Кавабата Ясунари: жизнь и творчество

Спустя несколько лет умерли его бабушка и сестра, и мальчик остался со своим дедом, которого очень любил. Хотя в детстве КАВАБАТА ЯСУНАРИ мечтал быть художником, в возрасте 12 лет он принимает решение стать писателем, и в 1914 г ., незадолго до кончины деда, начинает писать автобиографический рассказ, который публикуется в 1925 г . под названием 'Дневник шестнадцатилетнего'. Продолжая жить у родственников, КАВАБАТА ЯСУНАРИ поступает в токийскую среднюю школу и начинает изучать европейскую культуру, увлекается скандинавской литературой, знакомится с произведениями таких художников, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рембрандт и Поль Сезанн. В 1920г. юноша поступает в Токийский университет на факультет английской литературы, однако на втором курсе берется за изучение японской литературы. Его статья в студенческом журнале 'Синейте' ('Новое направление') привлекла внимание писателя Кан Кикути , предложившего КАВАБАТА ЯСУНАРИ, который в это время (1923) учился на последнем курсе, стать членом редакции литературного журнала ' Бунгэй сюнджю ' ('Литература эпохи'). В эти годы КАВАБАТА ЯСУНАРИ с группой молодых писателей основывает журнал ' Бунгэй дзидай ' ('Современная литература') - рупор модернистского направления в японской литературе, известного под названием ' синканкакуха ' (' неосенсуалисты '), которое находилось под сильным влиянием модернистских писателей Запада, особенно таких, как Джеймс Джойс и Гертруда Стайн . Творческий путь Кавабата начинал как представитель группы неосенсуализма . Повесть «Танцовщица из Идзу », новеллы «Кристаллическая решетка», «Элегия» написаны методом «потока сознания» (влияние Пруста, Джойса), в них присутствуют явные черты неосенсуализма . Концепция ёдзё — «недосказанное чувство» — превалирует в довоенном творчестве писателя. «Рассказы величиной с ладонь» — образец традиционной краткой формы — Кавабата создавал на протяжении всей своей жизни.

Первый цикл вышел в 1926 г . В этих коротких образцах художественного мастерства писатель сливается с вещью, ощущая ее кокоро (душу) и постигая суть вещи.

Истина открывается в момент прозрения — как озарение ( сатори ) в дзэн.

Первый литературный успех начинающему писателю принесла повесть 'Танцовщица из Идзу ' (1925), где рассказывается о студенте, влюбившемся в молоденькую танцовщицу. Два главных персонажа, автобиографический герой и невинная девушка-героиня, проходят через все творчество КАВАБАТА ЯСУНАРИ Впоследствии ученик КАВАБАТА ЯСУНАРИ Юкио Мисима отзывался о характерном для творчества КАВАБАТА ЯСУНАРИ 'культе девственницы' как об 'источнике его чистого лиризма, создающего вместе с тем настроение мрачное, безысходное'. 'Ведь лишение девственности может быть уподоблено лишению жизни... В отсутствие конечности, достижимости есть нечто общее между сексом и смертью...' - писал Мисима . Рассказ «Птицы и звери» считается одним из самых удачных произведений раннего периода его творчества.

Концепция «пустоты» или «небытия» в их буддийском понимании переплетается с элементами западного декаданса и нигилизма, что до сих пор является предметом споров критики — считать ли Кавабата писателем западной или японской ориентации. В книге 'Птицы и звери' (1933) рассказывается о холостяке, который отказывается от общения с людьми и обретает мир среди животных, лелея воспоминания о девушке, которую любил в молодости. В 30-е гг. творчество КАВАБАТА ЯСУНАРИ становится более традиционным, он отказывается от ранних литературных экспериментов. В 1934 г . писатель начинает работу над 'Снежной страной', повестью об отношениях токийского повесы средних лет и великовозрастной деревенской гейши.

Написанная с подтекстом, в эллиптическом стиле (в духе ' хайку ', силлабической японской поэзии XVII в.), 'Снежная страна' не имеет связного, продуманного сюжета, состоит из серии эпизодов. КАВАБАТА ЯСУНАРИ долго работал над романом: первый вариант появился в печати в 1937 г ., и последний, окончательный, - только через десять лет. В романе «Снежная страна» выведен образ представителя японской интеллигенции, оторванного от социальной жизни страны; в нем поднимается проблема эгоизма в сопоставлении с эгоизмом в произведениях Нацумэ Сосэки и Акутагава Рюноскэ . Роман создавался писателем на протяжении десяти лет, начиная с 1937 г . Это произведение подводит итог первому периоду творческого пути Кавабата , когда в его творчестве еще было сильно влияние неосенсуализма и модернизма, а также ощущались явные экзистенциальные приемы. Кроме того, композиции романа присуще и чисто японское явление — построение сюжета путем нанизывания одна на другую новелл, в результате чего каждую главу можно рассматривать как отдельно взятое короткое произведение, своего рода хайку в прозе. Сюжет «Снежной страны» таков — праздный путешественник, дилетант-критик по имени Симамура , приезжает на север Японии, в Снежную страну, чтобы вновь встретиться со своей любовницей — гейшей Комако (она — воплощение реального мира). Но в поезде он замечает другую девушку — Ёко , которая в видении Кавабата олицетворяет нереальный мир, мир зеркального отражения. Главы-новеллы рисуют неторопливую и размеренную жизнь Симамуры и его взаимоотношения с двумя женщинами в этом удаленном от цивилизации уголке Японии, покрытом глубоким снегом. Роман также интересен тем, что в нем на примере героя Симамуры выведен социальный портрет части японской интеллигенции, которая в преддверии войны, отстранившись от социальных проблем, полностью сконцентрировалась на собственном внутреннем мире, на своих впечатлениях и переживаниях. Во время второй мировой войны и в послевоенный период КАВАБАТА ЯСУНАРИ старался быть в стороне от политики, никак не реагируя на то, что происходило в стране. Он долго путешествовал по Маньчжурии и много времени уделил изучению 'Саги о Гэндзи ', классическому японскому роману XI в.

