Надежда Петровна Ламанова

Прежде чем начать работу, она долго изучала «натуру», а потом творила из тканей, как художник красками. Шила методом «наколки», долго прикладывая ткани к фигуре модели, вдохновенно ее обволакивая, драпируя складками, закалывая булавками... наконец говоря измученной, «обколотой» сотнями булавок клиентке: «Снимайте все это осторо Помощниц у Ламановой было более двадцати. «Архитектор моды» Ламанова не следовала слепо парижским стандартам, правившим в России уже больше века. Имея колоссальную практику в Москве и Петербурге, много работая для театра и балета (спектакли Художественного театра она обшивала с 1901 года до самой смерти), сотрудничая с выдающимися художниками ( Бакст , Головин), она рождала свой собственный стиль В 1925 году модели Ламановой (без нее самой) отправились в Париж на всемирную выставку. Ее платья в русском стиле произвели фурор. Стиль «а-ля рюс » в те годы стал чрезвычайно моден в Европе.

Платья Ламановой , представленные на выставке с полагающимися аксессуарами — обувью, поясами, шляпами и бусами, скатанными из хлебного мякиша, — соперничали с одеждой лучших французских Домов. Она получила Гран-при «за костюм, основанный на народном творчестве». А конкуренция была колоссальная! И не только с французами, но и с соотечественниками. С домами « Китмир », « Ирфе » (ими руководили великая княгиня Мария Павловна Романова, князь Феликс Юсупов с супругой Ириной и другие родовитые эмигранты, не от хорошей жизни вынужденные заняться модельным бизнесом). Окрыленная успехом, Ламанова совершает попытку создать школу моды в Советской России — Студию художественного производственного костюма. Она выступает со статьями в «Красной ниве», где формулирует принципы реформирования модельного дела: «Мода нивелирует людей, не считаясь с особенностями и недостатками их телосложения (вспомним хотя бы кринолин или моду на « спеленутые » юбки). Но всякий человек, несмотря на все недостатки его тела, от природы или от образа жизни, имеет право быть гармоничным.

Совершенно по другому направлению должна идти борьба с грузной фигурой: в этом случае силуэт может быть облегчен только посредством сокрытия непропорциональности путем пресечения его плоскостями другой формы...» Надежда Петровна одевает актеров в первых советских фильмах: « Аэлита », «Поколение победителей», «Цирк», «Александр Невский»; в глубоко пенсионном возрасте вместе с художником Головиным создает шедевры театрального костюма для «Женитьбы Фигаро» во МХАТе, одевает в Театре Красной Армии « Вассу Железнову» с Раневской в роли Вассы ... Станиславский называл ее «нашей драгоценной, незаменимой, гениальной, Шаляпиным в своем деле». С первого года нового века Ламанова работает с Художественным театром.

Станиславский весьма ценил Ламанову как тонкого художника по костюму. В костюмерной мастерской театра Ламанова проработала 40 лет до окончания своего жизненного пути Много позже, в 1933 году, Ольга Леонардовна Книппер-Чехова напишет ей слова благодарности после возобновления спектакля 'У жизни в ладах* (19ЗЗг), восхищенная костюмом для своей роли: 'Обнимаю и целую за Ваши чудесные создания, которые так помогают мне в моей трудной роли'. А почти за 30 лет до этого письма Ламанова делала для Книппер-Чеховой не менее роскошный туалет для роли Раневской в постановке 'Вишневого сада '. Любимой клиенткой Надежды Петровны была актриса А.Хохлова.

Ламанова умело подчеркивала комедийную манеру исполнения ролей актрисой, выразительную острую мимику. При работе с тканью Ламанова умело сочетала внутренний характер и внешность, объединяя их в единый образ.

