Коммуникативные особенности китайцев

Обоснование диалога культур……………………………………... 3 стр.

Межкультурная коммуникация……………………………………. 6 стр. Китай и китайцы……………………………………………………. 10 стр.

Заключение…………………………………………………………. 21 стр.

Список используемой литературы…………………………………22 стр. ВВЕДЕНИЕ Говоря о межкультурной коммуникации, как о науке, невольно приходишь к выводу, что это скорее практическая наука чем теория в чистом виде. Надо сказать, что сама межкультурная коммуникация зародилась еще в древности, ровно тогда, когда народы начинали соединяться и делиться, ссориться и мириться. На первых порах эффективность межкультурной коммуникации была нулевой, так как обычно все заканчивалось резней, гнетом, игом и еще многими неприятными вещами. Но со все большим стремлением к цивиллизованости и гуманности, человечество стало искать и, что самое главное находить пути мирного урегулирования и сосуществования. Так люди начали изучать людей, а наиболее преуспевшие в этом обрели взаимопонимание.

Диалог культур еще не снят с повестки дня, так как идеальные отношения в этом плане еще не достигнуты. По-прежнему на Земле возникают конфликты на расовой почве. Это естественно в силу того, что МЫ разные. Но все же, видя то, что человечество достигло за тысячелетия правления на планете, понятно: диалог культур все же есть и будет развиваться обязательно.

Экспериментально доказано, что механизм восприятия каж дого человека своеобразен и неповторим, однако это совсем не означает, что способность воспринимать мир определенным об разом дается человеку от рождения.

Восприятие формируется че рез активное взаимодействие человека с окружающей его культур ной и естественной средой и зависит от целого ряда факторов, таких, как пол, опыт, воспитание, образование, потребности и т.д. Но не только эти характеристики оказывают влияние на формирование восприятия.

Культурная и социальная среда, в которой проходит становление человека, играет значительную роль в спо собе восприятия им окружающей действительности.

Влияние куль турной составляющей восприятия можно видеть особенно отчет ливо, когда мы общаемся с людьми, принадлежащими к другим культурам.

Значительное количество жестов, звуков и типов пове дения интерпретируется носителями различных культур не одно значно.

Например, ваш немецкий приятель подарил вам на день Рождения восемь прекрасных роз.

Понятно, что восемь или десять значения уже не имеет. Важно лишь то, что число роз четное. Вы понимаете, что ваш приятель может и не знать, что приносить на похороны. Но в соответствии с вашей культурной интерпретацией, у вас возникло неприятное чувство. За всю историю было слишком много таких мелочей, которые не оставляли равнодушными людей разных культур. И все же, чтобы диалог состоялся в полной мере, крайне необходимо уметь слушать и внимать чужие попытки наладить контакт. Что значит понять чужую культуру, и стоит ли терять для этого свою культурную идентичность - вопросы поистине открытые. Ведь, чтобы делать сколь угодно правильные выводы, необходимо изучить культуру народа.

Только тогда, можно будет говорить о том, «чужой» это народ или просто «другой», чуждая ли нам эта культура или просто отличается настолько насколько мы не хотим ее понимать.

Призывать любить весь белый свет со всеми его многогранными проявлениями – кажется по-детски глупым. Но если человек сможет адекватно реагировать на внешнюю для него среду, и если внешняя среда откликнется подобным образом, то тогда будет шанс и быть понятым, и быть услышанным, а возможно даже и прощенным.

Поэтому коммуникацию между культурами нужно начинать с беспристрастного изучения непохожих на тебя людей. ОБОСНОВАНИЕ ДИАЛОГА КУЛЬТУР Ни одна культура не существует изолированно. В процессе своей жизнедеятельности она вынуждена постоянно обращаться или к своему прошлому, или к опыту других культур. Это обращение к другим культурам получило название «взаимодействие культур». В этом взаимодействии очевидным фактом является общение куль тур на разных «языках». Дело в том, что каждая культура в про цессе своего развития создает различные системы знаков, кото рые являются своеобразными ее носителями.

Создание знаков — сугубо человеческая особенность.

Существующие у животных знаки и сигналы связаны лишь с поведением и особенностями жизни того или иного вида. Эти знаки не создавались животными специ ально, они сложились в процессе эволюции вида и передаются генетически.

Только человек осознанно создает свои знаки, они не являются для него врожденными, поскольку представляют со бой форму существования человеческой культуры.

Однако эта способность человека одновременно создает проблему понимания и восприятия чужих культур. На всем протяжении своей истории человечеством было со здано огромное количество знаков поведения, без которых невозможен ни один вид его деятельности. Для человека владение эти ми знаками и знаковыми системами означает его включение в отношения с другими людьми и в культуру.

Многочисленные исследования вопросов взаимодействия культур свидетельствуют о том, что содержание и результаты многообразных межкультурных контактов во многом зависят от способно сти их участников понимать друг друга и достигать согласия, которое главным образом определяется этнической культурой каж дой из взаимодействующих сторон, психологией народов, господ ствующими в той или иной культуре ценностями. В культурной антропологии эти взаимоотношения разных культур получили название «межкультурная коммуникация», которая означает об мен между двумя и более культурами и продуктами их деятельности, осуществляемый в различных формах. Этот обмен может про исходить как в политике, так и в межличностном общении людей в быту, семье, неформальных контактах.

Контакты и взаимоотношения между культурами возникают в результате различных причин, перечислять которые можно до вольно долго. В современных условиях бурное развитие межкуль турной коммуникации происходит в самых разных сферах челове ческой жизни: туризме, спорте, военном сотрудничестве, личных контактах и т.д.

Происшедшие в последние годы социальные, по литические и экономические изменения в мировом масштабе при вели к небывалой миграции народов, их переселению, смешению и столкновению. В результате этих процессов все больше людей переступают раньше разделявшие их культурные барьеры. Фор мируются новые явления культуры, границы между своим и чужим стираются.

Возникающие при этом перемены охватывают практически все формы жизни и получают в разных культурах неоднозначную оценку. Эти оценки чаще всего определяются осо бенностями взаимодействующих культур. Между культурами существуют значительные различия в том, как и какие средства коммуникации используются при общении с представителями других культур. Так, представители индивидуалистских западных культур больше внимания обращают на содер жание сообщения, на то, что сказано, а не на то, как сказано.

Поэтому их коммуникация в слабой степени зависит от контек ста. Для таких культур характерен когнитивный стиль обмена ин формацией, при котором значительные требования предъявляются беглости речи, точности использования понятий и логике выс казываний.

Представители подобных культур стремятся раз вивать свои речевые навыки. Такой тип коммуникации характе рен для американской культуры. И напротив, в коллективистских культурах восточного типа при передаче информации люди склонны в большей степени об ращать внимание на контекст сообщения, на то, с кем и при ка кой ситуации происходит общение. Эта особенность проявляется в придании особой значимости форме сообщения, тому, как сказано, а не тому, что сказано. На этом основании коммуникация в условиях восточных культур характеризуется расплывчатостью и неконкретностью речи, изобилием приблизительных форм выс казывания (типа «вероятно», «может быть» и т.п.). Именно поэто му японцы в деловых взаимоотношениях обычно ведут разговор «вокруг да около», долго рассуждая обо всем, только не об основ ном предмете общения. Эта стратегия позволяет им лучше узнать о намерениях партнеров, чтобы настроиться на главную тему, либо противостоять, не уронив при этом достоинства своих партнеров. На рубеже второго и третьего тысячелетий становится все более очевидным, что человечество развивается по пути расширения взаимосвязи и взаимозависимости различных стран, народов и их культур. Этот процесс охватил различные сферы общественной жизни всех стран мира.

Сегодня невозможно найти этнические общности, которые не испытали бы на себе воздей ствие как со стороны культур других народов, так и более широкой общественной среды, существующей в отдельных регионах и в мире в целом. Это выразилось в бурном росте культурных обме нов и прямых контактов между государственными институтами, социальными группами, общественными движениями и отдель ными индивидами разных стран и культур.

Расширение взаимо действия культур и народов делает особенно актуальным вопрос о культурной самобытности и культурных различиях.

Культурное многообразие современного человечества увеличивается, и состав ляющие его народы находят все больше средств, чтобы сохранять и развивать свою целостность и культурный облик. Эта тенденция к сохранению культурной самобытности подтверждает общую за кономерность, состоящую в том, что человечество, становясь все более взаимосвязанным и единым, не утрачивает своего культур ного разнообразия. В контексте этих тенденций общественного развития становится чрезвычайно важным уметь определять культурные особенности народов, чтобы понять друг друга и добиться взаимного признания.