Основные произведения писателя послевоенного времени — романы « Тысячекрылый журавлик» (1949) и «Стон горы» (1950—1952). В романе « Тысячекрылый журавлик» проблема интеллигенции находит свое дальнейшее развитие.

Неуловимый образ японской женщины, восторг перед красотой традиционной керамики как части древней японской культуры становятся предметом описания в этом произведении. В романе «Стон горы» выведен лирический герой Синго , способный жить в гармонии с окружающим миром.

Источник такой гармонии — умение черпать жизненные силы в окружающей человека природе.

Концепция «недосказанного чувства» применительно к искусству и тема смерти являются лейтмотивом всего произведения. В загадочной повести КАВАБАТА ЯСУНАРИ ' Тысячекрылый журавль' (1949), в основе которой лежит традиционная японская чайная церемония, прослеживаются элементы 'Саги о Гэндзи '. Именно повесть ' Тысячекрылый журавль' лучше всего известна на Западе, хотя многие критики полагают, что 'Стон горы' (1954), семейный кризис в шестнадцати эпизодах, является произведением более совершенным. Роман «Старая столица» (1961) принес писателю мировую известность и способствовал получению Нобелевской премии. В произведении явно прозвучали ностальгические нотки по японской старине на фоне быстро меняющегося и капитализирующегося мира; тон романа лирический и несколько грустный.

Кавабата Ясунари с сожалением пишет о том, что старые традиции в Японии сходят на нет, а на их место приходит дух коммерциализации. Не случайно местом действия романа писатель избирает Киото — древнюю столицу, где можно встретить заповедные уголки культуры и старины. В «Старой столице» мы вновь встречаем пару женщин (одна принадлежит миру реальному, а другая — ее зеркальное отражение); теперь это две сестры-близняшки — Тиэко и Наэко . Тиэко — подкидыш; она выросла в семье дизайнера японского кимоно, мастерская которого находится в старом квартале Киото, хранящем атмосферу старины.

Однажды Тиэко , прогуливаясь в горах, встречает девушку, как две капли воды похожую на нее саму, которая оказывается ее сестрой по имени Наэко . Тиэко узнает, что вскоре после того, как она была подкинута в богатый дом, ее отец, дровосек, погиб, упав с дерева, а мать умерла через несколько лет. Конец романа несколько печален: Тиэко после встречи с сестрой расстается с ней навсегда.

Расставание сестер символично — точно так же Япония расстается с миром своей старины. К числу декадентских произведений Ясунари Кавабата послевоенного периода относится роман «Озеро» (1954). Тема женской красоты (что присуще всем произведениям Кавабаты ) перекликается с мотивами жестокого и отвратительного, темой смерти.

Главный герой по имени Гимпэй , в прошлом учитель, уволен из школы за то, что состоял в связи с ученицей.

Теперь он занимается тем, что шпионит за молодыми девушками, подглядывая за интимными подробностями их жизни. Цепь частых совпадений и следственных связей делает повествование занимательным и держит читателя в постоянном напряжении.

Название романа «Озеро» воскрешает в памяти место, где некогда родился герой.

Кавабата был знаком с работами Фрейда и поэтому слово «озеро» выбрал намеренно, поскольку именно чистая водная гладь взывает к образу не до конца реализованного материнства. Это произведение по проблематике тесно смыкается с двумя другими — «Спящие красавицы» и «Рука» (1963—1964), также являющимися декадентскими.

Повесть КАВАБАТА ЯСУНАРИ 'Озеро' (1954), где описывается эротическое наваждение и используется прием 'потока сознания', американский писатель и эссеист Эдмунд Уайт назвал 'столь же сжатой и насыщенной, сколь же естественной и продуманной, как идеальный чайный сад'. В 'Доме спящих красавиц' (1961) рассказывается о старике, который в порыве крайнего отчаяния отправляется в публичный дом, где девицы находятся под таким сильным наркотическим опьянением, что даже не замечают его присутствия. Здесь он пытается обрести смысл бытия, избавиться от одиночества. В этом произведении, писал критик Артур Г.Кимбалл , 'мастерство КАВАБАТА ЯСУНАРИ проявилось в сочетании мыслей о смерти с мозаикой жизни, нагнетание напряжения сочетается с цветистым отступлением... С точки зрения Эдгара По, это идеальный рассказ, в котором автор добивается многозначного эффекта'. В 1931 г . КАВАБАТА ЯСУНАРИ женится на Хидеко и поселяется с женой в древней самурайской столице Японии, в г.Камакура , к северу от Токио, где у них рождается дочь. Лето они обычно проводили на горном курорте Каруйдзава в коттедже западного типа, а зимой жили в доме японского стиля в Дзуси . Неподалеку от Дзуси у КАВАБАТА ЯСУНАРИ была квартира, где он работал в традиционном японском кимоно и деревянных сандалиях. В 1960 г . при поддержке госдепартамента США КАВАБАТА ЯСУНАРИ совершает турне по нескольким американским университетам (в число которых входил и Колумбийский университет), где ведет семинары по японской литературе. В своих лекциях он указывал на непрерывность развития японской литературы с XI по XIX в., а также на глубокие изменения, происшедшие в конце прошлого столетия, когда японские писатели испытали сильное влияние своих западных собратьев по перу.

оценка комнаты в квартире в Липецке
центр оценки собственности в Белгороде
оценка рыночной стоимости строительства в Москве