Фондовый рынок и его формирование в России: специфика, тенденцииПоэтому в юридических работах он заменяется тер мином 'рынок ценных бумаг' в соответствии с трактовкой Феде рального закона 'О рынке ценных бумаг'. Однако данному подходу присущи серьезные недостатки, поскольку под ценными бумагами, как в экономических трудах, так и в ряде нормативных актов (в первую очередь в Гражданском кодексе РФ) понимаются не только акции и облигации, но и другие ценные бумаги, не предназначенные для финансирования воспроизводства основного капитала. Юриди чески более корректным представляется использование термина 'ры нок эмиссионных ценных бумаг'. Фондовый рынок в России сравнительно молод, его зарождение происходило в начале 90-х годов. Он относится к категории развивающихся рынков, для которых характерна высокая доходность, но, как правило, и более высокая степень риска. В последние годы на российском рынке ценных бумаг произошел ряд позитивных изменений: повысилась ликвидность рынка и информационная прозрачность эмитентов, укрепилась законодательная база, наработаны новые механизмы защиты прав инвесторов. Все вышеперечисленное наряду с улучшением экономической и политической ситуации в стране способствует международному признанию России и повышению ее кредитных рейтингов со стороны международных рейтинговых агентств (Moody's, Standard & Poor's, Fitch). Кредитный рейтинг отражает мнение агентства относительно способности и готовности эмитента (в данном случае государства) своевременно и в полном объеме выполнять свои финансовые обязательства. Инвестиционный статус позволяет рассчитывать на заметное увеличение притока инвестиций в страну, так как крупные западные институциональные инвесторы (страховые компании, инвестиционные и пенсионные фонды) не имеют права вкладывать свои средства в страны с низким спекулятивным рейтингом. В настоящее время Россия вплотную приблизилась к инвестиционному рейтингу. Начиная с 2003 года международные агентства постоянно присваивают России инвестиционные рейтинги. По этой причине считается, что у российских ценных бумаг имеется существенный потенциал для дальнейшего развития. 1. Сущность фондового рынка. Понятие фондового рынка, его структура и виды. Понятие фондового рынка. Фондовый рынок — это институт или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) фондовых ценностей, т.е. ценных бумаг. Понятия фондового рынка и рынка ценных бумаг совпадают. Согласно определению, товаром, обращающимся на данном рынке, являются ценные бумаги, которые, в свою очередь, определяют состав участников данного рынка, его местоположение, порядок функционирования, правила регулирования и т.п. Следует отметить, что практически все рынки находят отражение в инструментах рынка ценных бумаг. Так, например, рынок вновь произведенной продукции и услуг представлен коносаментами, товарными фьючерсами и опционами, коммерческими векселями; рынок земли и природных ресурсов — закладными листами, акциями, облигациями, обеспечением которых служат земельные ресурсы и т.д. Рынок ценных бумаг соотносится с такими видами рынков, как рынок капиталов, денежный рынок, финансовый рынок; традиционно на этих рынках представлено движение денежных ресурсов. В принятой в отечественной и международной практике терминологии: финансовый рынок = денежный рынок + рынок капиталов На денежном рынке осуществляется движение краткосрочных (до 1 года) накоплений, на рынке капиталов — среднеи долгосрочных накоплений (свыше 1 года). Фондовый рынок является сегментом как денежного рынка, так и рынка капиталов, которые также включают движение прямых банковских кредитов, перераспределение денежных ресурсов через страховую отрасль, внутрифирменные кредиты и т.д. В рыночной экономике рынок ценных бумаг является основным механизмом перераспределения денежных накоплений. Фондовый рынок создает рыночный механизм свободного, хотя и регулируемого, перелива капиталов в наиболее эффективные отрасли хозяйствования. Структура рынка. Любой фондовой рынок состоит из следующих компонентов: Заключение сделок с ценными бумагами происходит при участии: Юридические и физические лица, не являющиеся профессиональными участниками фондового рынка, могут заключать сделки через брокеров, аккредитованных на соответствующих биржах и имеющих соответствующую лицензию на данный вид деятельности. Ценные бумаги каждого клиента брокера учитываются на отдельном счете в депозитарии. При передаче ценных бумаг от одного собственника к другому, депозитарий делает записи об этом на соответствующих счетах. Депозитарий может быть как структурным подразделением в составе инвестиционного института, так и самостоятельной организацией. Денежные средства клиентов брокера учитываются на специальном клиентском счете, открытом в расчетном банке при бирже . Для уменьшения рисков участников торгов предпринимаются специальные меры, позволяющие бирже принять на себя существенную их часть. Например, в ряде случаев для выставления ценных бумаг на торги биржа требует заранее передать продаваемые бумаги на хранение в специальный торговый депозитарий. Депозитарий выступает в качестве передаточного звена ценных бумаг от продавца к покупателю. Он гарантирует наличие и подлинность продаваемых ценных бумаг. С другой стороны, покупателя могут обязать положить определенную сумму денег в специальный расчетный банк, который выполняет ту же роль, что и депозитарий, но по отношению к деньгам. Расчетный банк и депозитарий тесно связаны с биржей, и при получении от нее уведомления о заключении сделки одновременно передают деньги продавцу, а ценные бумаги покупателю, обеспечивая тем самым безрисковое исполнение сделок. При больших оборотах на бирже контроль за каждой сделкой, даже стандартизованной, оказывается весьма трудоемким и дорогостоящим делом. Для обеспечения такого контроля вводят так называемые системы клиринга, в задачи которых как раз и входит контроль за тем, чтобы все сделки, заключенные на бирже, правильно адресо вы