Библия с позиций нравственности

Библия с позиций нравственности

Библия не может служить учебником морали для обычных людей, она уже не является той священной книгой, которой была раньше.

Содержание Вступление…………………………………………..5 I глава. Общие современные сведения о Библии…6 II глава Происхождение Библии………………….10 III глава.

Анализ эпизодов………………………...12 IV глава.

Анализ и классификация молитв……...16 Заключение………………………………………...19 Список использованной литературы……………..21 'Прежде всего я учился у иезуитов. Мир ещё не создавал ничего более великолепного, чем иерархическая структура католической церкви.

Многое я прямо оттуда перенёс в структуру нацистской партии....' Г. Раушнинг. 'Говорит Гитлер'. 'Доктор Сречко Перич, монах из Ливно... обещал после резни отпустить убийцам грехи, ибо убийство не есть грех, если оно совершается в интересах католической церкви.' Р. Петрович. 'Геноцид с благословления Ватикана'. 'Наша Библия рисует характер Бога с исчерпывающей и безжалостной точностью.

Портрет, который она нам предлагает, - это в основном портрет человека, если, конечно, можно вообразить человека, исполненного и переполненного злобой вне всяких человеческих пределов... Все его деяния, изображённые в Ветхом завете, говорят о его злопамятности, несправедливости, мелочности, безжалостности, мстительности. Он только и делает, что карает - карает за ничтожные проступки с тысячекратной строгостью; карает невинных младенцев за проступки их родителей; карает ни в чём не провинившихся обитателей стран за проступки их правителей; и снисходит даже до того, что обрушивает кровавую месть на смирных телят, ягнят, овец и волов, дабы покарать пустяковые грешки их владельцев. Более гнусного и разоблачающего жизнеописания в печатном виде не существует.

Начитавшись его, начинаешь считать Нерона ангелом...' Марк Твен. 'Людей же всех перебили мечом, так что истребили всех их; не оставили ни одной души. Как повелел Господь Моисею, рабу Своему, так Моисей заповедал Иисусу, а Иисус так и сделал; не отступил ни от одного слова во всём, что повелел Господь.' Иис. Н. 11:14-15 ' Теперь иди и порази Амалика, и истреби всё, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца.' 1 Цар. 15:2-3 Вступление Библия - 'книга книг', 'сверхкнига'. Эта книга была, пожалуй, самой значимой из всех книг в человеческой истории, в развитии культуры, философии, литературы и искусства.

Христиане нередко называют её 'учебником любви'. И правда, в Библии сказано: 'не убий', 'не укради', 'возлюби ближнего своего, как самого себя', 'как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними', 'любите врагов ваших', 'не притесняй и не угнетай', 'Бог человеколюбивый, долготерпеливый и многомилостивый' и т.п.

Поэтому библейские религии ассоциируются у нас с образом человеколюбивого и многомилостивого Бога, прощающего вину и преступление и грех, и мы ожидаем от них именно любви, доброты и милосердия. К сожалению, это верно далеко не всегда.

Многие авторы изучали Библию и как основу наиболее распространённой в мире веры, и как сложный литературный памятник, но большинство из них не рассматривали один из наиболее важных, на мой взгляд, аспектов Библии, а именно её ценности с позиций нравственности и человеческой морали. Можно ли составлять этические правила на основе Библии? Можно ли брать пример с библейских героев? Правда ли, что Господь милосерден и прощающ, как утверждается в Священном Писании? Мало кто задавался такими вопросами, и поэтому данной работой я надеюсь частично исправить это упущение. Целью моего исследования является анализ Библии, её героев, их поступков и поступков самого создателя нашего мира с позиций нравственности, причём нравственности не церковной («если за веру, то делать всё можно» - цель оправдывает средства), а нравственности человека, которая порой даже основана на самой Библии (не убий, не укради и т. п.). В связи с этим я выделяю следующие задачи: Тщательно и подробно изучить историю создания Библии, её общие характеристики; Рассмотреть перевод Библии с древне-еврейского на новые языки; Рассмотреть и проанализировать около двадцати эпизодов из Библии; Провести анализ молитв, разбить их на несколько групп, объяснив причины разбиения; Провести социологический опрос на тему «Верите ли вы в Бога?»; Сделать вывод на основе проведённого исследования.