Процесс взаимодействия культур, ведущий к их унификации, вызывает у некоторых наций стремление к культурному самоутверждению и желание сохранить собственные культурные ценности. Целый ряд государств и культур демонстрирует свое категорическое неприятие происходящих культурных изменений. Про цессу открытия культурных границ они противопоставляют не проницаемость своих собственных и гипертрофированное чувство гордости своей национальной самобытностью.

Различные обще ства реагируют на влияния извне по-разному.

Диапазон сопро тивления процессу слияния культур достаточно широк: от пассив ного неприятия ценностей других культур до активного противо действия их распространению и утверждению.

Поэтому мы являемся свидетелями и современниками многочисленных этнорели гиозных конфликтов, роста националистических настроений, ре гиональных фундаменталистских движений.

Отмеченные процессы в той или иной степени нашли свое проявление и в России.

Реформы общества привели к серьезным изменениям в культурном облике России. За несколько после дних лет появились совершенно новые общественные группы: предприниматели, банкиры, политические лидеры разных движе ний, русские сотрудники иностранных фирм и др.

Происходит становление совершенно нового типа деловой культуры, форми руется новое представление о социальной ответственности дело вого мира перед клиентом и обществом, меняется жизнь общества в целом.

Процесс развивается чрезвычайно трудно и болезненно, поскольку сталкивается с огромным количеством препятствий и ограничений со стороны государства, с недоверием к властям, с некомпетентностью и волюнтаризмом. Одним из путей преодоления существующих трудностей является налаживание эффектив ной системы коммуникации между различными общественными группами и властью. Эта система должна быть основана на прин ципах равного доступа к необходимой информации, прямого общения между собой, коллективного принятия решений и эффек тивной работы сотрудников. К этому нужно добавить, что разно сторонние международные контакты руководителей и предпринимателей всех уровней показали, что успех в любом виде междуна родной деятельности во многом зависит от степени подготовки рос сийских представителей в области мёжкультурной коммуникации. И, наконец, окончание «холодной войны» между Востоком и Западом существенно расширило торгово-экономические отношения между ними. В каждой стране год от года растет число людей, имеющих экономические контакты за пределами своей культуры. В настоящее время в мире насчитывается более 37 тыс. транснациональных корпораций с 207 тыс. филиалов, в которых работает несколько десятков миллионов людей. Для своей эффективной деятельности они должны учитывать особенности культуры своих партнеров и стран пребывания.

Убедительным свидетельством вза имосвязи мировой экономики стали кризисные ситуации после дних лет в России (1998 г.), Мексике и Бразилии (1999 г.), которые нарушили существовавший экономический порядок и приве ли к новой расстановке сил на мировой арене.

Результатом новых экономических отношений стала широкая доступность прямых контактов с культурами, которые ранее казались загадочными и странными. При непосредственном контакте с такими культурами различия осознаются не только на уровне кухонной утвари, одежды, пищевого рациона, но и в различном отношении к женщинам, детям и старикам, в способах и сред ствах ведения дел.

Становясь участниками любого вида межкультурных контак тов, люди взаимодействуют с представителями других культур, зачастую существенно отличающихся друг от друга.

Отличия в языках, национальной кухне, одежде, нормах общественного по ведения, отношении к выполняемой работе зачастую делают эти контакты трудными и даже невозможными. Но это лишь частные проблемы межкультурных контактов.

Основные причины их не удач лежат за пределами очевидных различий. Они — в различиях в мироощущении, то есть ином отношении к миру и к другим людям.

Главное препятствие, мешающее успешному решению этой проблемы, состоит в том, что мы воспринимаем другие культуры через призму своей культуры, поэтому наши наблюдения и за ключения ограничены ее рамками. С большим трудом мы пони маем значения слов, поступков, действий, которые не характерны для нас самих. Наш этноцентризм не только мешает межкультур ной коммуникации, но его еще и трудно распознать, так как это бессознательный процесс.

Отсюда напрашивается вывод, что эф фективная межкультурная коммуникация не может возникнуть сама по себе, ей необходимо целенаправленно учиться. МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В жизни человека процессы общения, коммуникации играют чрезвычайно важную роль.

Поэтому неслучайно процесс общения, коммуникации привлекает внимание специалистов в самых разных областях знания: философии, психологии, социологии, культурологии, лингвистики и др.

Наиболее активно процессы общения начали изучаться со второй половины XX века. Так, в 1950—1960-е годы наибольший научный интерес вызывали способы формализа ции сообщения, его кодирование и декодирование, передача ин формации от адресанта к адресату. Эти исследования шли в рамках новых тогда наук: кибернетики и информатики.

Общение в них рассматривалось как односторонний информационный процесс, при котором наибольшее внимание уделялось способам формализации сообщения, а большая часть определений общения сводилась к идее передачи информации от автора к адресату. В 1960—1970-е годы различные аспекты процесса общения заин тересовали психологов и лингвистов, которые основной акцент сде лали на психологические и социальные характеристики общения, семантическую интерпретацию коммуникативных актов, правилах и особенностях речевого поведения.

Общение теперь определяется как деловые или дружеские взаимоотношения, обмен мыслями при помощи языковых знаков. Свое внимание исследователи при этом со средоточили на психологических характеристиках участников общения, особенностях речевой деятельности, правилах речевого поведе ния, но почти не обращались к анализу механизма общения. В 1980-е годы различные способы общения стали изучаться со циологами, занимавшимися анализом социальной сущности общения, которое понималось как следствие закономерностей функци онирования общества, взаимодействия его членов, становления и развития личности, организаций, общественных институтов. Тогда и появился логико-семиотический и культурологический интерес к общению, который удовлетворялся в рамках социои психолингвистики. В рамках этих научных направлений стало возможным связать коммуникативный акт с личностью участника общения, понять общение как феномен того или иного типа культуры. При изучении процессов общения зарубежные исследователи давно стали использовать понятие «коммуникация». Этот термин позднее был принят и отечественными учеными. В отечественной литературе понятия «общение» и «коммуникация» зачастую упот ребляются как синонимы, хотя при более внимательном подходе между ними обнаруживаются некоторые различия. В англоязычной лингвистической литературе термин «комму никация» понимается как обмен мыслями и информацией в форме речевых или письменных сигналов, что само по себе является си нонимом термина «общение». В свою очередь, слово «общение» обозначает процесс обмена мыслями, информацией и эмоциональ ными переживаниями между людьми. В таком случае действитель но нет разницы между общением и коммуникацией.

Именно так рассуждают лингвисты, для которых общение — это актуализация коммуникативной функции языка в различных речевых ситуациях. В психологической и социологической литературе общение и коммуникация рассматриваются как пересекающиеся, но несино нимические понятия. Здесь термин «коммуникация», появивший ся в научной литературе в начале XX века, используется для обо значения средств связи любых объектов материального и духовного м ира, процесса передачи информации от человека к человеку (обмен представлениями, идеями, установками, настроениями, чув ствами и т.п. в человеческом общении), а также передачи и обмена информацией в обществе с целью воздействия на социальные про весы.

Общение же рассматривается как межличностное взаимо действие людей при обмене информацией. В числе основных функций общения также выделяются контактная, призванная удовлетворить потр ебность человека в контакте с другими людьми, и воздейственная, про являющаяся в постоянном стремлении человека определенным обр азом воздействовать на своего партнера.

Существует точка зрения, что базовой категорией является ком муникация, которая между людьми протекает в форме общения, как обмен знаковыми образованиями (сообщениями). Но существует и противоположная трактовка соотношения понятий «общение» и «коммуникация», в которой основной категорией считается обще ние, а в структуре последнего выделяются коммуникация (обмен информацией), интеракция (организация взаимодействия и воздействия), перцепция (чувственное восприятие как основа взаимопонимания). При этом коммуникация выступает своего рода посредником между индивидуальной и общественно значимой информа цией. Здесь в обоих случаях несмотря на внешние различия основной упор делается на механизм, который переводит индивидуальный процесс передачи и восприятия информации в социально зна чимый процесс персонального и массового воздействия. Таким образом, понятия «общение» и «коммуникация» имеют как общие, так и отличительные признаки.