вались и выверялись. Задачей клиринговой системы является установление и подтверждение параметров всех заключенных в данной системе сделок и подведение итогов. Существует несколько разновидностей клиринга, по разным признакам: Клиринг может быть двухсторонним и многосторонним. Двухсторонний клиринг проводится таким образом, чтобы выяснить, кто из участников и какие сделки заключил. Иногда эти сделки рассматриваются самостоятельно, а иногда суммируются, так что в итоге выясняется нетто-позиция каждого из участников торгов в отношении каждого другого: по итогам торговой сессии А купил у Б 300 акций, за что должен перечислить Б 27 000 рублей. И так для каждой пары А и Б. Многосторонний клиринг является логическим продолжением двухстороннего клиринга. В учете он идет дальше и суммирует все сделки каждого участника торгов с разными контрагентами. В результате каждый участник получает по каждому виду ценных бумаг одну позицию. Субъектами рынка ценных бумаг являются: Первичный рынок объединяет фазу конструирования нового выпуска ценных бумаг и их первичное размещение. Вторичный рынок — рынок, на котором обращаются ранее эмитированные на первичном рынке ценные бумаги. В свою очередь вторичный фондовый рынок подразделяется на организованный и неорганизованный рынки. Кроме того, фондовые рынки можно классифицировать по другим критериям: Понятие ценных бумаг. Ценные бумаги являются товаром, который обращается на фондовом рынке. Поэтому прежде, чем перейти к рассмотрению особенностей построения и функционирования фондового рынка, необходимо рассмотреть, что включает в себя понятие ценной бумаги и какие документы могут обращаться на рынке ценных бумаг. Итак, ценные бумаги — это права на ресурсы, которые отвечают следующим требованиям: Ценные бумаги могут существовать в форме обособленных документов или записей на счетах. Рассмотрим виды ценных бумаг, используемых в российской практике и их краткие определения. Профессиональная деятельность — это специализированная деятельность на фондовом рынке по перераспределению денежных ресурсов на основе ценных бумаг, по организационному, техническому и информационному обслуживанию выпуска и обращения ценных бумаг. Профессиональная деятельность на фондовом рынке подразделяется на следующие виды: Анализ состояния и структура российского рынка ценных бумаг. В России выбрана смешанная модель фондового рынка, на котором одновременно и с равными правами присутствуют и коммерческие банки, имеющие все права на операции с ценными бумагами, и небанковские инвестиционные институты. Рынок ценных бумаг в России — это молодой, динамичный рынок с быстро нарастающими объемами операций, со все более изощренными финансовыми инструментами и диверсифицированной регулятивной и информационной структурой. Качественные характеристики фондового рынка РФ Российский фондовый рынок характеризуется следующим: Несмотря на все отрицательные характеристики, современный российский фондовый рынок — это динамичный рынок, развивающийся на основе: массового выпуска ценных бумаг; быстро расширяющейся практики покрытия дефицитов федерального и местного бюджетов за счет выпуска долговых ценных бумаг; объявления первых крупных инвестиционных проектов производственного характера; расширяющегося выпуска предприятиями и регионами облигационных займов; быстрого улучшения технологической базы рынка; открывшегося доступа на международные рынки капитала; быстрого становления масштабной сети институтов — профессиональных участников рынка ценных бумаг и других факторов. Первичный и вторичный фондовые рынки. Особенности первичного рынка. Законодательно первичный рынок ценных бумаг определяется как отношения, складывающиеся при эмиссии (для инвестиционных ценных бумаг) или при заключении гражданско-правовых сделок между лицами, принимающими на себя обязательства по иным ценным бумагам, и первыми инвесторами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также их представителями. Таким образом, первичный рынок — это рынок первых и повторных эмиссий ценных бумаг, на котором осуществляется их начальное размещение среди инвесторов. Важнейшей чертой первичного рынка является полное раскрытие информации для инвесторов, позволяющее сделать обоснованный выбор ценной бумаги для вложения денежных средств. Вся деятельность на первичном рынке служит для раскрытия информации: подготовка проспекта эмиссии, его регистрация и контроль государственными органами с позиций полноты представленных данных, публикация проспекта и итогов подписки и т.д. Существует две формы первичного рынка ценных бумаг: Частное размещение характеризуется продажей (обменом) ценных бумаг ограниченному количеству заранее известных инвесторов без публичного предложения и продажи. Публичное предложение — это размещение ценных бумаг при их первичной эмиссии путем публичных объявления и продажи неограниченному числу инвесторов. Соотношение между публичным предложением и частным размещением постоянно меняется и зависит от типа финансирования, который избирают предприятия в той или иной экономике, от структурных преобразований, которые проводит правительство, и других факторов Вторичный рынок. Под вторичным фондовым рынком понимаются отношения, складывающиеся при обращении ранее эмитированных на первичном рынке ценных бумаг. Основу вторичного рынка составляют операции, оформляющие перераспределение сфер влияния вложений иностранных инвесторов, а также отдельные спекулятивные операции. Важнейшая черта вторичного рынка — это его ликвидность, т.