Предупреждение: Автор этой работы не является атеистом, он критикует не Бога, а Библию. I глава Общие современные сведения о Библии Библия – это сборник разновременных, разноязычных и разнохарактерных сочинений, который лежит в основе богослужения и догматики иудаизма и христианства, признаётся ими священным.

Существует определённая «норма» Библии, которая называется каноном. Слово «канон» на древне-греческом языке означает прямую палку, в частности, меру, употребляемую плотниками. В переносном смысле это слово было применяемо для проверочного правила в области этических наук, искусства, логики, грамматики. В смысле «правила жизни» это слово встречается в послании к Галатам 6,16. В первые века христианства этот термин обозначает мнения и опыт.

Применение этого выражения по отношению к Священному Писанию впервые появляется в послесловии к каталогу Амфилохия (380 по Р.Хр.); также и Ориген, очевидно, называет те книги каноническими, которые с христианской точки зрения считаются подлинными и пользуются божественным авторитетом.

Неканоническими книгами называются те, которые не вошли в состав канона.

Апостол Павел в одном месте называет книги Моисея, если не весь еврейский канон, «Ветхим Заветом» («при чтении Ветхого Завета» 2 Кор. 3, 14). Там же он определяет самого себя и своих сотрудников «служителями Нового Завета» (2 Кор. 3,6). Этими названиями (палайа дiафеке)—Ветхий Завет и (каине д i афеке) — Новый Завет в конце второго столетия церковными писателями отмечались как еврейская и христианская книги Св.

Писания.

Ветхий завет написан на древне-еврейском языке.

Единственным исключением являются: Езд. 4, 8 до 6, 18; 7, 12—26; Иер. 10, 11; Дан. 2, 4 до 7, 28. Эти отдельные места написаны на халдейском наречии, которое в качестве как бы переходного во многом расходится с халдейским наречием более позднего времени (на котором написан Таргум), и также с сирийским языком. Это странное явление объясняется тем, что Даниил и Ездра жили в Вавилоне и имели отношение к вавилонским и персидским правителям, которые пользовались большим влиянием в этом городе и его окрестностях. В Ветхом завете и народные мифы, и легенды (кн. Бытие), частично восходящие к общесемитическим преданиям (миф о грехопадении первых людей, о потопе); исторические повествования (книга Самуила, Царей), являющиеся важным источником по истории древней Палестины и соседних народов; запись этических норм и ритуальных предписаний (книга Второзаконие, куда входят Десять заповедей); публицистические произведения (книга Пророки); философические размышления (книга Иов, Екклесиаст); любовная лирика (книга Песнь песней); религиозная поэзия (псалмы, приписанные царю Давиду, в совокупности называемые Псалтырь); псевдоисторические повести (книга Есфирь). Согласно традиции, Ветхий завет разделяют на три части: Закон (по-еврейски Тора), или Пятикнижие, составление которого приписывается Моисею, Пророки (куда помимо книг так называемых пророков Исайя, Иеремия и других, входят также книги Иисуса Навина, Судей, 1-я и 2-я книги Царей и т. д.), и Писания, или Агиографы. Эти произведения, создававшиеся на протяжении многих веков (некоторые фрагменты, например Песнь Деборы, входящая в состав книги Судей, восходят к 12 веку до нашей эры), объединяются с 5 века до нашей эры в сборники, подвергаются редактированию иерусалимским жречеством, внедрявшим идею, будто у евреев изначально господствовал монотеизм (единобожие). Ветхозаветный канон вырабатывался между 90 – 100 н. Э., а в 7 – 9 веках богословы, называемые масоретами (от древне-еврейского масора – предание), создают унифицированный текст Ветхого завета.