Другой любимицей модельера была красавица актриса МХТ Лидия Михайловна Коренева . Все туалеты Кореневой били элегантны,.модны и современны. Пo тому,что носила Л. Коренева можно было судить о моде - она стала примером для подражания, под нее заказывали туалеты московские модницы. Так знаменитая Ольга Глебова-Судейкина пизала своей подруге в Петербург: ' У нас тут новая мода, Будешь на выставке - посмотри, как одета Корвнвза . Теперь вое так стараются одеваться именно так.'. Лидия Михайловна имела прекрасную фигуру и вплоть до своей смерти 14октября 1941 года в возрасте 79 лет выглядела всегда импозантно. Самое активное участие приняла она в разработке планов деятельности первых швейных учебных заведений: «Положения о Центральном институте швейной промышленности», «Устава Сокольничьих советских учебных худо В 1925 году Надежда Петровна Ламанова и Вера Игнатьевна Мухина совместно издают альбом «Искусство в быту», представив в нем ряд проектов бытовой одежды, основанной на принципах строгого дизайна. В 1925 году Надежда Петровна Ламанова и Вера Игнатьевна Мухина совместно издают альбом «Искусство в быту», представив в нем ряд проектов бытовой одежды, основанной на принципах строгогО ДИЗАЙНА Другая грань ее таланта проявилась в серьезных теоретических разработках, посвященных различным аспектам искусства моделирования одежды. На страницах журналов «Ателье» и «Красная Нива» появляются глубокие по мыслям и талантливые в литературном отношении статьи Ламановой . Это прежде всего: «Русская мода» («Красная Нива», № 30, 1923 г .) и «О современном костюме» («Красная Нива», № 27, 1924 г .), подготовлена к публикации статья «О целесообразном костюме». Пожалуй, 1924 год стал пос Самое активное участие приняла она в разработке планов деятельности первых швейных учебных заведений: «Положения о Центральном институте швейной промышленности», «Устава Сокольничьих советских учебных художественно-промышленных мастерских». В дальнейшем она полностью переключается на моделирование одежды из кустарных тканей с применением народного кроя. Этой проблемой художница занималась весь период 20-х годов, считая, что использование в современном костюме элементов русского народного искусства может помочь формированию совершенно оригинального направления отечественного моделирования В 30-е годы Надежда Петровна продолжала активно работать в разных театрах, а также в кино. В этот же период она постоянный участник международных выставок. С 1926 года Ламанова создала ряд моделей по мотивам В 1885 году Н. П. Ламанова открывает в Москве свое дело, а уже через 2-3 года ее портновская мастерская приобретает широкую известность в среде живописцев, актеров, режиссеров. Это можно объяснить только тем, что обладавшая высочайшей культурой русская интеллигенция той поры почувствовала особый дар молодой Ламановой , ее способность быть не просто портнихой, а настоящим художником-творцом. Тем не менее, после открытия собственной мастерской и первых признаний ее таланта, Надежда Петровна продолжала учиться теперь в Париже у известных, знаменитых в Европе модельеров.

Несколько позднее произошло знакомство с выдающимся французским кутюрье Полем Пуаре , перешедшее затем в длительную творческую дружбу.

Постоянное совершенствование в избранной профессии и природный талант сделали авторитет ламановской мастерской столь высоким, что в 90-е годы на ее вывеске уже значилось «Поставщик двора Его Императорского Величества». В этот период Надежда Петровна создает серии блистательных придворных туалетов, подлинных шедевров искусства. Часть из них хранится в Ленинграде в фондах Государственного Эрмитажа. Эти вещи красноречиво говорят о том, что их творец художник высочайшего класса, обладающий при этом оригинальным русским почерком. В 1901 году К. С. Станиславский приглашает Ламанову в Московский Художественный театр. Здесь она трудилась в костюмерной мастерской 40 лет до последнего дня своей жизни. Под руководством Надежды Петровны « работались » костюмы для всех спектаклей театра. Круг друзей художницы к этому времени расширился. Среди близких ей людей были В. И. Мухина, М. Горький, М. Ф. Андреева, В. А. Серов. Кисти последнего принадлежит портрет Надежды Петровны, написанный в 1911 году.