Общими являются соотношение с процессами обмена и передачи информации и связь с языком как средством передачи информации.

Отличитель ные признаки обусловлены различием в объеме содержания этих понятий (узком и широком). Это связано с тем, что они использу ются в разных науках, которые на первый план выдвигают различ ные аспекты этих понятий. Будем считать, что за общением в основном закрепляются характеристики межличностного взаимодействия, а за коммуникацией закрепляется дополнительное значение — ин формационный обмен в обществе. На этом основании общение пред ставляет собой социально обусловленный процесс обмена мысля ми и чувствами между людьми в различных сферах их познаватель но-трудовой и творческой деятельности, реализуемый главным об разом при помощи вербальных средств коммуникации. В отличие от него коммуникация — это социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации как в межличностном, так и в массовом общении по разным каналам при помощи различных вер бальных и невербальных коммуникативных средств.

Стремление понять чужие культуры или их представителей, разобраться в культурных различиях и сходствах существует столько времени, сколько существует культурное и этническое разнообра зие человечества. Столь же древним, как и желание постичь другие культуры, является стремление не принимать во внимание другие культуры или же рассматривать их как недостойные, оценивая при этом носителей этих культур как людей второго сорта, считая их варварами, у которых нет ни культуры, ни личностных качеств и вообще каких бы то ни было человеческих достоинств.

Такого рода полярное отношение к другим культурам существовало на всем протяжении человеческой истории. В трансформированном виде эта дилемма сохраняется и сегодня и выражается в том, что само понятие межкультурной коммуникации вызывает множество споров и дискуссий в научной литературе и среди специалистов-прак тиков. Это понятие появилось на свет в результате компромисса.

Синонимами его являются кросскультурная, межэтническая ком муникация, а также понятие межкультурной интеракции.

Большинство специалистов считают, что говорить о межкуль турной коммуникации (интеракции) можно лишь в том случае, если люди представляют разные культуры и осознают все, не при надлежащее к их культуре, как чужое.

Отношения являются межк ультурными, если их участники не прибегают к собственным традициям, обычаям, представлениям и способам поведения, а знакомятся с чужими правилами и нормами повседневного обще ния. При этом постоянно выявляются как характерные, так и не знакомые свойства, как тождество, так и инакомыслие, как признан ное, так и новое в отношениях, представлениях и чувствах, возникающих у людей. Было отмече но, что для межкультурной коммуникации необходима принад лежность отправителя и получателя сообщения к разным культу рам. Для нее также необходимо осознание участниками коммуникации культурных отличий друг друга. По своей сущности межкультурная коммуникация — это всегда межперсональная комму никация в специальном контексте, когда один участник обнару живает культурное отличие другого.

Действительно, не вызывает сомнений, что коммуникация бу дет межкультурной, если она происходит между носителями раз ных культур, а различия между этими культурами приводят к ка ким-либо трудностям в общении. Эти трудности связаны с разницей в ожиданиях и предубеждениях, свойственных каждому человеку, и, естественно, отличающихся в разных культурах. У представителей разных культур по-разному идет дешифровка получен ных сообщений. Все это становится значимым только в акте ком муникации и приводит к непониманию и напряженности, труд ности и невозможности общения. И, наконец, межкультурная коммуникация основывается на пр оцессе символического взаимодействия между индивидуумами и группами, культурные различия которых можно распознать. В осприятие и отношение к этим различиям влияют на вид, форму и р езультат контакта.

Каждый участник культурного контакта распо лагает своей собственной системой правил, функционирующих таким образом, чтобы отосланные и полученные послания могли быть закодированы и раскодированы.

Признаки межкультурных различий могут быть интерпретированы как различия вербальных и невербальных кодов в специфическом контексте коммуникации. На процесс интерпретации, помимо культурных различий влияют возраст, пол, профессия, социальный статус коммуниканта.

Поэтому степень межкультурности каждого конкретного акта коммуникации зависит от толерантности, предприимчивости, лич ного опыта его участников. На основании сказанного межкультурную коммуникацию сле дует рассматривать как совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам.

Внутри каждой сферы межкультурная коммуникация проис ходит на разных уровнях. Можно выделить несколько типов меж культурной коммуникации на микроуровне.

Межэтническая коммуникация — это общение между лица ми, представляющими разные народы (этнические группы). Чаще всего общество состоит из различных по численности этнических групп, которые создают и разделяют свои субкультуры. Свое куль турное наследство этнические группы передают от поколения к поколению и благодаря этому они сохраняют свою идентичность среди доминирующей культуры.

Совместное существование в рам ках одного общества естественно приводит к взаимному общению этих этнических групп и обмену культурными достижениями.

Контркультурная коммуникация — происходит между пред ставителями материнской культуры и дочерней субкультуры и выражается в несогласии дочерней субкультуры с ценностями и идеалами материнской.

Характерной особенностью этого уровня коммуникации является отказ субкультурных групп от ценностей доминирующей культуры и выдвижение своих собственных норм и правил, противопоставляющих их ценностям большинства.

Коммуникация среди социальных классов и групп — основыва ется на различиях между социальными группами и классами того или иного общества. В мире нет ни одного социально однородно го общества. Все различия между людьми возникают в результате их происхождения, образования, профессии, социального статуса и т.д. Во всех странах мира расстояние между элитой и большин ством населения, между богатыми и бедными довольно велико. Оно выражается в противоположных взглядах, обычаях, традици ях и др.

Несмотря на то что все эти люди принадлежат к одной культуре, подобные различия делят их на субкультуры и отража ется на коммуникации между ними.

Коммуникация между представителями различных демографи ческих групп: религиозных (например, между католиками и проте стантами в Северной Ирландии), половозрастных (между мужчи нами и женщинами, между представителями разных поколений). Общение между людьми в данном случае определяется их принад лежностью к той или иной группе и, следовательно, особенностями культуры этой группы.

Коммуникация между городскими и сельскими жителями — осно вывается на различиях между городом и деревней в стиле и тем пе жизни, общем уровне образования, ином типе межличностных отношений, разной «жизненной философии», которые прямым образом сказываются на процессе коммуникации между этими груп пами населения.

Региональная коммуникация — возникает между жителями различных областей (местностей), поведение которых в одинаковой ситуации может значительно отличаться. Так, например, жи тели одного американского штата испытывают значительные затруднения при общении с представителями другого штата.

Жителей Новой Англии отталкивает приторно-сладкий стиль общения жи телей южных штатов, который они считают неискренним. А жи тель южных штатов воспринимает сухой стиль общения своего северного друга как грубость.

Коммуникация в деловой культуре — возникает из-за того, что каждая организация (фирма) располагает рядом специфичес ких обычаев и правил, связанных с корпоративной культурой, и при контакте представителей разных предприятий может возник нуть непонимание. Общей характерной чертой всех уровней и видов межкультур ной коммуникации является неосознанность культурных разли чий ее участниками. Дело в том, что большинство людей в своем восприятии мира придерживаются наивного реализма. Им кажет ся, что их стиль и образ жизни является единственно возможным и правильным, что ценности, на которые они ориентируются, одинаково понятны и доступны всем людям. И только сталкива ясь с представителями других культур, обнаруживая, что привыч ные модели поведения перестают работать, обычный человек на чинает задумываться о причинах своей неудачи. Когда в коммуникацию вступают представители разных куль тур, тогда сталкиваются различные культурно-специфические взгля ды на мир. При этом каждый из партнеров не осознает эти различия, считает свой образ мира нормальным и в итоге нечто само собой разумеющееся одной стороны встречает нечто само собой разумеющееся другой стороны.

Сначала обе стороны замечают, что здесь что-то не так.

Пытаясь объяснить эту ситуацию, каждая сторона не ставит под сомнение свое «нечто само собой разуме ющееся», охотнее думает о глупости, невежественности или злом умысле своего партнера.

Коммуникативное поведение – это то, как собеседник ведет себя в процессе общения.

Поэтому вдвойне выгодно изучать коммуникативное поведение людей для повышения эффективности коммуникации, а в случае с иностранцами это выгодно втройне, и это уже международная политика в рамках двух переговорщиков. Здесь возникает представление о «чу жом», которое и становится ключевым понятием к пониманию межкультурной коммуникации. «Чужое» здесь понимается как нездешнее иностранное, еще незнакомое и необычное. И действительно, сталкиваясь с чужой культурой, мы видим в ней много необычного и странного.