Древнейшие дошедшие до нас полные рукописи Ветхого завета (конец 9 – 10 вв.) передают масоретскую редакцию.

Только кумранские рукописи (найденные в 1947 – 65 гг. в пещерах на побережье Мертвого моря) позволили познакомиться в оригинале с отдельными книгами и фрагментами Библии в домасоретской редакции и создали серьёзную базу для изучения складывания ветхозаветного текста. В христианских богослужениях Ветхий завет используется в переводах на греческий, латинский, старославянский и новые языки. В основе многих из этих переводов – древне-греческий перевод (так называемый перевод 70 толковников, по-латински – Септуагинта), сделанный с домасоретского текста во 2 веке до нашей эры (дошёл в рукописях, начиная с 4 века нашей эры), содержит разночтения по отношению к масоретской версии (соответствующие в некоторых случаях кумранским рукописям). Септуагинта включает, кроме того, ряд произведений, не вошедших в еврейский канон Библии.

Латинский перевод (главным образом с древнееврейского текста,с использованием имевшегося латинского перевода с Септуагинты) выполнен богословом Иеронимом в 386 – 406 (сохранились рукописи 6 века) и положен в основу католической Библии, так называемой Вульгаты. На Руси Библия переводилась преимущественно с греческого, хотя возможно, что при переводе некоторых книг пользовались и еврейским оригиналом.

Первая полная русская Библия появилась в 1499 году, причём часть книг была переведена с латинского текста Иеронима. В период Реформации в Западной Европе появляются переводы Библии на новые языки (в том числе перевод М. Лютера). Новый завет написан на греческом языке, однако этот язык не древне-классический, но особенный, от него происходящий, так называемый иудейско-греческий или эллинский. Когда Александр Великий задался целью перенести греческий язык и греческие обычаи на восток, он основал город Александрию в Египте, часть которого он отвел для еврейской колонии. Таким путем и благодаря принимающему все большие размеры переселению евреев из Палестины на запад появилось много людей, думающих и чувствующих по-еврейски, а говорящих по-гречески. Так образовалось иудейско-греческое наречие. На этом языке была написана Септуагинта ( LXX или перевод Семидесяти). Этот язык был широко распространен не только в Египте и Малой Азии, но также и в Палестине. Этот греческий язык менялся в известной мере в различных провинциях Азии и Африки, которые были подчинены Македонскому правительству. Мы имеем только весьма неполное знание этого языка, но, понятно, что он в еще большей мере, нежели более поздний греческий язык, пренебрегает тонкими различиями в конструкции и выражении, принимая новые и провинциальные слова и формы в большом количестве, допуская еще большее перемешение определенных наречий. Таким образом, выработался язык Нового Завета таким, каким мы его имеем. Это наречие правильно определяется выражением «еврейские мысли в греческом одеянии» и объясняется в освещении ветхозаветного языка, причем связывающее звено находится в Септуагинте (LXX). Новый завет состоит из 4 Евангелий, Деяний апостольских, 21 послания и Откровения (Апокалипсиса) Иоанна Богослова. Книги Ветхого Завета упоминаются в Новом без всяких сомнений иногда под общим названием «писаний» (Матф. 22, 29; Деян. 17, 11), в других местах они определяются более подробно «законом и пророками» (Матф. 7, 12; Рим. 3, 21), «законом Моисеевым, пророками и псалмами» (Лук. 24, 44), а документы, к которым относятся эти названия, считаются содержащими истину Божественного Откровения. Наш Спаситель и Его Апостолы постоянно ссылаются на места из книг еврейской Библии; таким образом, все книги Ветхого Завета, кроме книг Судей, Екклесиаста, Песни Песней, Есфири, Ездры и Неемии упомянуты в Новом Завете.