е. возможность успешной и обширной торговли, способность поглощать значительные объемы ценных бумаг в короткое время, при небольших колебаниях курсов и при низких издержках на реализацию. Вторичный рынок ценных бумаг подразделяется на: Особенности данных рынков рассмотрим ниже. Биржевой рынок. Организованный или биржевой рынок исчерпывается понятием фондовой биржи, как особого, институционально организованного рынка, на котором обращаются ценные бумаги наиболее высокого качества и операции, на котором совершают профессиональные участники рынка ценных бумаг. Понятие фондовой биржи. Фондовая биржа — это организованный рынок для торговли стандартными финансовыми инструментами, создаваемая профессиональными участниками фондового рынка для взаимных оптовых операций. Признаки классической фондовой биржи: Фондовая биржа, по российскому законодательству, определяется как организация, исключительным предметом деятельности которой является обеспечение необходимых условий нормального обращения ценных бумаг, определение их рыночных цен (цен, отражающих равновесие между спросом и предложением на ценные бумаги) и надлежащее распространение информации о них, поддержание высокого уровня профессионализма участников рынка ценных бумаг. Фондовая биржа создается в форме закрытого акционерного общества и должна иметь не менее 3 членов. Членами фондовой биржи могут быть только ее акционеры. Фондовая биржа является некоммерческой организацией, не преследует цели получения собственной прибыли, основана на самоокупаемости и не выплачивает доходов от своей деятельности своим членам. Кроме того, к российской бирже предъявляют следующие требования: Организационное устройство фондовой биржи. Фондовая биржа выступает в качестве торгового, профессионального и технологического ядра рынка ценных бумаг, кроме того, биржа является предприятием. В российской практике биржи функционируют в группе дочерних компаний и структур, выполняющих вспомогательные функции. Создание при бирже дочерних юридических лиц используется для следующих целей: Принципом создания высших органов фондовых бирж в международной практике является представительство всех сторон, участвующих в биржевом рынке, для того, чтобы на верхнем уровне управления биржей работал механизм консолидации интересов и принятия сбалансированных решений, обеспечивающих устойчивую, без потрясений работу биржевого рынка. Что касается российского опыта, то принцип представительства и консолидации интересов различных сторон, участвующих в фондовом рынке, практически не учитывается при формировании руководящих органов российских фондовых бирж (например, биржевой совет ММВБ состоит только из представителей акционеров; правил, устанавливающих представительства различных сторон в директорате биржи, не существует). Листинг ценных бумаг и биржевые индексы. К котировке на фондовой бирже допускаются только ценные бумаги, которые прошли ли сти нг, т.е. удовлетворяют определенным требованиям, предъявляемым к ценным бумагам данной биржей. На разных биржах существуют различные критерии допуска ценных бумаг к котировке. Это правовой статус ценных бумаг, степень капитализации рынка, минимальное количество акций, способы распределения акций у акционеров и т.п. При этом могут учитываться такие неформальные моменты, как значимость компании для национальной экономики, её положение в отрасли, стабильность и устойчивость хозяйствования и пр. В России с кон.1992-1993гг. несколько фондовых бирж, претендующих на ведущее положение на рынке ценных бумаг (например, Московская центральная фондовая биржа и др.) объявили о введении ли ст инга, однако, практического значения это не имело, т.к. российские биржи страдают от отсутствия товаров. Практическое применение ли ст инг нашел в подсчете биржевых индексов, разработанных различными информационными агентствами, инвестиционными или брокерскими фирмами. Биржевые индексы. Биржевые индексы являются ключевыми показателями для статистического измерения, исследования и прогнозирования общего положения в фондовой торговле и положения в отдельных отраслях. Биржевые индексы могут исчисляться по разной методике: некоторые биржевые индексы являются простыми средними величинами (средними арифметическими) движения курсов акций; другие же являются индексами в традиционном понимании этого слова, т.е. средневзвешенными величинами, где в качестве весов выступают чаще всего показатели базисной рыночной стоимости обращающихся на рынке акций каждой включенной в его состав корпорации. С точки зрения базы измерения индексы также могут быть различными: одни из них могут представлять рынок в целом, другие — конкретную отрасль или сектор рынка. Одними из наиболее известных индексов в нашей стране являются фондовые индексы AK&M, рассчитанные акционерной компанией 'AK&M', специализирующейся на информационно-аналитическом обеспечении рынка ценных бумаг. Существует 3 индекса AK&M для различных типов эмитентов: Источником такой информации служит ежедневно обновляемая база данных по котировкам спроса и предложения внебиржевых рынков ценных бумаг 'AK&M-LIST'. Внебиржевой рынок. Внебиржевой рынок охватывает рынок операций с ценными бумагами, совершаемых вне фондовой биржи. Через этот рынок проходит: Возникновение этих рынков было обусловлено стремлением фондовых бирж расширить свой рынок, а также желанием создать упорядоченный, регулируемый рынок ценных бумаг для финансирования небольших и средних компаний, являющихся носителями наиболее современных технологий. С другой стороны, из чисто внебиржевого оборота возникают организованные системы торговли ценными бумагами, имеющие компьютерную основу и аналоги территориально распределенной электронной бирже. Российская практика. В настоящее время российский внебиржевой рынок состоит из следующих сегментов: Электронные фондовые рынки находятся в процессе формирования; стихийный рынок суррогатов ценных бумаг (коммерческие сертификаты, кредитные опционы, стандартизированные страховые полисы, обращающиеся товарные контракты, 'билеты', свидетельства о депонировании и т.