Только поняв это, можно прийти к пониманию причин нашей неадекватности в ситуации коммуникации.

Поэтому темой работы стал Китай. Китай видится своего рода этнокультурным монолитом, который возник из совокупности родственных народностей и изначально обладал едиными или тяготеющими к единству духовными традициями. [1] КИТАЙ И КИТАЙЦЫ Китайская Народная Республика – третье по размерам территории государство мира, уступая лишь территории России и Канаде. Китай расположен в Восточной и Центральной Азии.

Территория – 9,6 млн. кв. км. С востока на запад страна протянулась на 5,7 тыс. км., с севера на юг – 3,7 тыс. км. КНР граничит более чем с десятью государствами: на севере – с Монголией и Россией; на западе – с Казахстаном и Афганистаном; на юго-западе – с Индией, Непалом, Бутаном, Бирмой, Таиландом, Лаосом, Вьетнамом; на востоке – с Кореей, имеет морскую границу с Филиппинами и Японией.

Большая часть страны лежит в глубине материка и удалена от морей Тихого океана на тысячи километров, а значение морей в жизни Китая очень велико.

Морские границы составляют 11 тыс. км. (а включая длину береговых линий островов – 21 тыс. км.). Длина сухопутных границ составляет около 15 тыс. км. Но поскольку они большей частью проходят по труднодоступным природным рубежам, для внешних экономических связей используются главным образом выходы к Желтому, Восточно-Китайскому и Южно-Китайскому морям. Выход к морю глубинным районам даёт речной путь до Янцзы.

Длинная береговая линия со многими портами даёт Китаю выход к мировым морским путям.

Морские суда поднимаются вверх по течению Янцзы более чем на 1000 км.

Политико-географическое положение КНР имеет важные особенности. Во-первых, он расположен в регионе, где живет (включая Китай) более ½ населения земного шара.

Естественно, что часто изменения внешней политики Китая прямо или косвенно касаются одновременно многих государств с огромной численностью населения. Во-вторых, более 2/3 длины границ Китая на суше приходится на пять социалистических стран, в том числе самая длинная (7518 км.) и удобная для транспортных связей граница – с Россией. Китай граничит также с четырьмя миролюбивыми развивающимися странами (из них Афганистан и Бирма – страны социалистической ориентации), которые придерживаются антиимпериалистического курса во внешней политике.

Наиболее протяженная граница среди них – с Индией.

Соседство с социалистическими и развивающимися странами объективно очень благоприятно для Китая.

Однако в последнее время вследствие враждебного отношения правительства КНР к большинству соседних государств, в том числе и территориальных претензий к ним, серьезные преимущества такого положения используются слабо. В-третьих, на юге Китая сохранились иностранные владения с почти целиком китайским населением: Сянган (Гонконг) – колония Великобритании и Аомынь (Макао) – территория под управлением Португалии. Имея в Сянгане и Аомыне значительные финансовые и другие интересы и поддерживая через них выгодные для себя связи с капиталистическими странами, Китай не стремится к ликвидации этих остатков колониализма на своей территории. В административно-территориальном отношении Китай подразделяется на 23 провинции (включая Тайвань); пять автономных районов и четыре города центрального подчинения – Шанхай, Пекин, Тяньцзинь и Чунцин.

Столица КНР – Пекин. Китай омывается водами Желтого, Восточно-Китайского, Южно-Китайского морей Тихого океана на востоке.

Главные морские порты – Далянь, Циньхуандао, Тяньцзинь, Циндао, Ляньюньган, Шанхай, Гуаньжоу. Так же в состав территории Китая входит около 5 тыс. островов общей площадью 80 тыс. кв. км.

Крупнейшие из них Тайвань (36 тыс. кв. км., население 20 млн. человек) и Хайнань (34 тыс. кв. км.) С древнейших времен Китай связывал страны Европы и Центральной Азии. Через него проходил знаменитый “Шелковый Путь”. А в Х I Х веке Россию и Китай связывало строительство железнодорожной магистрали в Северо-Восточной части страны. Это была Китайская Восточная Железная Дорога (КВЖД), которая после 1904-1905 гг. находилась под совместным управлением России, Китая и Японии, а в последствии была безвозмездно передана властям Маньчжоу-Го.

Сейчас Россия, Китай и Японию связывают новые авиалинии и оживленные морские пути.

Крупнейший порт Китая – Шанхай, город, который связывает республику со всеми странами мира: Америкой, Англией, Францией, Бразилией, Канадой, Австралией и другими. А в 1984 году Китайское правительство приняло решение открыть для внешнего мира 14 приморских городов, получивших право прямых внешнеэкономических связей. Были также созданы четыре свободные экономические зоны.

Крупнейшие из них – Шэньчжень – находится недалеко от Гонконга.

Положительным в экономико-географическом положении Китая является то, что большая часть границы лежит на суше, а это удобно для транспортных связей. Также КНР граничит с четырьмя миролюбивыми развивающимися странами (из них Индия, Афганистан, Бирма), с хорошо развитыми странами – Кореей и Японией.

Довольно длинная береговая линия со многими портами дает Китаю выход к мировым морским путям, что благоприятно влияет на развитие экономики и хозяйства страны.

Экономико-географическое положение Китая не благоприятно влияет на его экономику в связи с отдаленностью от крупных торговых центров и путей.

Старинные традиции и обычаи прочно вошли в жизнь современного Китая, стали её неотъемлемой частью, связывающей многие поколения людей незримой нитью преемственности. Китай – страна с богатейшими традициями медицины, ткачества и вышивания, национальной кухни, живописи и другие. При ознакомлении с китайскими источниками и при наблюдении за жизнью китайцев нельзя не отметить у этого народа замечательные качества – трудолюбие, настойчивость, терпение, патриотизм.

Благодаря трудолюбию и таланту китайский народ внес большой вклад в сокровищницу мировой науки и техники.

Всякий кто поближе познакомится с китайским крестьянином, не только назовет его добрым малым, но проникнется глубокой симпатией к нему.

Больше всего привлекают в нем трудолюбие, добродушие и кротость, а главное – отсутствие жалоб на судьбу, несмотря на то что условия, в которых он живет, далеко не могут быть названы легкими. [2] Свойства всех китайцев. Из-за большой территории и многонационального состава, в китайской культуре, несмотря на её целостность, существуют различия между региональной и национальной культурами.

Китайский народ обычно разделяется на южных и северных китайцев, граница между ними проходит по реке Хуан Хэ, и они отличаются характерами.

Северные китайцы проще, честнее и открытее, ценят дружбу, в то время как южные китайцы мелочны, мягки и хороши в бизнесе. Если мы разделим северных и южных китайцев на более мелкие группы. согласно местоположению регионов, мы можем обнаружить, что их характеры тоже отличаются.

Например, китайцы с северо-востока естественны и открыты, шанхайцы – умны, пекинцы – практичны, тяньцзинцы – честны и терпимы, китайцы из Шанси – трудолюбивы и бережливы, стойки к трудностям, кантонцы – общительны и любят зарабатывать деньги. На самом деле, однако, характер людей из одной местности также разительно отличается, благодаря различному воспитанию.

Обычно пекинских предпринимателей делят на три группы.

Первая группа – это китайцы, получившие образование за границей, знакомые с иностранной культурой лично.

Вторая группа – это предприниматели из Чжунгуаньчуньской зоны , большинство из которых знакомы с тем, что такое трудность начала собственного дела.

Третья группа – это руководители государственных предприятий, они наиболее подвержены влиянию традиционной китайской культуры.

Поэтому, не следует придерживаться одной и той же линии поведения, когда вы работаете с китайцами. Как говорит китайская пословица: «Знай своего противника и знай себя, тогда ты выиграешь сотню сражений, без опасности поражения», каждому следует знать себя и своего партнера, чтобы выигрывать каждую сделку. Для многонационального Китая характерен коллективизм. С приходом к власти коммунистической партии эта традиция лишь усилилась.