Согласно традиции новозаветные произведения принадлежат ближайшим последователям Христа или их ученикам и датируются в основном серединой 1 века нашей эры. На самом деле они созданы позднее, по-видимому, во второй половине 1 – начале 2 веков (древнейшая дошедшая до нас рукопись – фрагмент Евангелия от Иоанна – датируется приблизительно 125 годом нашей эры). Новый завет сложился в результате компромисса между различными группировками ранних христиан, причём его канонический состав не был утверждён до конца 4 века: существовал ряд Евангелий, посланий и откровений, не признанных церковью; из последних некоторые впоследствии были включены в канон. Новый завет – важнейший источник по истории становления христианства.

Разнородная по своему происхождению, Библия отражала различные социальные, политические и этические воззрения.

Наряду с призывом улучшения положения угнетённых (особенно в книгах Пророков) и к разрушению Римской империи (Апокалипсис) в Библии господствует апология монаршей власти, общественного неравенства, собственности; провозглашается, что «нет власти аще не от бога». Идеалом семейных отношений выступает патриархальная семья с подчинением женщины домовладыке, с включением в семью наложниц и домочадцев.

Исторический процесс рассматривается как проявление «промысла божьего», земля – как средоточие Вселенной, мир – как имеющий начало и конец.

Признанная священной («боговдохновенной») книгой христианской церкви (позднее её «боговдохновенность» была опровергнута критикой 17 – 18 веков – Б. Спиноза, Ж. Астрюк), Библия на протяжении всего средневековья определяла форму выражения мысли в Европе.

Библейская космогония, социальное учение, этика были признаны церковью непререкаемой нормой и использовались в интересах эксплуататорских классов. К Библии прибегали для оправдания привелегий феодалов, инквизиции, рабства, приниженного положения женщины.

Еретические учения (в том числе павликианство и богомильство, отвергавшие боговдохновенность Ветхого завета) не столько оспаривали, сколько переосмысливали учение Библии, находя в ней подчас обоснование идеи равенства («Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто был господином?»). Ссылками на Библию аргументированы крестьянские требования во время Великой крестьянской войны (1524 – 26 гг.) и программы Английской буржуазной революции.

Изучение Библии началось ещё в древности и первоначально имело преимущественно богословский характер. В средние века создаётся особая дисциплина – экзегетика, ставившая целью истолкование отдельных мест Библии и, в частности, объяснение противоречий, которые и тогда уже бросались в глаза, однако трактовались как мнимые.

Библейская критика начинается с 17 – 18 веков и продолжается до наших дней. Так, в книге Бытие изложены два взаимоисключающих мифа о сотворении человека [в одной версии мужчина и женщина были созданы одновременно, в другой Ева – позднее из ребра Адама]; в одном мифе о потопе дождь, вызвавший потоп шёл 40 дней, а в другом – 150 дней и тому подобное. В различных евангелиях по-разному определяются время рождения Христа, место, куда увезли младенца Иисуса, продолжительность проповеди Христа. II глава Происхождение Библии Слово «библия» греческого происхождения.

Тростник папируса (библус), употребляемый для древних письмен, положил основание греческому названию книги, (библос, библ i он). Священные книги, читаемые в греческих церквах христианами-греками, естественно назывались biblia , то есть книги, — однако, применение этого названия можно проследить только до V столетия, когда оно встречается у Златоуста. С течением времени это название вместе с другими словами греческого происхождения проникает в словарь Западной Церкви. Здесь также употребляется другой термин, впервые применяемый Иеронимом, bibliotheca divina , божественное книгохранилище, который появляется на старо-английском языке в виде слова Bibliothece . В XIII столетии слово среднего рода множественного числа « biblia » стало рассматриваться как слово женского рода единственного числа и как таковое и вошло в обиход.

Библия является собранием некоторых произведений древнееврейской литературы, правовых, обрядово-религиозных и исторических сочинений, специально отобранных и переработанных жречеством, “книжниками”, в целях утверждения и пропаганды учения иудаизма.

Усилиями передовых ученых XVIII — XIX вв. было установлено, что так называемая Тора (Тора по традиции разделяется на пять книг и поэтому называется также “Пятикнижием”) и примыкающие к ней “Писания” исторического содержания состоят по крайней мере из четырех источников, отнюдь не совпадающих с традиционным делением Библии на книги.