п.); Рынок ценных бумаг как фактор инвестиций. Рынок ценных бумаг, являясь одной из составляю щих рыночной экономики, имеет возможности через свои механизмы мобилизовать инвестиционные ресур сы в целях экономического роста, развития научно - технического прогресса, инновационной деятельнос ти, освоения новых производств. Недостаточное раз витие рынка ценных бумаг, в основном по причине отсутствия эффективного механизма государственно го регулирования, приводит к ухудшению инвестици онного климата, недоверию потенциальных инвесто ров и в результате — к угрозе экономической безопас ности личности, региона и страны. В ситуации отсутствия бюджетных средств, неспо собности коммерческих банков обеспечить долгосроч ных кредитов для реального сектора экономики при влечение инвестиций через механизм рынка ценных бумаг выходит на первое место. Однако дополнительные выпуски акций акционерны ми обществами в целях привлечения инвестиций, к сожалению не стали правилом. Главными причинами сложившейся ситуации, кроме указанных выше проблем, мешающих развитию рынка ценных бумаг, являются: Именно государству необходимо на дан ном этапе найти механизм решения вышеперечисленных проблем, связанных с выполнением функций рынка цен ных бумаг, привлечения инвестиций как одного из факто ров обеспечения экономической безопасности страны. Как отмечено выше, одним из главных пре пятствий масштабных дополнительных эмиссий является противодействие держателей значительных пакетов акций, так как это ведет к уменьшению доли принадле жащих им ценных бумаг акционерного общества. Среди вариантов решения данной проблемы , могло бы стать принятие специальных нормативно-правовых актов по стимулированию допол нительных эмиссий. Конечно, можно дать налоговые льготы акционерным обществам, эмитируемым дополнительные акции. Однако, это не решит вопрос с точки зрения интересов акционеров владельцев контрольных пакетов акций. Потому что владелец крупного пакета, например, 30% акций об щества решает многие вопросы, связанные с управле нием предприятия. А при дополнительной эмиссии в целях привлечения уставного капитала доля (в варианте 30%) владельца крупного пакета уменьшается. Если еще учесть, что у многих акци онерных обществ сегодня уставные капиталы мини мальные , то инвестиций нужно гораздо больше. Но это не интересно владельцу круп ного пакета и он проголосует против увеличения устав ного капитала. Следовательно, необходимо учесть ин тересы владельцев крупных пакетов акций. В этих целях целесообразно использовать в качестве инвестиционного ресурса земельные участки, занимаемые акционерными обществами, находящиеся в го сударственной собственности. В целях вовлечений в хозяйственный оборот земли в качестве инвестиционного ресурса государство (собственник земельных участков) может внести стоимость земельных участ ков, занимаемых акционерным обществом, в устав ный капитал данных акционерных обществ в процессе проведения дополнительных эмиссий, их акций, опос редующих привлечение инвестиций. Таким образом, государство станет владеть определенным пакетом ак ций акционерного общества. Вариант очень реальный, если исходить из факта, что сегодня акционерные обще ства, не имея возможность выкупить землю, занимае мую данным акционерным обществом, заключают до говор аренды с государством. А с точки зрения привлече ния инвестиций вопрос 'кому же принадлежит земля?', занимаемая данным акционерным обществом, само му хозяйственному субъекту или государству, стано вится важным. Поэтому само по себе решение о по купке земельных участков для акционерного общества в целом, для его дальнейшего развития, а не для дер жателей контрольных пакетов является жизненным. Видимо, здесь еще необходимо государству принять нормативный документ, обязывающий акционерные общества приобрести земельные участки, которые они занимают в силу своей деятельности. Необходимо отметить, что сегодня нет законода тельной возможности внесения стоимости земельных участков, занимаемых акционерными обществами, в оплату акций дополнительных эмиссий этих обществ. Рассмотрим подробнее ситуацию на фондовом рынке и возможные пути решения тех проблем, которые тормозят его развитие. Региональный р ынок ценных бумаг харак теризуется прежде всего своей обособленностью. Процессы, происходящие на крупных финансовых рынках страны, особенно московских, безусловно, оказывают на него свое влияние, но лишь в той мере, в какой местный рынок вовлечен в сферу их деятельности. Сегодня нет налаженного и устойчи вого взаимодействия между этими секторами, что ограничивает возможности развития региональных фондовых рынков и вносит ряд особенностей в их функционирование. Главное, что отличает региональный рынок от столичного, это отсутствие торговых фондовых площадок, из-за чего становится невозможным прямой доступ юридических и физических лиц к организованному рынку ценных бумаг. Это приво дит к дополнительным издержкам инвесторов, сни жая привлекательность для них операций с цен ными бумагами. Отрицательной чертой региональ ного рынка является также слаборазвитая сеть про фессиональных участников рынка ценных бумаг, что в определенной мере объясняется чрезмерно жесткими, а порой и невыполнимыми в региональ ных условиях требованиями, предъявляемыми Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР создана в 2004 году. Наряду с полномочиями ее предшественницы ФКЦБ были переданы функции по регулированию бирж и негосударственных пенсионных фондов) к профессиональным участникам. Основными операторами регионального фон дового рынка являются банковские учреждения, причем как местные, так и филиалы иногородних банков. Между тем банки не спешат получать лицензию профучастника, дающую им право заниматься брокерской, дилерской и депозитарной дея тельностью, доверительным управлением ценными бумагами. Пассивность региональных банков в отноше нии приобретения статуса профучастника рынка ценных бумаг связана прежде всего с несоизмеримостью затрат на осуществление этих видов деятельности и их доходностью. Отсутствие достаточного количества фондовых инструментов, низкая ликвидность корпоративных ценных бумаг, непредсказуемость макроэкономической и политической ситуации обуславливает осторожную и выжидательную позицию кредитных организаций в отношении тех направлений деятельности, которыми дает им право заниматься лицензия