Октябрь 1917 года застал Н. П. Ламанову на пороге 56-летия. Можно было бы предположить, что знаменитому мастеру костюма с прочным и видным положением в обществе новая власть придется не по душе, сломает ее, лишит душевных и творческих сил так ведь и случилось со многими представителями русской интеллигенции, некоторые из них навсегда покинули Родину.

Однако приход Советской власти дал Ламановой новый творческий импульс.

Сказалась ее врожденная демократичность, свойственная лучшим представителям русской интеллигенции и воспитанная в ней семьей. В шкале ценностей художницы на первом месте стояло чувство справедливости, служение интересам общества, необходимость делать людям добро. Не случайно в годы первой мировой войны Ламанова с легкостью отдала свое имение под госпиталь для раненых русских солдат. В одной из своих записей Ламанова отмечала: «...Революция изменила мое имущественное положение, но она не изменила моих жизненных идей, а дала возможность в несравненно более широких размерах проводить их в жизнь». Она почувствовала, что именно теперь стране и народу понадобятся ее знания, опыт и редкий талант мастера костюма.

Поэтому так решительно она отказывалась от предложений американских и французских знаменитых модельеров работать на Западе, навсегда покинуть Россию. По инициативе художницы в 1919 году организуется Мастерская современного костюма (при Главнауке ) с широкой новаторской программой, в которой нашли обоснование принципы моделирования костюма для трудящихся масс. Самое активное участие приняла она в разработке планов деятельности первых швейных учебных заведений: «Положения о Центральном институте швейной промышленности», «Устава Сокольничьих советских учебных художественно-промышленных мастерских». И вот именно в эту, столь напряженную и активную пору творчества мастера, стремящегося отдать все свои силы на благо нового общества, ее заключают в Бутырскую тюрьму «за дворянское происхождение». На выручку Н. П. Ламановой бросились друзья, и в первую очередь Максим Горький.

Благодаря громадному авторитету и широкой известности, пролетарскому писателю удалось вызволить художницу из неволи, дать возможность ей продолжить свою деятельность. В период с 1919 по 1924 годы Надежда Петровна разрабатывает на базе логически обоснованного кроя многочисленные модели простой одежды, рассчитанной на широкие демократические слои населения.

Одновременно она с охотой занимается проектированием платья по идеям народного русского костюма. С 1922 года художница состоит членом Академии Художественных наук (в кустарной секции). Ее награждают специальным дипломом за участие в I Всероссийской художественно-промышленной выставке. А затем в 1925 году ее модель получает «Гран-при» на международной выставке в Париже «за национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением». В последующие годы Ламанова почти ежегодно получает призы и дипломы.

Другая грань ее таланта проявилась в серьезных теоретических разработках, посвященных различным аспектам искусства моделирования одежды. На страницах журналов «Ателье» и «Красная Нива» появляются глубокие по мыслям и талантливые в литературном отношении статьи Ламановой . Это прежде всего: «Русская мода» («Красная Нива», № 30, 1923 г .) и «О современном костюме» («Красная Нива», № 27, 1924 г .), подготовлена к публикации статья «О целесообразном костюме». В 1925 году Надежда Петровна Ламанова и Вера Игнатьевна Мухина совместно издают альбом «Искусство в быту», представив в нем ряд проектов бытовой одежды, основанной на принципах строгого дизайна.

Пожалуй, 1924 год стал последним для Ламановой как мастера-практика повседневного нового костюма. В дальнейшем она полностью переключается на моделирование одежды из кустарных тканей с применением народного кроя. Этой проблемой художница занималась весь период 20-х годов, считая, что использование в современном костюме элементов русского народного искусства может помочь формированию совершенно оригинального направления отечественного моделирования. Когда же в середине 20-х годов стала очевидна невозможность радикального изменения в сфере массового костюма, Надежда Петровна согласилась возглавить кустарную мастерскую, выполнявшую заказы Кустэкспорта и других организаций для внутренних и международных выставок.

оценка авто для наследства в Липецке
оценка рыночной стоимости акций в Белгороде
оценка стоимости зданийоценка здания в Москве