Изученные источники были использованы составителями в неодинаковой степени в различных частях “Пятикнижия” и “Писаний”. К таким источникам относятся “Яхвист” и “Элохист”, которые называются так условно, по употреблению автором того или иного названия или обозначения для израильского божества (Яхве или Элохим), сборники легенд и исторических преданий периода разъединенных царств, “Второзаконие” — обработка законодательства, которое было создано при Иосии, и “Жреческий кодекс” — продукт религиозно-политической литературной деятельности, в основном, по-видимому, времен вавилонского пленения. Кроме того, в текст включены отдельные фольклорные и другие отрывки (военные песни, пересказы эпоса), древнейшим из которых, как обычно считают, является “Песня Деборы” в “Книге судей” (конец XII — начало XI в. до н.э.). Критикам Библии еще на много лет хватит работы, чтобы разобраться в бесчисленных наслоениях текстов, дать им научное определение. Их задачу к тому же осложнили дополнения по тем или иным причинам внесенные длинным рядом редакторов, толкователей, компиляторов и переписчиков.

Вершиной исследования Библии является ее историческая критика. Туман невежества стал рассеиваться только с наступлением эпохи великих археологических открытий в середине XIX в. Из-под песков пустыни извлекли на поверхность замечательные памятники забытых культур — святилища и гробницы фараонов, а также руины царских дворцов и храмов Хорсабада, Хаттушаша, Ниневии, Вавилона, Ура, Угарита и многих других древних городов Месопотамии и Сирии. При раскопках найдено бесчисленное количество письменных документов, буквально целые огромные библиотечки и архивы. В 1901 г . в Сузах был найден кодекс законов вавилонского царя Хаммурапи (II тыс. до н.э.); кодекс этот, как оказалось, был источником некоторых законодательных установок “Пятикнижия”. В середине 19 века археологические раскопки начались и в Палестине. Было обнаружено большинство городов, название которых мы раньше знали только из Библии. В развалинах этих городов найдено подтверждение подлинности ряда фактов, упоминаемых в Библии, в том числе найдены неопровержимые доказательства захватнической политики Иисуса Навина, остатки зданий времен Саула, Давида и Соломона, а также следы опустошительных вторжений арамейцев, ассирийцев и халдеев. Была установлена тесная связь между обычаями, законодательством и религией.

Достаточно отметить для примера, что десять заповедей и законы Моисея сложились под влиянием месопотамского законодательства, что история сотворения мира, так же, как и сказание о потопе и ряд других сказаний, заимствована из вавилонской мифологии, что даже вся эсхатология пророков, например, картины страшного суда, загробной жизни, рая и ада, ангелов и сатаны, — все это заимствовано из чужих источников.