профучастника рынка ценных бумаг. Экономическая политика государства по-прежнему ориентирует банковские учреждения на работу с краткосрочными долговыми обязательствами. Однако обращающиеся сегодня на рынке государственные ценные бумаги и векселя не могут слу жить источником долгосрочных инвестиций для региональных предприятий. Такие инвестиции может привлечь в производственные отрасли рынок корпоративных ценных бумаг, прежде всего обыкновенных и привилегированных акций организаций и предприятий, а также долгосрочных корпоративных облигаций. В 1999 г . наметилась тенденция роста объема операций банковских учреждений регионов с акциями предприятий и организаций, но потен циальные возможности этого сегмента рынка далеки от реализации, что обусловлено причинами как макроэкономическою характера, так и присущими исключительно фондовому рынку. Инвестиционная привлекательность корпора тивных ценных бумаг продолжает оставаться край не низкой, за исключением, быть может, 'голубых фишек'. Поэтому банки во избежание убытков предпочитают заморозить свои вложения в корпо ративные ценные бумаги. Важно, чтобы при этом инфраструк турные составляющие рынка ценных бумаг благо приятствовали положительным тенденциям в экон омике. Первоочередными мерами п о улучшению ситуации в этой сфере должны быть действия, на правленные на снижение издержек участников рынка и устранение существующих инвестиционных рисков. За годы приватизации региональными эмитентами было размещено множество выпусков ценных бумаг. Изменение законодательства привело к не обходимости приведения эмиссионных документов в соответствие с требованиями ФСФР . Однако многими акционерными обществами эти действия предприняты не были. В целях выявления незарегистрированных выпусков ценных бумаг или зарегистрированных с нарушением зако нодательства необходима перерегистрация сущест вующих обществ. Это снизит вероятность при знания сделок купли - продажи ценных бумаг не действительными в связи с неправомерностью эмиссии. Серьезной проблемой регионального фондово го рынка является его информационная 'закры тость'. В настоящее время очень трудно получить сведения по многим вопросам деятельности участ ников рынка ценных бумаг . Реализация права потенциальных инвесторов н а получение информации о финансово-экономическом состоянии эмитентов является важнейшим условием формирования вторичного рынка корпо ративных бумаг. В связи с чем большое значение приобретает создание полноценной базы данных по акционерным обществам регионов с до ступом к ним через сеть 'Интернет'. Это даст воз можность своевременно информировать инвесторов, в том числе физических лиц, о состоянии эмитентов, существенных изменениях в работе ак ционерных обществ, допущенных правонарушени ях, незаконных схемах работы тех или иных компа ний. Ликвидность фондового рынка напрямую свя зана с издержками по перерегистрации прав собст венности. Из-за малого количества профессиональ ных участников рынка це н ных бумаг в регионах явно завышены расценки на оплату услуг регистраторов. Между тем высокие затраты не га рантируют инвесторам низкие риски при переходе прав собственности. Ведь по существующим правилам реестродержатель обязан исполнить поруче ние по переводу ценных бумаг с одного счета на другой, но не обязан контролировать оплату этих ценных бумаг получателем. Усугубляет ситуацию существующая система учета прав на именные цен ные бумаги, которая изначально монополистична: у акционерного общества только один реестродержатель и обойти его невозможно. Не устраивает инвесторов и отсутствие единой системы регистрации прав н а ценные бумаги. Что касается снижения стоимости услуг проф участников рынка ценных бумаг, то решение этой проблемы требует формирования конкурентной среды н а фондовом рынке региона. И здесь важно содействие регулирующих и административных ор ганов появлению новых профучастников. Высокая технологичность современного фон дового рынка обязывает действующих на нем операторов иметь соответствующее программное и аппаратное обеспечение, каналы связи, доступ к раз личным базам данных. Это увеличивает стоимость 'выхода' на рынок и затрудняет появление на нем новых компаний. Решение проблемы видится в создании и развитии региональных фондовых центров, которые могут осуществлять комплекс ное обслуживании юридических и физических лиц, т. е . одновременно оказывать услуги брокера, дилера, депозитария и финансового консультанта. Фондовые центры могут создаваться в качестве отдельной струк туры, по могут и работать при кредитных орга низациях, обладающих необходимыми лицензиями. С появлением привлекательных для населения фондовых инструментов станет актуальной органи зация центров мелкооптовой торговли ценными бу магами (подобных Московскому фондовому цент ру), где частные лица имели бы возможность с ми нимальным участием посредников заключать сдел ки, а также знакомиться с информацией о фондо вом рынке, эмитентах ценных бумаг, получать не обходимую консультацию. Работа таких центров будет способствовать росту доверия граждан к фондо вому рынку и стимулировать процесс превращения сбережений в инвестиции. До настоящего времени значительные затруд нения возникали у региональных участников рынка ценных бумаг в связи с отсутствием в регионе ор гана федеральной власти, регулирующего эту сферу. Участники регионального фондового рынка связывают с началом активной работы региональ ного отделения ФСФР надежды на улучшение си туации в сфере регулирования и контроля на рынке ценных бумаг в регионах. Важно, чтобы на местном уровне был разрабо тан комплексный механизм контроля за соблюдением законодательства о ценных бумагах, защите прав инвесторов, эмитентов и профучастников рынка, который бы нашел отражение в нормативных доку ментах региональных органов власти. Принятие та ких документов повысит инвестиционную привлекательность региона . Множество проблем фондового рынка вызвано неподготовленностью предприятий и организаций к работе с