Важным нормативным признаком, с особой силой проявившем себя именно в поселениях неолитических земледельцев, где каждое домохозяйство обычно принадлежало большой семейно-клановой группе, стала практика централизованной редистрибуции (перераспределения). Ее суть сводилась к тому, что глава группы имел право от имени коллектива распоряжаться всем совокупным имуществом. [3] Индивидуальный успех, превосходящий всех сотрудников в одной компании, не одобряется. В сознании китайцев действует правило: «Успех принадлежит всем». Поэтому, если нужно поощрить китайцев, работающих в вашей компании. будьте осторожны в выборе методов, иначе вы можете поставить их в затруднительное положение, и причинить вред внутренней атмосфере среди ваших работников. Если нужно сократить общие затраты вашей компании, встретившись с производственными трудностями, находясь в своей стране, вы захотите уволить некоторых работников. Но в Китае должно соблюдать крайнюю осторожность, если вы выбрали именно этот путь сокращения затрат.

Увольнение нескольких человек может повергнуть всё предприятие в панику. Более мудрым будет уменьшить всем работникам зарплату, тем самым, заставив их искать пути к достижению прибыли. В Китае люди предпочитают находиться в коллективе и нести коллективную ответственность, что их явно отличает от людей Запада, которые стремятся к личной свободе и пекутся о собственных правах.

Китайские традиции помогают культивировать на предприятии атмосферу лояльности.

Соединённые Штаты называют «большим плавильным котлом», потому что они созданы иммигрантами из многих стран, которые привезли с собой черты характера и культуру своей земли. Также известно, что Америку называют «миской салата», по той причине, что культурное наследие разных народов не смогло превратиться в единое целое. Это отличается от терпимости китайской культуры. В Китае живут 56 народностей, каждая из них имеет свои особенности, каждая влияет друг на друга, образуя разнообразную и многоцветную китайскую культуру.

Например, каждая народность имеет свои праздники, но все китайцы отмечают общий большой Праздник Весны – Китайский Новый Год.

Китайская культура не только содержит в себе культуры разных народностей Китая, но принимает и впитывает в себя культуру зарубежных стран. Китай – толерантная страна.

Буддизм, Ислам и Христианство проникли в Китай в разные времена и объединились в китайской культуре.

Например, Буддизм появился в Китае из Индии, смешался с традиционной культурой и превратился в китайский Буддизм, отличающийся от индийского Буддизма.

Реформы и открытость внешнему миру увеличили экономический и культурный обмен Китая с иностранными государствами. В настоящее время Китай многое занял и воспринял из иностранной культуры, и вместо того, чтобы ущемлять и умалять, китайцы придают иностранной культуре китайский дух и местный колорит. Возьмём примеры из лингвистических переводов. World Wide Web – Глобальная сеть - по-китайски называется Вань Вей Ван, что переводится как Сеть десяти тысяч измерений, принимая во внимание не только английское значение слова, но и китайские привычки.

Вероятно поэтому, когда мы занимаемся бизнесом в Китае, мы встречаем много знакомых вещей, но все они пропитаны китайскими ароматами. Это называется «культурной ловушкой». Семья в Китае.

Традиции прошлого и современность наиболее контрастно проявляются в жизни китайской семьи, особенно в отдаленных сельских районах.

Согласно старым суеверным взглядам китайцев, чтобы обеспечить себе спокойное существование, глава семьи должен заботится о непрерывности своего рода. Ему необходимо иметь сына, желательно при жизни видеть его женатым и даже имеющим своих детей, а если возможно, то и правнуков. В чем состояла цель брачного союза? Пребывая в потустороннем мире, усопшие предки постоянно нуждались во внимании: их надо было всегда обеспечивать всевозможными жертвоприношениями, только тогда они чувствовали себя хорошо, пребывая в благополучии, а поэтому ниспослали живым родственникам благоденствие. Если же о них никто не заботился, духи предков испытывали муки голода и холода и другие страдания. Тогда они гневались и навлекали на живых родственников всевозможные несчастья. Надо было сохранить непрерывность рода, прежде всего мужского: дочь, выйдя замуж, уйдет в другую семью; сын останется в семье, женится, приведет жену и будет продолжателем рода.

Именно поэтому в Китае количество мужчин превышает число женщин. На каждые 100 женщин приходится 106 мужчин.

Следовало иметь именно сына, а не дочь, которая, выйдя замуж, принимала фамилию мужа и лишалась права служить своим родственным предкам. Она обязана была служить предкам мужа.

Главную же заботу об умершем мог принять только мужчина. Культ предков обязывал китайца заботиться о том, чтобы иметь мужское потомство, а поэтому в глазах китайцев брак выше безбрачия, обилие детей – благо, бесплодие – несчастье.

Женщина, не имевшая детей, особенно мальчиков, не пользовалась никаким уважением мужа и его родителей, а бесплодие жены считалось законным поводом для развода.

Сохранившаяся и поныне эта традиция нередко приводит к трагическим последствиям. В настоящее время самого пристального внимания заслуживает бытующие явление: дискриминация, жестокое обращение и унижение некоторых женщин за то, что они родили девочек.

Некоторые женщины отказывались от новорожденных девочек, топили их. У некоторых людей довлеет старое представление о продолжении своего рода: рождается мальчик – неимоверная радость, есть кому передать по наследству традиции культа предков; рождается девочка – великая печаль, потому что рано или поздно ей выходить замуж и все кончится. С женщинами жестоко обращаются, младенцев душат, совершают всякие неблаговидные махинации.

Трудно поверить в то, что эти до крайности бессмысленные дикие явления могут происходить в цивилизованном обществе ХХ I столетия.

Особенно живучи старые обряды, связанные со свадьбой. Кое-где день свадьбы назначается прорицателем – слепым гадальщиком, который определяет “счастливый день”. В ночь свадьбы жених и невеста должны возжигать ладан, бить земные поклоны, совершать обряд поклонения небу и земле, своим предкам, на коленях вместе вползать в пещеру, пить из одной чаши “напиток потомков”, совершать другие старые ритуалы. В некоторых местах от сговора до свадьбы требуется пройти длинные ритуальные процедуры, потратить много душевных сил и финансовых средств. По высказыванию старых крестьян, этот ритуал полностью воспроизводит тот, который существовал в старом Китае.

Количество ритуальных процедур не уменьшилось, а расходы на них выросли по сравнению с прежними. [4] В жизни современной китайской семьи большой проблемой является демографическая.

Учитывая большой прирост населения в стране, китайское правительство взяло курс на планирование рождаемости, чтобы в семье было не более одного ребенка.

Родители, придерживающиеся этого, получают от государства различные льготы. Те же, кто нарушает этот курс, подвергаются различным санкциям (дополнительным налогам, ущемлениям прав на работе и т.п.) Первое впечатление. Для многих европейцев Китай не просто другая страна - это совершенно иной мир. Люди, впервые приехавшие в Китай, не только сталкиваются с различиями в языке, географии, политике и т.п. - многие испытывают настоящий культурный шок.

Многие китайские обычаи и привычки уходят своими корнями в древнее прошлое страны и основываются на различного рода предрассудках и суевериях. Со стороны - с точки зрения европейцев - они полностью лишены какого-либо здравого смысла и иногда кажутся немного дикими некитайцам.

Например, не всегда на вопрос, обращенный к китайцу, особенно незнакомому, иностранцем может последовать адекватный ответ. Если китаец не знает, где находится тот или иной пункт, о котором спрашиваете вы, он может что-то нафантазировать или высказать предположение, выдавая его за достоверный ответ. Это связано с боязнью 'потери лица' перед иностранцем. Не всегда и не у всех китайцев это так. В любом случае - в Китае с вопросами лучше обращаться к блюстителям порядка, находящимся при исполнении долга.

Однако для людей желающих работать с Китаем и китайцами знание некоторых базовых китайских традиций и норм поведения будет весьма полезно, так как позволит, что называется, 'сохранить лицо' перед этим своеобразным народом и чувствовать себя менее обескураженными 'странным' поведением китайцев. При этом надо иметь ввиду, что сейчас в Китае наблюдается масса перемен, в том числе и в культурной жизни общества.

Поэтому, возможно, некоторые из нижеописываемых явлений проявляются менее отчетливо и более реже. А некоторые западные традиции приходят им на смену. Когда встречаешь китайца, обращаешь внимание на его одежду.

Скромная одежда без претензий является в Китае нормой.

Изыски и эксперименты в одежде вызывают усмешки и язвительные замечания у китайцев.

Молодежь более понимающе относится к 'западному стилю' в одежде. В Китае туго с глаженьем одежды, особенно в провинции и в чисто китайских отелях.

Берите в дорогу одежду типа 'постирал-и-ношу' из немнущихся тканей.