Словом, все христианские религиозные концепции на несколько столетий старше Библии, из которой мы их почерпнули. III глава Анализ эпизодов В данной главе содержится анализ корневых эпизодов Библии (убийство Авеля Каином, Великий потоп и другие) и поступков её главных героев (прежде всего Господа, а также Адама, Евы, Ноя и других). 1. Каин и Авель. Бытие, гл. 4. «Спустя несколько времени Каин принёс от плодов земли дар Господу, и Авель также принёс от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его. […] И сказал Каин Авелю, брату своему: пойдём в поле. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.» В данном отрывке ключевыми вопросами являются: «Почему Господь принял дар Авеля, а Каина – нет? И почему Господь не предотвратил преступление?». Возможным ответом на первый вопрос является то, что Господь решил устроить Каину испытание на веру. Но тогда почему Он не уследил за последствиями испытания? Или хотел довести всё до конца? Получается, что для Господа ничего не значит одна людская жизнь… И необходимо обратить внимание на ещё один отрывок, относящийся к данному эпизоду: «Ты будешь изгнанником и скитальцем на земле. […] И сделал Господь знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его» Это наказание Каина за убийство своего брата. На разговорном языке это будет звучать так: «Выпустить убийцу к людям и сделать его неуязвимым.» Получается парадокс: с одной стороны Господь заботится о людях – наказывает убийцу, а с другой – наказывает с риском для жизни других людей. 2. Всемирный потоп. Бытие, Гл. 6 – 7. «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были во зло во всякое время. И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своём. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов, и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их» Закономерно предположить, что величайшим злом, которое могли совершать «человеки» - это были убийства. В наказание за это Господь совершил, по сути, массовое убийство, интересно, как бы это расценили на Нюрнбергском процессе? И к тому же погибают невинные животные и птицы… 3. Жизнь Ноя. Бытие, Гл. 9. «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнажённым в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив её на плечи, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и не видели наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих». Ясно, что Хам поступил неправильно (хотя он и не сделал ничего страшного – ведь в Библии не сказано, что он смеялся над наготой отца!), но есть ещё два момента, на которые мало кто обращает внимание и которые не соответствуют морали, но остаются не только без наказания, но и без порицания со стороны составителей Библии. Во-первых, как вы наверное обратили внимание, Ной был пьян до такой степени, что лежал, не осознавая своей наготы. Во-вторых, проклят Ханаан, который был виноват только в том, что он сын своего отца! По какой причине данные поступки оказались без внимания??? 4. Вавилонская башня. Бытие, Гл.11. «На всей земле был один язык и одно наречие. […] И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город». В тексте Библии ничего не сказано о том, почему Господь «рассеял их по всей земле». Может быть, Господу не понравилось то, что люди хотели посягнуть на его могущество (хотя даже это чувство – властолюбие – Господь испытывать не может из-за своего человеколюбия, милостивости и т. п.)? Но ведь они хотели лишь оставить свой след на земле и рассеятся по всей земле (я иду прямо по тексту Библии!)… Причина неизвестна и непонятна. 5. Готовность Авраама принести в жертву своего сына. Бытие, Гл. 22. «И после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе. […] И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою, и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня». Хотя сама суть искушения аморальна и крайне жестока, есть ещё одна фраза, которая может удивить внимательного читателя.

Общепринятым мнением является то, что Бог просит для себя только любви, но ангел Господень говорит: «…Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего… для Меня» Из этой фразы можно сделать вывод, что надо не только любить , но и бояться Бога, и приносить Ему жертвоприношения… 6. Отрочество Моисея. Исход, Гл. 2. «Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим, сынам Израилевым, и увидел тяжкие работы их; и увидел, что Египтянин бьёт одного Еврея из братьев его.

Посмотрев туда и сюда и увидев, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке», Одна из главных заповедей христианства гласит: «Не убий». В этом же отрывке напрямую сказано, что Моисей нарушил её, причем это представлено как храбрый и благородный поступок – защита своего соотечественника. Если брать пример с Моисея, то каждый из нас может без зазрения совести убить иностранца, ударившего русского, и считать это за богоугодный поступок. 7. Бог и сыны Израиля в рабстве. Исход, Гл. 2. «Спустя долгое время умер царь Египетский. И стенали сыны Израилевы от работы и вопияли, и вопль их от работы восшел к Богу. И услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом. И увидел Бог сынов Израилевых, и призрел их Бог». Почему Бог «вспомнил» о своем завете так поздно: только после нескольких сотен лет, когда сыны Израилевы были уже давно рабами? Видимо, для Него этот завет не так уж и важен, настолько не важен, что о нем можно на время и забыть. А жизнь нескольких тысяч людей, в том числе младенцев, ничего не стоит?! 8. Явление Господа Моисею. Исход, Гл. 3. «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам. […] И простру руку Мою и поражу Египет всеми чудесами Моими, которые сделаю для него; и после того он отпустит вас. И дам народу сему милость в глазах Египтян; и когда пойдете, то пойдете не с пустыми руками: каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных, и вещей золотых, и одежд, и вы нарядите ими и сыновей ваших, и дочерей ваших, и оберете Египтян». Собственно «чудеса» Господа будут подробно проанализированы в следующем пункте, так как их описание находится в другой главе. Но здесь надо обратить внимание на то, что говорит сделать Господь при уходе из страны.