акционерами. В западной практике, до выхода на рынок ценных бумаг для привлечения инвестиционных ресурсов, компания обычно развивается за счет собственных ресурсов либо бан ковских кредитов. То есть на фондовый рынок выходит участник, который уже привлекал заемные средства и умеет работать с инвесторами. У нас же в ходе масштабной приватизации произошло все наоборот — эмитентами стали компании, которые не имели ни малейшего понятия о работе с внеш ними инвесторами и заемными средствами. Фондо вый рынок им был нужен для передела собствен ности, а не для привлечения инвестиционных средств. Отсюда нарушения прав акционеров, ма нипуляции с реестром, сокрытие прибыли, мизер ные дивиденды и, как следствие, исчезновение ин тереса мелких инвесторов практически к любым винам акций. Особенно сложно преодолевать крайне скептическое отношение населения к фондовому рынку после скандально завершившейся деятельности компаний типа 'финансовых пирамид'. Объем реальных активов, приходившийся на одну ценную бумагу таких компаний, был очень мал. В результате, после их банкротства, инвесторы оставались ни с чем. В интересах акционеров целесообразно законо дательное закрепление положения о расчете пред приятиями величины чистых активов, как это де лается кредитными организациями (собственные средства, уменьшенные на резервы для покрытия просроченных долгов и обесценения ценных бумаг). Если данная величина станет меньше уставного капитала, то предприятие должно уменьшить раз мер уставного капитала. Информация о величине чистых активов предприятия, раскрываемая через средства массовой информации, позволит инвесто рам принимать более взвешенные решения и снизит риски вложений, а также будет препятствовать выводу рабочих активов с предприятия. В связи с тем, что с самого начала построение и развитие российского фондового рынка регули ровалось множеством государственных ведомств, нынешняя его законодательная и нормативная база чрезмерно усложнена и объемна, содержит много противоречий и в целом не удовлетворяет требова ниям участников рынка ценных бумаг. Достаточно сказать, что общий объем нормативных и законода тельных актов, в той или иной мере затрагивающих вопросы функционирования рынка ценных бумаг, уже приближается к 11 тысячам страниц и их количество постоянно растет. Простой инвестор или менеджер предприятия не в состоянии от слеживать все изменения, что может привести к неприятным последствиям. Причем если многие вопросы слишком зарегулированы (например, про цедура выпуска эмиссионных ценных бумаг), то другие аспекты функционирования фондового рын ка, напротив, не охвачены законодательством (фью черсы, опционы, складские свидетельства и т. д.). Все это вызывает у инвесторов боязнь использовать фондовый рынок для решения своих проблем. Изменить законодательство, регламентирующее деятельность на рынке ценных бумаг, на уровне субъекта федерации практически невозможно. Но, как показывает опыт других регионов, развитию местных фондовых рынков способствует принятие ряда мер па региональном уровне. Помимо тех, о которых уже говорилось, Хотелось бы отметить важность таких факторов, как разработка законо дательных и нормативных актов об инвестицион ной деятельности н а территории региона, принятие крупных целевых программ социальной направлен ности (жилье, связь, дороги и т. д.), способных привлечь средства всех категорий инвесторов на фондовый рынок и одновременно снизить бюджетные затраты, создание системы штрафов за наруше ния федерального законодательства. Большое значение имеет разработка системы показателей эф фективности работы предприятий, повышение ин формационной прозрачности эмитентов, организа ция просветительных программ по вопросам фон дового рынка для населения, мелких эмитентов, корпоративных инвесторов и т. д. Ускоренное решение перечисленных проблем требует объединения усилий всех заинтересованных сторон — представителей государственных и муни ципальных органов, профессиональных участников фондового рынка, банков, крупнейших акционер ных обществ региона — и будет способствовать раз витию цивилизованного регионального рынка цен ных бумаг. Однако радикальные положительные перемены станут возможными только в случае устойчивого экономического роста и политической стабильности в стране, наличия благоприятных внешних факторов, активных действий правитель ства в области структурных преобразований эконо мики и принятия мер, направленных на стимулиро вание инвестиций в реальной сектор экономики. Особенности развития современных фондовых бирж Глобализация финансовых рынков, развитие компьютерных и телекоммуникационных технологий обостряют конкурентную борьбу, в результате которой биржи вынуждены осуществлять масштабные инвестиции в новые технологии для того, чтобы повышать кон курентоспособность, предлагая новые услуги, привлекать новые ком пании-эмитенты, новых членов и широкие круги инвесторов. Индустрия фондовых бирж или, если рассматривать шире, организаторов торговли на рынке ценных бумаг претерпевает определен ные изменения, которые, однако, различаются от региона к региону. Это связано с освоением новых рынков, внедрением новых инстру ментов, консолидацией и укрупнением организаций инфраструктуры, изменением принципов ведения бизнеса, а порой и организационно - правовой формы. Динамику деятельности фондовых бирж можно проследить при анализе некоторых статистических показателей орга низаций - членов Международной федерации фондовых бирж (да лее - Федерация, или FIBV). Рынки и инструменты Исследования различных рынков, организованных биржамичле нами Федерации, показывают, что их активность концентрируется пре имущественно на традиционных продуктах акциях и облигациях. Неудивительно, что 98% бирж формируют рынки акций , 82% - также рынки облигаций. Следовательно, доходы фондовых бирж складываются преимущественно за счет экс плуатации типичных биржевых продуктов - акций и облигаций. Рынки производных инструментов — дериватов — пока еще не достаточно