Женщинам следует избегать шорты, голые спины, слишком откровенные топы и майки на голое тело, глубокие декольте, экстравагантные ювелирные изделия.

Считается, что китайцы очень скромны. Когда вы хвалите китайцев за хорошую работу, они всегда отвечают: «В нашей работе необходимы улучшения». Каждому следует понимать какой смысл скрыт в вышесказанном.

Поэтому не надо удивляться, услышав такое, это просто вежливые формулы. На самом деле китайцам очень приятна похвала.

Скромность китайцев проявляется и в других видах. Когда китаец приглашает вас домой на обед, он может целый день провести в приготовлении блюд, сервировке стола, а потом назвать всё это «обычной домашней едой». Он может подарить вам ценный подарок, и говорить при этом, что это «безделушка». Поэтому, имея дело с китайцами, будьте внимательны, чтобы заметить, когда они говорят правду, и когда они просто проявляют скромность.

Рассматривая скромность как добродетель, китайцы не любят тех, кто любит хвалиться и выпячивать свою персону.

Поэтому, имея дело с китайцами, избегайте самовосхваления, иначе вы можете вызвать у них антипатию к вам. Как следствие своей скромности жители Китая сдержанны.

Китайцы считают добродетелью сдерживать себя, придавая значение гармонии в коллективе, предпочитают равенство в распределении благ. Даже те, кто работает больше и лучше, не любят просить поднять им зарплату.

Многие китайцы рассматривают это как неизменную истину – гармония стоит дороже. Они не будут раздувать ссору, будут стремиться превратить большую проблему в маленькую, а маленькую - в ничто, пытаясь достичь согласия, и избегая неприятностей. Даже когда страдают их личные интересы, они не будут торопиться в суд, как это делают американцы.

Прямой конфликт в Китае вещь редкая.

Вступив в деловые отношения с китайцами, вы можете обнаружить, что для них принять решение требует много времени, всё из-за того, что им нужно единогласное одобрение всех людей, кто имеет отношение к делу.

Обычно китайцы прямо не указывают на недостатки другой стороны, потому что бояться задеть ваши чувства. Общей целью всех китайских предприятий стало достижение взаимопонимания, формирование гармоничной, интегрированной корпоративной культуры.

Конечно, сразу достичь этого трудно. Но поздно или рано, если к этому не стремиться. то может возникнуть отрицательный результат, причиняющий людям неудобства.

Китайцы ценят гармонию в деловых отношениях и это весомый аргумент в пользу ведения бизнеса именно с ними.

Деловое общение. Пища - очень значимый элемент китайской культуры.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что китайцы привыкли приветствовать друг друга, спрашивая, поели ли вы или нет.

Дословно перевод этого вопроса звучит так: 'Вы уже поели риса?' (Ни чифань ла ма?) На что обычно следует ответ: 'Да, спасибо! - А Вы?' (Ши, сесе! Нина?) Это практически точный эквивалент английского приветствия 'How are you?'. И ожидаемый ответ - 'Fine, thanks.' Даже если вы и вовсе не 'fine'. При встрече обмениваются рукопожатиями.

Китайцы могут поклониться или кивнуть головой вместо рукопожатия, хотя рукопожатие сейчас распространено практически повсеместно среди китайцев.

Китайцы, в отличие от японцев, кланяются от плеч, а не от пояса.

Традиционные китайские поклоны в основном в современном Китае не в ходу, кроме, может быть, пожилых китайцев, да и то не везде и не всегда.

Большинство китайцев успешно переняли западную привычку рукопожатия, хотя, может быть, не такого горячего как у европейцев.

Поэтому не стоит удивляться смущению некоторых женщин, которые вынуждены согласно заведенному этикету жать вам (мужчине) руку.

Обнимание и поцелуи, как способ приветствия или расставания, абсолютно не приемлем в Китае (пока) и их следует избегать. Хотя некоторые особо 'продвинутые' китайцы могут удивить вас крепким объятием. Но поцелуи, даже самые невинные, китайцам непонятны. У китайцев человека представляют очень формально, в довольно строгой и официально выдержанной форме. При представлении китайцы могут не улыбаться, даже если имеет место шутка или легкий юмор, так как они научены не проявлять своих эмоций в открытой форме в незнакомой обстановке. Если вас представляют группе китайцев - они могут приветствовать вас аплодисментами.

Следует поаплодировать в ответ. При представлении группой китайцы обычно выстраиваются в линию по рангу и по возрасту - с самым главным или самым старшим во главе линии.

Официально считается, что нельзя перемешиваться с иностранцами (сидеть на переговорах среди иностранных гостей, стоять в группе в окружении с иностранцами). Иностранцы подспудно воспринимаются китайцами как незваные гости или чужаки. На практике китайцы в большинстве своем обычно приветливы и доброжелательны по отношению к иностранцам. У большинства китайцев трехсоставные имена.

Однако молодые китайцы, особенно на Юге Китая, в Гонконге и на Тайване, добавляют себе английское имя. (Например: Эндрю Ван Ли Дун, Юлия Хуа Мэй Шэн). Для европейцев, незнакомых с системой китайских имен, бывает довольно трудно понять как к китайцу: то ли 'Мистер Ван', то ли 'Мистер Дун'. Во избежании этой путаницы многие китайцы, особенно - часто общающиеся с иностранцами, пишут на визитках английское имя и китайскую фамилию (Эндрю Ван). Стоит учесть также, что китайские женщины не берут себе фамилию мужа.

Поэтому не удивляйтесь, если хозяин дома по фамилии Ван представит вам свою жену - госпожу Ма! С этой точки зрения - китайские женщины эмансипировались гораздо раньше европейских.

Женщины в Китае не берут фамилию мужей. 'Госпожа Ли' может быть замужем за 'Господином Ваном'. Китайцы очень часто обращаются к иностранцам по имени + вежливый титул: так 'Ольга Иванова' может запросто именоваться китайцами 'Госпожа Ольга'. Обычно в китайском имени фамилия ставится на первое место и состоит из одного, реже двух иероглифов (слогов). За фамилией следует двусложное(реже - односложное) имя.

Только близкие друзья или родственники обычно обращаются к китайцу по его имени: например к 'Ма Хуну' обращаются просто как 'Хун'. Даже если вы узнали что в китайском имени фамилия а что имя, спросили можно ли к нему обращаться 'просто по имени' и получили утвердительный ответ - такое обращение может сильно покоробить китайца, особенно не привыкшего к 'простоте' и фамилярности иностранцев.

Обычно, для того чтобы избежать данного явления, китацы, часто общающиеся с иностранцами берут себе 'импортные' имена: Джон Ву, Тимоти Ванг, Вася Чжан, Ирина Ли.

Работая с китайцами, нужно стараться переделать своё имя на как можно более короткое и удобное для произношения (соответственно - и для запоминания) китайцами. Даже относительно несложное имя, содержащее свыше трех слогов, может стать причиной переиначивания его у вас за спиной. Кроме того - вы можете сами с самого начала выделить себя на общем фоне знакомых 'Жень', 'Игорей', 'Наташ' дав себе отличительное имя-кличку: 'Большой Женя', 'Мистер И', 'Маленькая Ната'. Процесс 'обзывания' китайцами иностранцев - неконтролируем.

Заранее не позаботившись о представлении своего имени китайцам - вы можете получить 'имя' отнюдь не по тому признаку, который каждый ценит в себе сам. И тогда 'Паша-метр-с-кепкой' или 'Петя-три-пуда' могут напрочно закрепиться за вами и сыграть в будущем с вами и с вашим имиджем злую шутку.

Представляясь китайцам - опускайте отчество. Оно может вызвать только путаницу.

Китайцы, представляясь официально, обычно дают все свои титулы целиком. Тоже следует делать и иностранцам.

Например: кандидат технических наук, кавалер Ордена Дружбы Народов, почетный академик Томского технического университета Иван Иванов, директор научно-производственной фирмы 'Парадигма'. Еще одна специфическая проблема, которая может возникнуть при общении с китайцами, это сложность идентификации пола при общении по переписке (напр. - по email). Большинство южан и зарубежных китайцев подписывается как было описано выше: английское имякитайская фамилия.

Поэтому легко понять 'мистер' или 'миссис'(мисс) перед вами.