Словами же Библии – «обобрать Египтян», на нашем языке – украсть все их ценные вещи.

Видимо, это нужно для того, чтобы соблазнить сынов Израилевых, чтобы они пошли за Господом Богом (в этом случае Бог – не истинный, иначе он мог бы доказать это и так), либо драгоценности нужны, чтобы приносить их в жертву Богу (кстати, эта версия подтверждается впоследствии), тогда Бог просто очень корыстен. Мне кажется, что других вариантов не существует. 9. Повеление Господа Моисею вести Израиля. Исход, Гл. 4. «И сказал Господь Моисею: когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые я поручил тебе, сделай пред лицом фараона, а Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа». Зачем, с какой целью, Господь после всех чудес, сотворенных Моисеем, хочет ожесточить сердце фараона? Ведь результат будет прямо противоположным – фараон не отпусти народа (как, кстати, и пишется в Библии). Тогда к чему стремится Господь? Ему нравится издеваться над Египтянами? Или он решил наказать Египтян? Но ведь это можно сделать и без «ожесточения» и не таким жестоким образом.

Конечно, такие предположения, как то, что Господь – садист, смешны, но так написано в Библии, причем прямым текстом… 10. Наказание Египтян «…». У Господа видимо начинает развиваться расизм… Если провинился фараон и пара-тройка по-настоящему плохих парней, это не означает, что вся нация – это сплошные негодяи, Это тоже самое, если бы кто-то заявил, что немцы – абсолютно все садисты, как Гитлер.. IV глава Анализ и классификация молитв Молитвой в Библии называется обращение священнослужителя или верующего человека (мирянина) к Господу Богу Нашему, к Богородице или к Святым угодникам Божьим. Такое обращение содержит в себе просьбу о ниспослании милости, защиты от зла, или состоит из благодарности и восхваления. В православии понятие молитвы формулируется так: 'Молитва есть благоговейнейшее обращение ума и сердца нашего к Богу, Которого при этом мы просим о чем-либо или благодарим и прославляем' ('Объяснение символа веры молитв и заповедей' составил протоиерей Григорий Чельцов, издание сорок шестое, Синодальная типография, Петроград 1917). В Священном Писании сказано: “И буду Вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель” (2Кор.6:18). Поэтому во время молитвы верующие должны обращаться к Богу, как к своему родному Отцу Небесному.

Молитвы в религиозно-культовой практике известны со времен язычества.

Языческие молитвы отличались пространностью и маломыслием. Такие молитвы осуждаютсяв Библии самим Иисусом Христом, который и дал первый образец молитвы: “Отче наш” (см. приложения) Еще в Ветхом и Новом заветах имеются указания на совершение молитв, например: 1. Деян 4:24 «...Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них! Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное? Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его. Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой. И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое, тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса»; 2. Кол 1:9 «...не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая [Ему], принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога, укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью, благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего»; 3. Тим 2:1 «...совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте»; 4. Лк 18:13 «Боже! будь милостив ко мне грешнику!»; 5. Лк 1:42 «И воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна ты между женами, и благословен плод чрева твоего!»; 6. Лк 1:46-55 «И сказала Мария: величит душа моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его; явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века». Но такие молитвы не имели точных формулировок.

Впоследствии, во времена, наступившие после первого изгнания евреев, в иудейском культе были установлены строгие правила, определяющие совершение молитвы.

Внешняя форма молитвы: коленопреклонение, возведение рук и другие атрибуты перешли из иудейского культа в христианский.

Впоследствии в христианстве, на основе учения Спасителя и Апостолов, церковью были разработаны единые для всех правила совершения молитв, которые применяются как в общественном, так и в домашнем богослужении.