представлены в Федерации, особенно если учесть колос сальное развитие в мире торговли фьючерсами и опционами с сере дины 80-х. Среди бирж — членов Федерации 48% организуют рынки опционов и 30% — рынки фьючерсов (рис. 1). Наблюдается тенденция перехода от форм ассоциаций и организаций, регулируемых специальными пра вовыми актами, к компаниям акционерного типа, в результате чего их членская (акционерная) база стала более открытой и многообразной. Фондовый рынок России сталкивается с новыми ис пытаниями, в частности, такими, как усиление конкуренции со сто роны других рынков, включая частные торговые системы и Интернет . Это внешнее давление вынуждает фондовые биржи адаптиро вать свою внутреннюю структуру к меняющимся воздействиям. Успех адаптации все больше и больше зависит от структуры самих бирж. Кроме того, для большей адаптации и постоянного развития технологии и модернизации рынков необходимы масштабные инвестиционные программы, что требует существенных новых капиталовложений. Для привлечения нового капитала некоторые фондовые биржи решили принять статус регулируемых специальными правовыми актами и открыть доступ для более широкого круга инвесторов в качестве своих совладельцев, а не только для профессиональных участников финансового рынка. Таким образом, необходимость поиска нового капитала и создания эффективного биржевого контроля объясняет в значительной мере динамику деятельности ряда бирж в направлении преобразования своего статуса и инкорпорирования. Тенденции развития современных фондовых бирж. В настоящее время рынок ценных бумаг, как и вся российская экономика, поражен глубоким кризисом. Он был вызван целым комплексом как объективных, так и субъективных факторов. В России продолжают функциониро вать многие биржи и организаторы торгов, будущее которых в насто ящее время является весьма туманным. В отличие от рынка ценных бумаг, который в том или ином виде будет в России сохранен, судьба организаторов торгов может оказаться более драматичной. Если сущ ествующие институты не смогут выжить до периода оживления рынка, если им не будет оказана поддержка , то в будущем российский рынок ценных бумаг может перейти под кон троль иностранных бирж и организаторов торгов. Тем более что уже сегодня ими предпринимаются весьма активные шаги в этом направ лении. Рассматривая проблему развития российского фондового рынка, следует выделить ее составные части — политику самих бирж и поли тику государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг. Политика бирж . В России развитие фондовых бирж с точки зрения их рынков и технологической цепи происходило в двух на правлениях — создание, во-первых, собственно фондовых бирж, вовторых, универсальных институтов, формирующих рынки различ ных финансовых инструментов и валюты, обеспечивающих также участников полным набором услуг — от организации торгов до осу ществления клиринга и обеспечения расчетов как по ценным бумагам, так и по денежным средствам. Примером первого направления является Российская торговая система (РТС), второго - Московская межбанковская валютная биржа. Российская торговая система создала Расчетную палату, усилила свое взаимодействие с Депозитарно – клиринговой компанией . Таким образом, организация рынка по принципу единой технологической цепочки, используемому первоначально только на ММВБ, развивается на всех ведущих фондо вых площадках России (РТС, МФБ, СПВБ и т. д.). На сегодняшний день еще сохраняются различия в торгуемых инструментах. Если РТС продолжает оставаться организатором торгов по акциям, то некогда специализированные площадки по торговле акциями и облигациями (например, Московская фондовая биржа) пытаются организовать ры нок валюты и рынок дериватов. (Пионерами универсальных фондо вых бирж остаются ММВБ и СПВБ, которые с 1997 г . организуют торги практически по всем видам финансовых инструментов и валю те.) В целом тенденция универсализация в России прослеживается. Сохраняются различия и в организационно - правовой форме орга низаторов торгов. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и принципами государственного регулирова ния наложены жесткие ограничения на организационно - правовую фор му отдельных видов профессиональных участников рынка ценных бу маг. Так, фондовая биржа создается только в форме некоммерческого партнерства (МФБ, РТС), в то время как организатором торговли мо жет быть и закрытое акционерное общество. Именно поэтому ММВБ (закрытое акционерное общество), являющийся по функциям полно ценной фондовой биржей, обладает лицензией организатора торговли (что, в общем, не мешает ей успешно развивать данный вид деятельнос ти и конкурировать с полноценными фондовыми биржами). Что касается технологического аспекта, то в данной области в России отмечается редкое единство — все биржи и торговые систе мы используют электронные торговые системы, а не механизм зального голосового аукциона. В плане регионального охвата все ведущие площадки России благодаря электронным технологиям организации торгов не ограничиваются только своими регионами и пытаются более или менее успешно привлекать региональных участников. На ММВБ работают свыше ста региональных профессиональных участников нескольких десятков регионов России, в семи городах функциониру ют представители ММВБ, обеспечивающие участникам доступ к тор гам на ММВБ; в РТС также работают региональные участники; МФБ неоднократно декларировала свои региональные планы. Те региональ ные биржи, которые ориентируются только на профессиональных уча стников данного конкретного региона, стагнируют, несмотря порой на активную поддержку местных властей. Таким образом, можно отметить, что на деятельность российских бирж влияют мировые достижения и тенденции. Это вселяет надеж ду, что именно рынок, то есть сами профессиональные участники, в перспективе выберет наиболее эффективные площадки, оказывающие более качественные услуги с меньшими издержками. Политика государственных органов регулирования