Однако, есть довольно большой процент китайцев которые подписываются только китайским именем. Стоит запомнить, что если перед вами имя из трех или двух слогов (напр.: Wang Bo Lu или Li Hua) - то первый слог этого имени - это фамилия. Но так как фамилии в Китае в большинстве своем не имеют полового признака - узнать мужчина или женщина переписывается с вами без дополнительных знаков невозможно.

Поэтому в переписке можно спросить у вашего партнера: мужчиной или женщиной он является.

Проблема эта интернациональная и нечего страшного или неудобного в этом нет.

Некоторые китайцы стали сейчас использовать европеизированный вариант написания своих китайских имен. По возможности - старайтесь избегать обращения 'товарищ', если конечно не общаетесь с партийными боссами. Самое распространенное в Китае обращение - нейтральный 'господин'/'госпожа'. Между собой китайцы очень часто используют для описания иностранцев якобы презрительное 'лао вай' - 'заморский дьявол'. Не воспринимайте это на собственный счет - это всего лишь архаичная форма описания некитайцев. Она уже не несет в себе ни презрения, ни оскорбительных оттенков. Если иностранец уже хорошо знаком китайцу и воспринимается им как 'свой человек', со стороны китайца может наблюдаться несколько снисходительное отношение, которое отражает лишь древнюю, въевшуюся в кровь привычку китайцев считать себя 'Серединным государством' и избранной нацией. На практике - это не грозит иностранцу ничем опасным, особенно если последний воспринимает 'снобизм' китайцев с юмором. Что касается визитных карточек, то их следует печатать на русском с одной стороны и на китайском с другой. В противном случае, особенно будучи применяемыми на выставках, ваши карточки рискуют затеряться в груде 'неопознанных'. В крайнем случае - лучше использовать карточку на английском языке.

Необходимо убедиться, что в карточке используется упрощенный китайский язык, а не классическое сложное написание иероглифов, принятое на Тайване и в Гонконге. Если вы собираетесь посетить и КНР и Гонконг с Тайванем - попросите переводчика заранее пометить коробки с разными наборами карточек.

Карточками принято обмениваться в начале встречи при представлении друг другу.

Собственноручные исправления и добавления на карточке(например - сотовый телефон) не считаются признаком дурного тона. По классической китайской традиции визитную карточку подавать и принимать принято двумя руками. [5] Все китайцы очень не любят, когда к ним прикасаются незнакомые люди и иностранцы.

Женщины в особенности испытывают практически физиологическую неприязнь к тактильным знакам внимания со стороны посторонних или малознакомых людей.

Объятия, похлопывания по спине, лобызания, и вообще любые другие формы тесных телесных контактов могут шокировать китайцев.

Объятия, похлопывания по спине, лобызания, и вообще любые другие формы тесных телесных контактов могут шокировать китайцев.

Нельзя показывать на китайцев указательным пальцем. Для этого служит открытая ладонь внутренней стороной кверху.

Нельзя подзывать никого, маня пальцем. Этому служит в Китае движение пальцами ладони - внутренняя поверхность ладони вниз.

Щелчки пальцами считаются также очень неприличным жестом.

Считается крайне неприличным и грубым класть ноги на стол или стул. Если говорить о больших скоплениях народа, то первое, что приходит на ум – это очередь. Само понятие очереди в Китае практически неизвестно.

Китайцы могут сбиваться в огромные толпы, стараясь получить доступ к чему-либо. При этом они не считают эти скопления кучей-малой или давкой, находя в толпе определенный порядок, уступая друг другу или подрезая друг дуга.

Подарки.

Китайцы обычно очень рады подаркам, которые им дарят иностранцы. Стоит учесть, однако, что подарок обязательно должен быть из той страны, из которой приехал иностранный гость. Это должна быть какая-нибудь уникальная или практичная вещь, которую ваши китайские партнеры никогда не смогут купить в Китае.

Подарки отдельным людям должны быть относительно недороги - 10-15 долларов США. Если вы дарите подарки одновременно нескольким людям - убедитесь в том, что это примерно равноценные вещи. И ни в коем случае не обойдите подарком кого-нибудь, особенно из тех людей, которые были вам полезны во время вашего визита.

Китайцы часто имеют обыкновение приглашать на заключительную церемонию подписания контракта или на торжественный прощальный ужин людей, которые не принимали непосредственного участия в переговорном процессе, но которые являются важными фигурами для ваших непосредственных партнеров: вице-президента фирмы, начальников отделов и управлений или их замов. Это иногда вносит сумятицу в ряды иностранных гостей. Но будучи подготовленным - вы всегда имеете в сумке 2-3 комплекта подарков про запас. Нет ничего страшного, даже наоборот, если вы спросите своих партнеров сколько будет присутствовать гостей с китайской стороны на заключительной встрече.

Будьте уверены - вас поймут правильно и дадут самый точный и правдивый ответ. Если даже точное количество неизвестно - вы можете спросить: не более 3 человек? Тем самым вы можете быть заранее уверены в том, что не поставите себя в неловкое положение не вручив кому-то подарок.

Подарки компании могут быть несколько более дорогими и должны вручаться главе группы, восседающей за столом. Лучше избегать очень дорогих подарков, если конечно у вас не было очень крупной и очень выгодной сделки. Если вас пригласили в гости домой, будет очень уместно принести с собой какие-то оригинальные сувениры вашей родной страны или же какие-то игрушки для детишек.

Совершенно универсальными в китайских условиях являются маленькие безделушки типа значков, красивых карманных календарей. От значков в восторг приходят не только дети, но и взрослые. На крайний случай, если уже ничего не осталось, можно заранее или по пути в гости купить фруктов. Для китайцев совершенно нормальным считается отказываться два-три раза от подарков(иногда -довольно решительно, чуть ли не возмущаясь) прежде чем принять их.

Китаец, который принял подарок 'без церемонии' рискует выглядеть жадным.

Настаивайте на том, что подарки 'совсем маленькие' и что вы обидитесь, если их не примут. Вам могут тут же отдарить в ответ - в знак большого уважения к вам и будущих взаимоотношений. Если подарок завернут, считается невежливым разворачивать его прямо перед вручителем, если только он или она не начнет настаивать на этом. В подарках важна также и цветовая символика.

Желтый цвет передает лессовые почвы. Сине-зеленый цвет есть цвет пышной весенней листвы деревьев.

Красный цвет, подобно его символике у многих народов мира, ассоциируется с солнцем и огнем…Белый цвет со всей очевидностью восходит к снежным вершинам гор, образующих Тибето-Цинхайское нагорье, а черный – к уходящему вдаль потоку Хуанхэ. [6] Для упаковки подарков используйте традиционные цвета удачи - красный и золотой. Все же необходимо избегать белого и черного цветов, которые символизируют траур. Также китайцы считают уместным дарить подарки парами или даже по несколько штук.

Поэтому, если вы берете апельсины в подарок, берите 'удачливое' количество - шесть или восемь, но не нечетное количество.

Хозяин вернет вам несколько (в случае с апельсинами) в знак того, что делится удачей с вами.

Единственный подарок, которого надо избегать дарить китайцам - это часы. На кантонском диалекте часы звучат также как 'идти на похороны' и этот подарок может рассматриваться как пожелание смерти человеку. Так же избегайте дарить острые предметы, так как это рассматривается как угроза дружбе. Цветы традиционно дарятся людям, лежащим в больнице(или выписывающимся), а так же на похороны.

Однако эти традиции меняются со временем, но до сих пор остается обычай дарить людям цветы в четном количестве.

Иностранцы должны избегать дарить китайцам спиртные напитки, даже очень дорогие и элитные. Если вы будете долго и громко восхищаться какой-нибудь безделушкой в магазине на глазах у ваших партнеров - весьма вероятно, что именно эту или её подобную вещь они могут вам подарить при расставании.

Изучающим русский язык китайцам весьма кстати будет в подарок толковый словарь русского языка или книга знаменитого русского писателя.

Сигареты не могут считаться подарком. Прием пищи. В Китае существует определенный культ пищи.

Поэтому многие традиции имеют непосредственную связь с едой.

Трудно найти уголок Земли, где не любили бы чай. Этот напиток занимает второе место после воды.

Родина чая – Юго-Западный Китай и примыкающие к нему районы Верхней Бирмы и Северного Вьетнама.

Интересно, что само слово 'чай' пришло к нам через тюркские языки из северокитайского cha, в то время как источником названия в Западной Европе послужило южнокитайское te. Как это получилось, проследить так же трудно, как и установить точное время появления напитка в разных регионах.

