ) . ГОРИЗОНТ Работа Гуссерля в области описания интенционального сознания приводит его к таким новым понятием или моделям этого сознания, как внутреннее время-сознание и сознание-горизонт. Внутреннее время-сознание - это предпосылка понимания сознания как потока переживаний. Исходным моментом в этом потоке является точка 'теперь' настоящего времени, вокруг которой - в горизонте сознания - собраны только-что-бывшее и возможное будущее. Сознание в точке 'теперь' постоянно соотнесено со своим временным горизонтом. Эта соотнесенность позволяет воспринимать, вспоминать и представлять нечто только возможное : «Только что обсуждавшаяся нами всеобщая своеобразная черта переживаний как возможных данностей рефлектирующего (имманентного) восприятия есть составная часть иного, куда более широкого своеобразия, выражающегося в сущностном законе: любое переживание не только, с точки зрения временной последовательности, пребывает в существенно замкнутой в себе взаимосвязи переживания, но также и с точки зрения одновременности. Это означает, что любое переживание теперь обладает горизонтом из переживаний, которые, как и оно, тоже обладают формой первозданности (из самого первоисточника) „теперь' и как таковые составляют единый первозданный горизонт для такого-то чистого Я, его совокупного первозданного (из самого первоисточника) сознания теперь» [5] . По мнению А.Н. Суворовой, «… горизонт означает точку, из которой временит будущее, следовательно, горизонт - это уже не точка, а основание будущего. Жизненный мир и горизонт - формы актуальностей, в которых сконцентрированы формы будущности. Очень упрощенно можно различить жизненный мир и горизонт как актуально-пространственный и актуально-временной аспекты жизнепереживания, как интерсубъективные (пространственные и временные, соответственно), условия встречи сознания с предметом» [6] . ИТОГ Ноэма и Нозиз позволяют нам постигнуть суть сознания путём распада его на явление и феномен. |
оценка квартиры в новостройке в Липецке
оценка стоимости сооружений в Белгороде
Педагогика
Литература, Лингвистика
Технология
Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство
Конституционное (государственное) право России
Гражданская оборона
География, Экономическая география
Теория государства и права
Социология
Гражданское право
История политических и правовых учений
Бухгалтерский учет
Маркетинг, товароведение, реклама
Биология
Техника
Политология, Политистория
Психология, Общение, Человек
Государственное регулирование, Таможня, Налоги
Экскурсии и туризм
Химия
Архитектура
Охрана природы, Экология, Природопользование
Теория систем управления
Компьютеры и периферийные устройства
Искусство
Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика
Философия
Культурология
Транспорт
Ветеринария
Медицина
Астрономия, Авиация, Космонавтика
Сельское хозяйство
Менеджмент (Теория управления и организации)
Криминалистика и криминология
Уголовное право
Трудовое право
Радиоэлектроника
Международные экономические и валютно-кредитные отношения
Банковское дело и кредитование
Религия
Программное обеспечение
История
Материаловедение
Административное право
Военное дело
Физика
Физкультура и Спорт
Здоровье
Музыка
История отечественного государства и права
Конституционное (государственное) право зарубежных стран
История экономических учений
Право
Биржевое дело
История государства и права зарубежных стран
Историческая личность
Компьютерные сети
Программирование, Базы данных
Страховое право
Геодезия, геология
Пищевые продукты
Таможенное право
Металлургия
Ценные бумаги
Юридическая психология
Международное частное право
Международное право
Жилищное право
Экологическое право
Математика
Налоговое право
Правоохранительные органы
Экономика и Финансы
Семейное право
Компьютеры, Программирование
Разное
Гражданское процессуальное право
Астрономия
Российское предпринимательское право
Земельное право
Иностранные языки
Уголовное и уголовно-исполнительное право
Подобные работы
Философия ирелигия
echo "Взаимосвязь философии и религии..4 Философское религиоведение ……………………………………………. 5 Возникновение религии. Мировые религии современности…………….7 Православие в России. Церковь и русская армия….……
Соотношение теории и эксперимента
echo "Очевидно, что многие формы вненаучного знания старше знания, признаваемого в качестве научного, например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии. В истории культуры многообразные фор
Логический метод Гегеля
echo "Представляя собой высшую точку в развитии немецкой классической философии, гегельянство по своей научной значимости может быть сравнимо лишь с грандиозными системами античности - неоплатонизмом,
Религия в философии Фейербаха
echo "Антропологический материализм Л. Фейербаха. В середине XIX века с острой критикой идеализма выступил немецкий философ Людвиг Фейербах. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что иное, как ра
Основные понятия феноменологии Гуссерля
echo "Классическая феноменология призвана рассмотреть проблемы самосознания и рефлексии , проблемы описания различных форм и уровней деятельности сознания , проблемы очевидности и собственного сознани
Жизнь во внешнем мире. Утилитарный экзистенционализм
echo "Последнее ведет к самоосмыслению человека, самоподнятию его из хаоса по мере познания законов Вселенной. Не сразу, не вдруг, а по капле изживая свое невежество, человек становится Творцом – Свер
Философия и мировоззрение и их соотношение
echo "Выработка нового мировоззрения и его претворение в жизнь - сложная и трудная работа. То, что сейчас происходит в культуре, в наших поисках и в дискуссиях, во многом связано с попытками создать э
Понятие картина мира. Естественнонаучная картина мира и ее связь с наукой и мировоззрением
echo "Раньше в Естествознание ходили все сравнительно немногочисленные знания, которые были известны о Природе, но уже с эпохи Возрождения возникают и обособляются отдельные его отрасли и дисциплины,