Обычай осенять себя крестным знамением во время совершения молитвы верующие люди стали применять со времен апостольских . В современном христианстве молитвы делятся на два типа: мысленные (представляет собой восхождение человеческого разума к Богу, восхождение, выражающееся в виде активной работы мысли и чувств, устное обращение к Богу в виде разработанных церковными деятелями и освященных церковью словесных формулировок, к которым можно прибавлять свои просьбы и т. п.) и словесные., которые в свою очередь делятся на три разряда: коллективно-общественные, коллективные семейные и индивидуальные.

Принцип разделения молитв на такие разряды можно понять из названий: коллективная общественная молитва характеризуется осуществлением моления в присутствии незнакомых людей (например, в Храме Божьем), коллективная семейная молитва осуществляется совместно с членами семьи и родственниками обычно в частном доме, индивидуальная молитва представляет собой сокровенное обращение молящегося человека к Богу (такую молитву можно осуществлять в церкви, в часы её малого посещения, или у себя дома). Но можно разделить молитвы и по их содержанию (такое разделение официально не существует). Во-первых, это молитвы с просьбами, они наиболее распространены, потому что человеку свойственно вспоминать о своей вере и Боге, когда ему что-то нужно. Тогда он прибегает к этому типу молитв, который можно также назвать «потребительским». Во-вторых, это так называемые благодарственные молитвы.

Принцип у этих молитв простой: если попросил – тебе дали и ты не поблагодарил, то тебе больше не дадут.

Основаны они большей частью на боязни к Богу, а в меньшей – на благодарности. Их говорят после обеда, после законченного дня и т. п. В-третьих, хвалебные. Эти молитвы на сегодняшнее время заменяют древние жертвы Господу («дары»), и нужны уже не человеку, а самому Господу.

Человек восхваляет в них то, что никогда не видел, и не чувствовал (имеются в виду не герои Библии, а наши верующие современники). И в-четвертых, молитвы, которые часто называют, покаянными, но мне кажется, что для них больше подходит название: «уничижительные и ругательные». В них люди унижают себя до положения рабов и ужасных грешников, не совершивших ни одного доброго дела. Этим люди показывают, что они в достаточной степени боятся и уважают Бога, и таким образом обезопасивают себя от Его гнева. Вывод из анализа: если принять вышеописанный вариант классификации молитв, то получится, что и Бог, и люди относятся к своим отношениям очень потребительски и недушевно. Такой же принцип, к сожалению, проповедуется и в Библии.

Заключение Библия - это большой, сложный текст, неоднозначный и зачастую противоречивый.

Культурная и историческая ценность Библии бесспорна, несомненно, что эта книга, чуть ли не древнейшая на Земле, очень полезна историкам, географам, геологам, археологам, она описывает, возможно, действительные события, произошедшие в далеком прошлом (хотя, как вы прочитали в первой главе,Библию создавали не пророки и не Иисус Христос, как говорят священники, но она создавалась по частям, от совершенно прозаических событий – например, заповеди Писания были взяты из законодательства, - эти части приходили из разных времен, их соединяли и додумывали люди, не имеющие непосредственного отношения к религии и христианству). Но когда речь заходит о восприятии Библии как руководства к действию, её ценность падает почти до нуля - в силу той самой неоднозначности. И должны ли люди верить Библии? Можем ли мы поступать так, как поступали в ней Моисей, Авраам и Ной? Можем ли мы брать за пример отношения к людям у Господа? На основе проведенного исследования я могу сказать категоричное НЕТ. Даже если относиться к тексту Библии, воспринимая его буквально, в нём можно найти обоснование или оправдание для различных, порой диаметрально противоположных точек зрения - например, такие известные учителя иудаизма, как Шаммай и Гиллель нередко делали противоположные заключения, исходя из текста Ветхого завета, зачастую даже основываясь на одном и том же стихе из писания. Если же принимать во внимание ещё и существующие комментарии и истолкования библейских текстов, то оставаясь в рамках этих толкований можно доказать или опровергнуть правильность практически любой точки зрения.

оценка квартиры для наследства в Орле
кадастровая стоимость в Брянске
оценка рыночной стоимости объекта недвижимости в Туле