Вначале чай употребляли правители и священнослужители как целебное питье, снимающее усталость, укрепляющее силы и зрение, или в составе мазей, например от ревматизма.

Использовать чай как напиток на его родине начали в V веке. Чай ценился очень высоко – императоры дарили его своим сановникам в знак поощрения. В VI веке это любимый напиток знати. Но к Х веку чай уже стал национальным напитком в Китае и, соответственно, предметом торговли.

Первое упоминание о чае восходит к глубокой древности. О том, как был обнаружен дикорастущий чай, рассказывают легенды Китая, Индии, Японии. По одной из них, чай возник во времена творения Земли и Неба, его связывают с именем Государя Солнца Янь-ди. По другой, император Южного Китая Чен Нунг (III тысячелетие до н.э.) однажды попробовал напиток, который случайно получился из листьев, нечаянно попавших в кипяток.

Напиток оказался настолько ароматным и вкусным, что император приказал собрать и сохранить эти листья и издал указ о применении его по всей стране.

Исторические памятники подтверждают, что чай был известен в Китае уже в период троецарствия (220 - 280 годы). Возделывание его как культуры относится к 350 году.

Индусы считают, что чайный куст случайно обнаружил принц Бадхидхарма, путешествуя по Южному Китаю. По японской легенде чайный куст вырос на том месте, куда упали веки принца Дарумы, которые он обрезал, чтобы не заснуть во время медитации. С этого куста последователи Дарумы собрали листья и приготовили бодрящий напиток. [7] Китайский чай подается в течение всего приема пищи.

Вежливый хозяин наполнит кружки или пиалы гостей, прежде чем они опустеет. Не обязательно пить чай каждый раз как его доливают.

Просто посуда с чаем не должна быть пустой - таков обычай. Вы можете увидеть, как китайцы благодарят друг друга за внимательность и любезность, постукивая двумя пальцами правой руки по краю стола.

Говорят, что данный жест вежливости восходит ко временам династии Цин, когда один император получал удовольствие инкогнито 'уходя в народ'. Сопровождавшие его лица не могли высказать свое уважение правителю словами и выражали его, постукивая двумя пальцами по столу.

Сейчас многие находят эту привычку довольно практичной: можно сказать 'Спасибо' не прерывая основной беседы. Во время еды вы будете использовать палочки. Ни в коем случае не втыкайте палочки в пиалу с рисом вертикально. Для китайцев это 'нехороший' знак, так как напоминает палочки фимиама, которые втыкаются вертикально в пиалу с песком на похоронных церемониях. Не размахивайте палочками и не указывайте ими на людей. Не хорошо так же, если ваши палочки скрестятся с чьими-то еще, когда вы берете пищу из общих блюд.

Просто плохие приметы! Нормальным считается, если хозяева занижают качество принимаемой пищи. Не стоит, впрочем , соглашаться с ним или с ней, даже если пища и не очень хороша.

Наоборот, считается вежливым всячески восхвалять качество и вкус подаваемых блюд. Как и в других азиатских культурах - отрыжка за столом - знак удовлетворения пищей. В противоположность европейской культуре. На банкетах, где иногда бывает до двенадцати смен блюд, старайтесь сдерживать себя.

Хозяева ожидают, что вы попробуете с каждого блюда. Опять таки - считается вежливым сначала ответить отказом на приглашение хозяина опробовать то или иное блюдо. Если вы сразу соглашаетесь - вы можете быть заподозрены в жадности.

Переворачивать рыбу другим боком в блюде - плохая примета. Она символизирует перевернутую лодку.

Съедается верхняя сторона рыбы, а кости убираются, освобождая доступ к нижней стороне. Кости убираются обычно или хозяином или официантом. Не забывайте оставлять чуть-чуть недоеденными лапшу или рис(которые подаются в конце трапезы). Если вы вычистите свою чашку - это будет означать, что вы до сих пор голодны, а хозяева не потрудились накормить вас досыта. После того как прием пищи закончен - гости дружно встают и раскланиваются. Но покурить после еды - вполне в порядке вещей (если хозяева тоже курят). В Китае до сих пор встречаются рестораны, особенно в провинции, где найти вилку просто невозможно. Вы можете доставить хозяевам или сопровождающим вас лицам много неприятных минут, попросив их найти вам вилку и не начинать есть, пока они её не найдут. Если пауза на поиски необходимого вам столового прибора затягивается более чем на 2 минуты - смело беритесь за палочки. Тем самым вы избавите китайцев от необходимости посылать человека за вилкой в соседний магазин или в соседнюю деревню.

Считается, что, чем ниже ранг ресторана, тем естественнее чувствуют себя там китайцы. Не удивляетесь тому, что ваши спутники - вполне цивильные и культурные, на западный манер, в городе - могут начать вести себя как 'крестьяне', чавкая и бросая кости на пол себе под ноги в каком-нибудь придорожном ресторане в сельской местности. 'Пищевые' привычки - одни из самых сильных и сложных в природе человека.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что китайцы, даже самые образованные и воспитанные, забываются и дают себе волю во время обеда. Это нужно просто принимать, не пытаясь понять или переделать. ЗАКЛЮЧЕНИЕ За десять тысяч лет своего развития человеческая культура прошла путь от каменного топора до освоения космоса. Она никогда не оставалась неподвижной: зародившись, развивалась и распространялась из одного региона в другой, передавалась от прошлых поколений настоящим и будущим, все время пополня лась новыми материальными и духовными продуктами.

Глобализация культуры представляет собой процесс интегра ции отдельных этнических культур в единую мировую культуру на основе развития транспортных средств, экономических связей средств коммуникации. В межкультурной коммуникации она вы ражается в расширении культурных контактов, заимствовании куль турных ценностей и миграции людей из одной культуры в другую. В настоящее время процесс глобализации охватил самые раз ные сферы жизни.

Финансы, идеи и люди ныне мобильны как никогда.

Закономерно, что глобальные финансовые рынки, средства информации и миграционные потоки при вели к бурному росту культурных обменов, которые выражаются стремительно возрастающем количестве прямых контактов меж государственными институтами, социальными группами и инди видами различных стран и культур. В ходе этих контактов исчеза ет множество традиционных форм жизни и способов мышления. Но одновременно процесс глобализации ведет к возникновению новых форм культуры и образов жизни.

Благодаря широкой дос тупности определенных товаров и идей локальные культуры меняются и вступают между собой в необычные комбинации.

Границы между своими и чужими стираются. Эта смесь культур со блюдается не только в жизни отдельных индивидов — она все больше становится характерной чертой для целых обществ.

Именно поэто му Организация Объединенных Наций провозгласила 2001 год - го дом диалога между культурами. На сегодняшний день Китай является страной с самым быстрым темпом экономического роста в мире.

Сегодня в Китае проживает почти половина всех людей на Земле. Эта страна по сей день сохраняет свой суверенитет, и мало кто в мире имеет шанс указывать столь мощному паровозу, по каким рельсам и куда двигаться. Судя по вышеперечисленному, как бы мы не относились к китайцам, очевидно, что кое что они понимают лучше нас. Это еще раз подтверждает необходимость изучения корневых особенностей китайского менталитета, природы «их» взаимоотношений, отношения к миру и к самим себе. А собственно для чего еще нужна межкультурная коммуникация, как не для взаимного обмена опытом, знаниями и взаимного обогащения, как нашей материальной так и духовной составляющих. Это значит, что мы можем быть полезными друг другу. И пусть, к какой культуре мы бы не обращались, эта фраза сопутствует людям.

Сравнивая различные культуры, мы скорее исследователи, чем противники.

Сосуществование людей в современной цивилизации невозмож но без стремления к согласию между культурами, которое может быть достигнуто только путем диалога между ними. В этом диалоге ни одна культура не может претендовать на право исключительного голоса или единственно верного миросозерцания.

Отношения меж ду культурами должны строиться на принципах консенсуса и плюра лизма.

Реальным основанием для такого типа отношений служит наличие в каждой культуре позитивных общечеловеческих ценностей, которые можно использовать для межкультурного консенсуса.

История этого мира есть борьба противоположностей, и эта борьба продолжается до тех пор, пока не наступает единство этих самых противоположностей.

оценка стоимости товарного знака в Орле
оценка ущерба экспертиза в Брянске
оценка недвижимости для наследства в Смоленске