российского рынка ценных бумаг. В этой области налицо отставание России от мировых тенденций . В качестве отдельных примеров можно привести особую привержен ность российских регуляторов к некоммерческим партнерствам (так, фондовая биржа, клиринговый центр, некоторые виды депозитариев могут быть созданы только в рамках данной организационно-право вой формы) и патологическое недоверие к открытым акционерным обществам. Сохранены ограничения на совмещение ряда видов про фессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Нередко мне ние профессиональных участников откровенно игнорируется регуля торами рынка ценных бумаг. Разумеется, не все то, к чему стремятся профессиональные участники, полезно для рынка ценных бумаг вообще, поскольку разные интересы у государственных органов, регули рующих рынок, и у различных профессиональных участников. Но если целиком игнорировать мнение последних, прикрываясь как щи том задачей защиты инвесторов, то можно полностью ликвидировать отдельные группы профессиональных участников. Надежда на оптимистический прогноз российского рынка ценных бумаг и на сохранение и последующее развитие национальных институтов рынка ценных бумаг позволяет сделать вывод, что анализ мирового опыта в этой области не бесполезен для всех специалистов (как регулирующих рынок, так и работающих на нем). В 2005 году международные рейтинговые агентства ( Standard and Poor’s, Moody’s ) неоднократно повышали кредитные рейтинги РФ, что косвенно свидетельствует о росте инвестиционной привлекательности России. «В 2006 году экономический рост в России продолжится, по-прежнему будут увеличиваться положительное торговое сальдо, объемы золото - валютных резервов и стабилизационного фонда, поэтому, скорее всего, рейтинг инвестиционной привлекательности нашей страны будет повышен всеми агентствами не менее, чем на 1 пункт с перспективой достижения в ближайшие 2-3 года максимального кредитного рейтинга «А» (по версии Fitch )»-считает Д. Письменный. По мнению В. Остапенко, финансового директора ООО «Нитэк», наблюдающийся рост инвестиционной привлекательности России отражает общее оздоровление ее экономики. С одной стороны, это свидетельствует о том, что бизнес чувствует себя все более и более комфортно, с другой — привлекает иностранные капиталы, что при условии должного государственного регулирования способствует развитию экономики в целом. Однако, не все эксперты считают, что можно говорить о росте инвестиционной привлекательности России. Так, А. Ходарев, финансовый директор группы компаний «Сапсан», полагает, что рейтинги агентств — это лишь ответ на некоторые изменения российского законодательства по защите прав инвесторов в этом году: «О росте инвестиционной привлекательности страны в первую очередь свидетельствует покупательная способность населения, но этот показатель в среднем по России в 2005 году практически не изменился. Однако, не смотря на спекулятивный оборот, в настоящее время Россия вплотную приблизилась к инвестиционному рейтингу. Начиная с 2003 года международные агентства постоянно присваивают России инвестиционные рейтинги. По этой причине считается, что у российских ценных бумаг имеется существенный потенциал для дальнейшего развития. |
оценка станков цена в Москве
независимая оценка автомобиля для наследства в Калуге
Педагогика
Литература, Лингвистика
Технология
Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство
Конституционное (государственное) право России
Гражданская оборона
География, Экономическая география
Теория государства и права
Социология
Гражданское право
История политических и правовых учений
Бухгалтерский учет
Маркетинг, товароведение, реклама
Биология
Техника
Политология, Политистория
Психология, Общение, Человек
Государственное регулирование, Таможня, Налоги
Экскурсии и туризм
Химия
Архитектура
Охрана природы, Экология, Природопользование
Теория систем управления
Компьютеры и периферийные устройства
Искусство
Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика
Философия
Культурология
Транспорт
Ветеринария
Медицина
Астрономия, Авиация, Космонавтика
Сельское хозяйство
Менеджмент (Теория управления и организации)
Криминалистика и криминология
Уголовное право
Трудовое право
Радиоэлектроника
Международные экономические и валютно-кредитные отношения
Банковское дело и кредитование
Религия
Программное обеспечение
История
Материаловедение
Административное право
Военное дело
Физика
Физкультура и Спорт
Здоровье
Музыка
История отечественного государства и права
Конституционное (государственное) право зарубежных стран
История экономических учений
Право
Биржевое дело
История государства и права зарубежных стран
Историческая личность
Компьютерные сети
Программирование, Базы данных
Страховое право
Геодезия, геология
Пищевые продукты
Таможенное право
Металлургия
Ценные бумаги
Юридическая психология
Международное частное право
Международное право
Жилищное право
Экологическое право
Математика
Налоговое право
Правоохранительные органы
Экономика и Финансы
Семейное право
Компьютеры, Программирование
Разное
Гражданское процессуальное право
Астрономия
Российское предпринимательское право
Земельное право
Иностранные языки
Уголовное и уголовно-исполнительное право
Подобные работы
Частные деньги: проблемы и перспективы развития
echo "Введение. Деньги околдовывают людей. Из-за них они мучаются, ради них они трудятся. Они изобретают самые хитроумные способы получить их и самые изощренные способы потратить их. Деньги – единст
Классификация ценных бумаг и их виды
echo "Непосредственно самому процессу накопления денежного капитала предшествует этап его производства. После того как денежный капитал создан или произведен, его необходимо разделить на часть, котора
Фондовый рынок и его формирование в России: специфика, тенденции
echo "Поэтому в юридических работах он заменяется тер мином 'рынок ценных бумаг' в соответствии с трактовкой Феде рального закона 'О рынке ценных бумаг'. Однако данному подходу присущи серьезные недос